Источник изображения: cdnn21.img.ria.ru

Объединение регионов исторической Новороссии в единую административно-территориальную единицу – доказанная историей стратегическая необходимость

Апеллирование к имперскому периоду нашей истории актуально в свете вопроса будущего административно-территориального устройства освобождённых от украинства областей Юга России.

Власти Херсонской области апеллируют к имперскому прошлому

Накануне 77-й годовщины со Дня Великой Победы советского народа над нацистской Германией и её сателлитами в освобождённой русской армией от украинских террористов Херсонщине произошло знаковое событие.

Во-первых, Херсон посетила влиятельная делегация из России и Донецкой Народной Республики, возглавляли которую глава ДНР Денис Пушилин и секретарь Генерального совета партии «Единая Россия», член Совета Федерации РФ Андрей Турчак. Они провели встречу с недавно назначенным главой Херсонской военно-гражданской администрации (ВГА) местным политиком Владимиром Сальдо, в ходе которой из уст последнего прозвучали вполне недвусмысленные заявления о том, что Херсон уже является «неотъемлемой частью России». Турчак в свою очередь отметил, что обратного пути в нацистскую Украину у Херсонщины уже нет, и анонсировал открытие в Херсоне логистического центра гуманитарной помощи от партии «Единая Россия».

При этом с 1 мая 2022 года освобождённые от Украины территории Юга России (Херсонская и южная часть Запорожской областей) официально вошли в рублёвую зону. На ближайшие четыре месяца установлен так называемый переходный период, во время которого в регионе официально будут ходить как российские рубли, так и украинские гривны, после чего все расчёты будут осуществляться исключительно в российской валюте. Здесь важно напомнить, что в Крыму полное вытеснение гривны произошло менее чем за два с половиной месяца.

Во-вторых, заместитель председателя Херсонской ВГА Кирилл Стремоусов сделал крайне важное с точки зрения исторической преемственности заявление, на котором необходимо особенно акцентировать внимание.

Речь идёт о намерении херсонских властей вернуть исторический герб времён Российской империи, который был утверждён Высочайшим указом в 1803 году, когда Херсон по воле главного командира портов Чёрного моря маркиза де-Траверзе стал губернским центром вместо Николаева.

Первый герб Херсона представлял собой увенчанного короной чёрного двуглавого орла в золотом поле. В правой лапе орёл держит лавровую ветвь, а в левой – пламя. На груди у орла в голубом щитке золотой православный крест с четырьмя лучами.

Этот символ Херсона и Херсонской губернии просуществовал немногим более полувека до геральдической реформы Бернгарда Карла Кёне, проведённой в царствование императора Александра II. Тогда было признано недопустимым использование государственной символики в геральдике городов и губерний, вследствие чего в 1878 году к 100-летию Херсона всё тот же барон Кёне разработал для города и губернии новый герб, представляющий собой синий щит, в центре которого окружённый тремя золотыми императорскими коронами серебряный православный крест. Крест символизировал преемственность с древней Херсонской епархией (с центром в Херсонесе Таврическом, находящимся на территории современного Севастополя), в которой в 988 году принял православное крещение русский князь Владимир Великий.

Этот герб Херсона и Херсонской губернии также просуществовал около четырёх десятилетий до установления в регионе Советской власти. Такие геральдические символы как православный крест и императорские короны никак не сочетались со «строительством нового мира» и на шестьдесят лет Херсон остался без собственной символики. Лишь в 1978 году к 200-летию города был принят новый и, пожалуй, самый невыразительный за всю историю региона герб, представляющий собой  «половину якоря и половину шестерни, образующие круг, сопровождённый в середине парусником, а сверху украинским орнаментом».

За тридцать лет пребывания в составе «незалежной» Украины Херсон дважды менял свою геральдическую символику. В 1995 году городской совет принял новый, отличный как от имперского, так и от советского герб. Он представлял собой французский щит, в синем поле которого золотые ворота Херсонской крепости, под которыми два положенных в Андреевский крест золотых якоря. Под щитом на золотом фоне в обрамлении золотых дубовых и лавровых листьев написан год основания города «1778».

Десять лет спустя, в 1995 году этот герб Херсона посчитали недостаточно «патриотичным». Цветовая гамма нового утверждённого в 2005 году герба уже полностью гармонировала с украинским флагом. Единственная отсылка к позднему гербу имперских времён – венчающая герб золотистая трёхзубчатая башенная корона, символизирующая статус областного центра.

Мы не случайно провели этот экскурс в историю геральдики Херсона, поскольку первый и дольше других просуществовавший вариант с двуглавым орлом в золотом поле самым непосредственным образом символизирует воссоединение региона с Большой Россией, от которой он был оторван последние три десятилетия с момента распада единого государства.

Таврическая область – яркий пример из прошлого…

Апеллирование к имперскому периоду нашей истории актуально в свете вопроса будущего административно-территориального устройства освобождённых от украинства областей Юга России. Уже сейчас в экспертных кругах озвучиваются инициативы по созданию «Херсонской народной республики» или «Крымского федерального округа» с центром в Симферополе (существовал в 2014-2016 гг. после воссоединения с Россией Республики Крым и города Севастополя, затем был включён в состав Южного федерального округа с центром в Ростове-на-Дону) для реинтеграции Херсонской, Запорожской областей, а в дальнейшем Николаевской и Одесской в состав Российской Федерации.

На наш сугубо субъективный авторский взгляд второй вариант более обоснован с исторической, политической и сугубо практической точек зрения.

Мы не будем сейчас критиковать ДНР и ЛНР. Отметим лишь, что статус самостоятельных государств, в котором они пребывают последние восемь лет, является в значительной степени вынужденной мерой и изначально никем из «отцов-основателей» народных республик не рассматривался на долговременную перспективу. И жители Донбасса, и политическое руководство едины во мнении, что Донетчина и Луганщина должны войти в состав России на правах субъектов федерации (в статусе республик, областей или даже отдельного Донбасского края — вопрос, не имеющий принципиального значения для абсолютного большинства сегодняшних граждан ДНР и ЛНР). В условиях, когда процесс реинтеграции Донецкой и Луганской народных республик в состав Большой России находится на завершающем этапе, создавать новые «херсонские», «запорожские», «харьковские», «одесские» и тому подобные «суверенные республики» по аналогии со смутными временами 1918 года не только бессмысленно, но и контрпродуктивно.

В сложившейся ситуации примером для нас должна служить Таврическая область (позднее – губерния) времён Российской империи.

Созданная в 1784 году указом императрицы Екатерины II на присоединённых к России землях поверженного Крымского ханства Таврическая область включала в себя, помимо Крымского полуострова, обширную материковую часть Новороссии, именуемую Северной Таврией — Днепровский с центром в Алёшках (ныне — Херсонская область) и Мелитопольский (приазовская часть современной Запорожской области), уезды.

При Павле I Таврическая область вошла в состав обширной Новороссийской губернии с центром в Новороссийске (именно такое название носил Екатеринослав, он же — современный Днепропетровск в 1797–1802 годах). Однако уже в 1802 году новый император Александр I разделил единую Новороссийскую губернию на три: Екатеринославскую, Николаевскую (с 1803 года — Херсонская) и Таврическую.

Без существенных административно-территориальных изменений Таврическая губерния, как и соседние и тесно связанные с ней в экономическом и хозяйственном отношении Екатеринославская и Херсонская губернии, просуществовали вплоть до начала большевистских национальных экспериментов. Три из восьми уездов Таврической губернии (Днепровский, Мелитопольский, Бердянский) выходили за пределы Крымского полуострова и включали в себя степные плодородные земли материковой Новороссии.

Новейшая история подтвердила тот факт, что автономное существование Крыма без Северной Таврии, как и всей Новороссии в отрыве от Крымского полуострова крайне затруднительно.

Так, весной 1920 года в Крыму сосредоточилась эвакуировавшаяся с Северного Кавказа белогвардейская «Русская армия» генерала Петра Врангеля. Одной из ключевых задач её командования стало очищение от большевиков Северной Таврии, которое Врангель считал «жизненно необходимым» как с точки зрения продовольственного снабжения армии, так и в плане выхода на оперативный простор с перспективой создания широкого антибольшевистского фронта с Польшей и недовольными политикой советской власти южнорусскими крестьянами и казаками.

Летом 1920 года белогвардейцы, воспользовавшись активными боевыми действиями между Советской Россией и Польшей, прорвались из Крыма и очистили от красных всю территорию Таврической, а также часть Екатеринославской и Херсонской губерний. Однако понесённое в конце октября 1920 года тяжёлое поражение от Красной Армии и отступление обратно за крымские перешейки предопределили последующий исход армии Врангеля из Крыма (подробнее об этих событиях в цикле материалов News Front, посвящённых событиям 1920 года).

В результате большевистских национальных экспериментов Таврическая губерния была упразднена, а её территория разделена между двумя формально самостоятельными советскими республиками – Российской и Украинской. Так, уезды Северной Таврии в 1920–1921 годах были включены в состав Украинской ССР, а в Крыму в 1921 году была образована Крымская автономная советская социалистическая республика (АССР) в составе РСФСР. Вскоре после депортации с полуострова крымских татар, а также болгар, греков и армян, проведённой после освобождения от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году, Крым был лишён автономного статуса и преобразован в область. А в 1954 году по инициативе первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва Крымская область была передана в состав Украинской ССР. Вернуть республиканский статус Крым смог только в 1991 году, однако неоднократные попытки крымских властей вернуться в состав России в первой половине 1990-х гг. сталкивались с ожесточённым сопротивлением не только Киева, но и ельцинской Москвы (подробнее в материале News Front ).

Как мы все знаем и помним, историческая справедливость в отношении Крыма была восстановлена только в 2014 году. Спустя восемь лет наконец-то пришёл черёд и остальной Новороссии.

… и стратегическая необходимость на будущее

Собственно, разгул майданобесия и русофобии на Украине в 2014-2022 гг. подтвердил тот факт, что Крым без Северной Таврии, равно как и соседние материковые области без Крыма не являются самодостаточными. Достаточно вспомнить устроенную украинскими нацистами водную блокаду полуострова или запреты на поставки в Крым сельскохозяйственной продукции, что негативным образом отразилось как на фермерах Херсонщины, Николаевщины и Запорожья, потерявших основной рынок сбыта продукции, так и на крымчанах, столкнувшихся с ростом цен на многие продукты (особенно до запуска Крымского моста в 2018 году).

И в очередной раз подчеркнём то, о чём мы постоянно говорили на протяжении всех последних восьми лет: наличие сухопутного коридора в Крым через материковую Новороссию – ключевой фактор безопасности всего Российского государства. Крымский полуостров больше никогда не должен быть отрезан от России, как того желают руководящие киевским режимом западные стратеги, которые открыто заявляют о том, что Украина должна нанести удар по Крымскому мосту.

Совокупность экономических, геополитических и военных факторов приводит нас к необходимости воссоздания единой в административном и хозяйственном отношении Русской Тавриды.

К слову, о необходимости преобразования Республики Крым в Таврическую область (с перспективой территориального расширения) говорил ещё несколько лет назад мудрый Владимир Жириновский, к сожалению, немного не доживший до восстановления исторической справедливости в отношении некогда варварски оторванной от Большой России прекрасной Новороссии.

Дмитрий Павленко, специально для News Front