ФОТО: JOKE_PHATRAPONG / SHUTTERSTOCK.COM

Одна из крупнейших металлургических компаний России, ПАО «Северсталь» Алексея Мордашова, обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием разобраться с «некорректными», по мнению фирмы, высказываниями руководителя Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского. Такое публичное нападение на федеральный исполнительный орган власти – весьма смелый шаг со стороны одного из богатейших людей нашей страны. Смелый, но при этом крайне опрометчивый.

Троллинг в большой политике – не редкость. Когда ситуация тупиковая, профессиональные дипломаты нередко практикуют его, чему наглядным примером являются наши предложения о вступлении СССР в НАТО в начале холодной войны или теперешнее требование к Североатлантическому альянсу убраться к границам 1997 года. В экономике троллинг тоже присутствует, подчас довольно жёсткий. Вспомнить хотя бы знаменитое высказывание Владимира Путина про руководителя компании «Мечел» Игоря Зюзина, не явившегося на совещание металлургов и угольщиков по состоянию здоровья.

Конечно, болезнь есть болезнь, но я думаю, что Игорь Владимирович должен как можно быстрее поправиться. Иначе к нему доктора придётся послать и зачистить все эти проблемы,

– сказал как отрезал Владимир Владимирович, обрушив акции компании в несколько раз.

Слишком грубый «наезд»

Но существует и неудачный троллинг, чреватый для тех, кто им занимается. Классический пример – последние действия председателя совета директоров ПАО «Северсталь» Алексея Мордашова. Его компания обратилась в Генеральную прокуратуру России с просьбой проверить высказывания не кого-нибудь, а главы Федеральной антимонопольной службы Максима Шаскольского, якобы оказывающего давление на антимонопольное расследование. Что вызвало столь острую реакцию Алексея Александровича?

С конца 2020 года цены на целый ряд продуктов металлургии на внутреннем рынке нашей страны повысились в 2-2,5 раза. Никаких объективных предпосылок к этому не было и быть не могло. Стоимость железной руды на мировых рынках действительно скакнула, но затем вернулась к своим обычным значениям. Да и отечественные металлургические компании самостоятельно обеспечивают себя сырьём, а это существенно снижает себестоимость конечной продукции. Однако внутрироссийские цены на металл выросли на порядок. Всё из-за того, что олигархи решили воспользоваться благоприятной конъюнктурой в мире и оставили русские предприятия, что называется, с носом.

Мы посчитали, что металлурги нас (государство, бюджет) – извините за это слово – нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 миллиардов рублей,

– заявил первый заместитель председателя правительства Андрей Белоусов.

Естественно, не стала молчать Федеральная антимонопольная служба. Вообще-то она и существует для того, чтобы реагировать на подобные ситуации. Возможно, если бы у руля ФАС находился предыдущий глава, «яблочник» и системный либерал Игорь Артемьев, ничего бы и не произошло. Всё списали бы на «рыночные законы» и вездесущую «невидимую руку рынка». Однако Шаскольский – судя по всему, человек другого склада.

В конце декабря 2021 года ФАС озвучила результаты предварительного расследования. Согласно данным регулятора, «Северсталь» вместе с Новолипецким металлургическим комбинатом и Магнитогорским металлургическим комбинатом завышали расценки на внутреннем рынке, то есть именно «нахлобучивали» в том числе государство.

Может быть, штрафы в отношении металлургов будут больше, чем по Google, поэтому вы про эти рынки тоже не забывайте. Там также идёт расследование, там крупнейшие компании, поэтому, может быть, ещё и здесь вас удивим. Это нарушение антимонопольного законодательства, притом что рыночные условия не способствовали такому повышению цены… Мы работаем, там вот сто томов у нас есть по каждому предприятию, изучаем эту ситуацию. Но это в процессе ещё, это дело 2022 года,

– рассказал руководитель Федеральной антимонопольной службы в интервью телеканалу RTVi.

Вот эти слова и возбудили «Северсталь». Да так, что подчинённые господина Мордашова не остановились перед публичной «заявой» в Генпрокуратуру. Попытка внести раскол в государственные структуры до добра не доведёт. С морально-этической точки зрения такой шаг металлургического гранда не лезет ни в какие ворота и грозит вернуться бумерангом. Как показывает новейшая история России, «бессмертных» фирм нет. Достаточно вспомнить дело ЮКОСа – одной из крупнейших нефтяных компаний начала 2000-х.

«Северсталь» – национальное достояние Республики Кипр?

Тем более стратегия «Северстали», мягко говоря, не очень комплементарна национальным интересам. Как говорит официальная отчётность, в руках господина Мордашова находится более 77% акций объединения. По данным базы СПАРК на конец второго квартала 2021 года, 76,85% акций «Северстали» принадлежало кипрским офшорам Loranel Limited, Astroshine Limited, Rayglow Limited, Pearlgreen Limited, Astroshine Investments Limited. За 2016–2020 годы ПАО «Северсталь» выплатила дивидендов на общую сумму около 489 миллиардов рублей. Значит, примерно 375 миллиардов утекло на прекрасный средиземноморский остров. По результатам 2021 года дивиденды в принципе ожидаются рекордные – на Кипр утечёт ориентировочно ещё не менее 180 миллиардов. Поистине Россия – щедрая душа, раз позволяет выводить такие объёмы.

Внимательный наблюдатель скажет: но ведь с Кипром совсем недавно пересматривалось соглашение об избежании двойного налогообложения, было поручение президента. Так и есть, только Министерство финансов во главе с Антоном Силуановым саботировало указания Владимира Путина и внесло такие поправки в СИДН, которые фактически обнуляют любой позитивный эффект. Публичные компании, значительная доля акций которых обращаются на бирже, могут по-прежнему выводить деньги по льготной ставке. ПАО «Северсталь» – как раз такая компания.

В свете вышесказанного возникает вопрос: русская ли это фирма? Что мешает Алексею Мордашову, человеку, чьё состояние вместе с семьёй, по оценкам Forbes, превышает 29,1 миллиарда долларов, перерегистрировать материнские компании в России и перевести головную компанию из Москвы в Вологодскую область – туда, где сконцентрирована основная производственная деятельность «Северстали»? Это никакое не самопожертвование. В принципе, такие требования со стороны власти должны стать правилом хорошего тона, если мы собираемся развивать Россию, а не оставлять её в статусе полуколонии глобалистов.

Что с того?

Бесконечно ли терпение нашего государства, скоро узнаем. Хотелось бы напомнить любителям потроллить ФАС о том, что сейчас госорганы приняли на вооружение весьма интересный инструмент – пересмотр итогов по сути своей криминальной приватизации 1990-х годов. Если какая-то компания очень сильно «косячит», к ней наведываются те самые пресловутые «доктора», о которых когда-то говорил Владимир Владимирович, и начинают разбираться с тем, как те или иные активы перешли в частную собственность. Полагаю, объяснять, что при Ельцине народное добро раздавалось кому попало, не нужно. По крайней мере, разжёвывать это старшему поколению точно излишне.

За последнее время случаев возврата частных активов в госсобственность – масса. Соликамский магниевый завод (СМЗ), Башкирская содовая компания, ОАО «Кучуксульфат», Дальневосточное морское пароходство. Компания «Северсталь» была приватизирована в 1993 году. Уже сам этот факт должен останавливать Алексея Александровича, удерживать его от «наездов» на федеральные органы исполнительной власти. Но нет, Мордашов предпочитает действовать жёстко и решительно, напролом. С интересом понаблюдаем, что из этого выйдет.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ