Намедни президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев дал интервью телеканалу «Россия 24», в котором уделил большое внимание специфике казахстанской внешней политики и, в частности, «союзническим» взаимоотношениям с Россией в рамках ЕАЭС и ОДКБ. Почему я взял слово «союзнические» в кавычки? А вот это очень интересный вопрос, на который я отвечу чуть ниже, но пока обо всём по порядку.

Для начала предлагаю вспомнить события первых дней января текущего года. Тот «шайтан-майдан», который попыталась устроить казахская оппозиция в крупных городах республики, в том числе и в бывшей столице – Алма-Ате. Тогда для нынешней казахстанской власти ситуация развивалась по максимально негативному сценарию.

В отличие от всех прочих «цветных революций», бунт в Казахстане, начавшийся как относительно безобидный протест против резкого повышения цен на газовых заправках, проходил стремительно и уже в считанные часы «восставшие» захватили власть в нескольких населённых пунктах.

В той же Алма-Ате здания управлений МВД, КНБ и местной мэрии – Акимата, были заняты ими практически без боя. У боевиков сразу появилось огнестрельное оружие и начались грабежи, убийства и повальное мародёрство. Страна, во всяком случае её западная и южная часть, просто пошла вразнос.

И только своевременное вмешательство России и введение войск ОДКБ, большую часть которых представляли именно российские военнослужащие, помогли казахским силовикам подавить бунт и быстро восстановить порядок и законность в республике.

Как позже выяснилось, это была попытка людей, причисляемых к клану бывшего лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева, сместить действующего президента Токаева.

И вот теперь, сохранивший и даже значительно укрепивший после тех событий свою власть Токаев, разделавшись с нашей помощью с вооружённой оппозицией и прибрав к рукам все рычаги управления в республике, вместо естественной в таких случаях благодарности в интервью российским журналистам запел уже знакомые нам песни.

«Санкции есть санкции, мы не должны их нарушать, тем более мы получаем уведомления в отношении того, что в случае нарушения санкций последуют так называемые вторичные санкции со стороны Запада в отношении нашей экономики», — объяснил президент Казахстана причины, по которым республика будет соблюдать все ограничения, которые мировое сообщество наложило на Россию, хотя и продолжит работу с Москвой.

«Казахстан ни в коем случае не отказывается от своих союзнических обязательств. Это было бы неправильно, это было бы, в конце концов, неоправданно с точки зрения перспективы, – продолжает Токаев, – Все разговоры о том, что Казахстан якобы охладел, а тем более собирается выйти из ЕАЭС и ОДКБ, абсолютно не соответствуют истине».

Как интересно… Но и это ещё не всё. Затронул казахский лидер и болезненную тему с правами русских людей, проживающих в Казахстане, и функционирование русского языка. По его словам, позиции русскоязычных в республике «в целом не претерпели какого-либо ухудшения», число школ с обучением на русском языке осталось прежним.

«При этом нельзя не замечать повышение интереса к обучению на казахском языке, – продолжил он, – власти Казахстана должны обеспечивать желания людей, которые хотят отдавать детей в школы и детские сады с обучением на казахском языке. В конце концов, Казахстан – в самом имени нашего государства звучит имя Казах».

Всё это мы уже слышали и не один раз. И от прежнего казахского руководства, и от других бывших союзных республик. Чем это всё закончилось в итоге (особенно басни про отсутствие притеснений русского языка и русскоязычных граждан), всем нам хорошо известно. В одной такой же некогда дружественной и даже братской нам республике, в которой также, как нам говорили, просто люди сами внезапно захотели меньше русского и больше национального, мы сейчас вынуждены проводить СВО, искореняя нацизм и русофобию. А начиналось всё точно так же, с широких, но неискренних улыбок местных руководителей и заверений в истинно союзнических отношениях.

Что ж, ещё одно доказательства того, что нам, России, надо очень аккуратно выбирать «союзников», и ни в коем случае не давать им садиться себе на шею. А они, как показывает практика, очень это дело любят.

ЕАЭС (одним из инициаторов создания которого был как раз Нурсултан Назарбаев) – это, давайте говорить честно, пока всё ещё клуб нахлебников. Никакого значимого экономического взаимодействия и взаимного дополнения друг друга, хотя бы приближенного к уровню нынешнего мирового разделения труда, внутри Евразийского союза не происходит (а задумывался он именно для этого, для возрождения позитивного опыта кооперации, существовавшей в рамках СССР).

Во многом именно с этим связаны постоянные поглядывания наших партнёров на США и Европу. Всё, что им нужно от нас (деньги, сырьё, энергоносители и так далее) они получают и так, просто за лояльность, причём в большинстве случаев – лояльность формальную. Не говоря уже о том, что, как правило, местные национальные элиты держат свои активы в западных банках, благодаря чему Запад имеет прекрасную возможность держать их за… самые нежные места.

После январских событий на мгновение показалось, что с прозападной ориентацией казахстанских элит покончено. Поскольку весь западный мир недвусмысленно выступил на стороне бунтовщиков и погромщиков. Но увы.

Выходит, бацилла пресловутой многовекторности слишком сильна, чтобы её можно было вытравить одним махом. Колониальное мышление наших бывших братьев по СССР, оказывается, неистребимо. Получая и даже требуя от нас постоянных преференций для себя, они, тем не менее, во всех своих действиях ориентируются строго на Запад, хотя, казалось бы, тот же Казахстан, даже чисто географически, более зависим от России и Китая.

Почему открытый отказ от выполнения западных санкций против России вполне себе норма для члена НАТО Турции, не говоря уже о странах БРИКС, а для Казахстана, нашего «союзника» (вот поэтому и в кавычках) – тяжкое и непосильное бремя? Да и как вообще в речи здравомыслящего человека, да ещё и облечённого властью, в одном предложении сочетается «приверженность антироссийским санкциям» и признания в «вечной дружбе и союзничестве»? Это что ж за друзья у нас такие?

Уж кому-кому, а представителю кочевого народа Токаеву должно быть хорошо известно, что на двух лошадях одновременно не усидишь, седалища не хватит.

Алексей Белов