ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ / АГН «МОСКВА»

Огромный минус фондового рынка России – его уязвимость перед иностранными инвесторами, недостаток ликвидности. События середины декабря 2021 года продемонстрировали, что естественный или искусственный отток зарубежных игроков с Московской биржи способен обвалить его как минимум на несколько процентов. Это приводит к огромным финансовым потерям и рядовых держателей акций, и наших предпринимателей. Центральный банк же в лице Эльвиры Набиуллиной не делает ничего, чтобы навести порядок на рынке ценных бумаг.

Несколько недель назад мой хороший товарищ решил установить себе приложение «ВТБ Инвестиции» и начать торги на бирже. Все так делают, почему бы не попробовать? На свою беду решил, начитавшись многочисленных аналитиков, закупиться акциями «АФК Система». Купил их 7 декабря по цене 24,2 рубля за 1 ценную бумагу, а 13 декабря, глядя на стремительное падение индексов, продал по цене 21 рубль за акцию. Нетрудно представить себе, насколько он «влетел». Конечно, не катастрофа, но крайне неприятно и гнетуще. Таких, как мой друг, теряющих большие суммы, десятки тысяч по всей стране. И виноваты отнюдь не финансовая неграмотность или политика компаний, вышедших на торги.

А кто?

За декабрь 2021 года иностранцы вывели с фондового рынка нашей страны ни много ни мало 700 миллионов долларов. Нетрудно предугадать, как это сказывается на котировках крупнейших отечественных фирм, которые вышли на IPO. Фактически мы наблюдаем за крайне неприятной ситуацией: на нашем фондовом рынке стараниями системных либералов орудуют целые ватаги иностранных спекулянтов. Итог плачевный: многомиллионные потери русских предпринимателей и держателей акций. В чём же причина?

Я мечтал, когда станет полноценным конвертируемый рубль, которого никто не будет бояться, и все забудут слово «деревянный». Вот это произошло, у этого даже есть дата. Но мало кто это ощущает потому, что это скорее специалисты знают. Это 1 июля 2006 года, когда мы сняли ограничения на движение капитала внутри России и вне,

– заявил нынешний глава Счётной палаты Алексей Кудрин в интервью «Коммерсанту» летом текущего года (вообще Алексей Леонидович любит разглагольствовать о своих великих свершениях, называя так всё, что хоть сколько-нибудь соответствует линии глобализма).

Ему активно поддакивает руководитель Банка России Эльвира Набиуллина:

На каких принципах мы выстраиваем свою политику? Первое – это отсутствие ограничения на движение капитала. Отказ от этого достижения действительно может нас отбросить на много лет назад,

– сказала председатель Центробанка на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовёт!»

«Главное достижение» Кудрина и многомиллионные потери

Действительно, сислибы активно способствуют тому, чтобы ограничения на свободное перемещение капитала были сняты. Ответственный за фондовый рынок Центральный банк во главе с Эльвирой Набиуллиной делает всё, чтобы выдавить русские акции за рубеж, а иностранцев привлечь на наши биржи. Все эти действия носят исключительно идеологический, либеральный характер и не имеют ничего общего с национальными интересами России.

Вкладывание капитала в акции пагубно сказывается на экономическом развитии. Вкладывать средства нужно в облигации, чтобы обеспечивать фирмы реального сектора экономики дешёвым финансированием. Показательным являлся обвал на Московской бирже 14 декабря 2021-го. С утра котировки обрушились сразу на 7%. Руководство Мосбиржи запустило сессию с 7 до 10 утра – как раз тогда, когда на русском рынке не хватало ликвидности, а на зарубежных шли активные торги. По итогу иностранцы начали распродавать акции по заниженной стоимости, что привело к кризисной ситуации.

Дабы избежать очередного повторения «чёрного вторника», Центральный банк должен предпринять ряд мер по защите отечественного фондового рынка. Во-первых, следует дестимулировать размещение русских акций на зарубежных площадках и перенести нынешние ценные бумаги на Родину. Во-вторых, разработать ряд мер по ограничению доступа иностранному капиталу и осложнить для него покупку русских акций. В-третьих, следует насытить фондовый рынок нашей страны ликвидностью, чтобы уход нерезидентов России с него, естественный либо искусственный, не приводил к плачевному результату.

Что с того?

Конечно, всё это не означает полного закрытия и изоляции России, как пытаются представить либеральные монетаристы, употребляющие слово «изоляция» и к месту, и не к месту. Зарубежные компании могут и должны способствовать развитию крупных и социально значимых инфраструктурных проектов, однако делать это возможно только через облигации, но никак не через вхождение в акционерный капитал. Компаниям реального сектора нужны дешёвые деньги. Иностранцы готовы их дать, но предпочитают из-за слабого регулирования заниматься спекулятивными операциями на Московской бирже.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ