ФОТО: DMITRY CHASOVITIN / GLOBALLOOKPRESS, JULES2000 / SHUTTERSTOCK.COM

Нет сомнений в том, что пандемия коронавируса, как и все предшествующие ей, рано или поздно закончится. Но какими мы выйдем из неё – объединёнными и сплочёнными или разделёнными и обозлёнными? Вопрос не праздный, а очень серьёзный, от правильного ответа на который зависит судьба не только России, но и всего человечества.

Разумеется, бороться с распространением коронавирусной инфекции, как и с распространением всех прочих инфекций, важно и нужно. Но, похоже, у коронавируса есть шанс стать первой в истории инфекцией, для ограничения которой повсеместно будут введены специальные цифровые метки – QR-коды. Ранее ни при одной пандемии подобных или похожих удостоверений для привитых или переболевших не вводилось. Ограничивались карантинами.

Изначально QR-коды были придуманы в Японии в целях использования в автомобильной промышленности, – напомнила Анна Шафран. – Но они оказались настолько удобными, что постепенно вытеснили штрих-коды на многих товарах и вот, постепенно добрались до людей. У технологии массового присвоения QR-кодов есть несколько очевидных рисков, и ряд из них обсуждали на слушаниях в Общественной палате, которые прошли в понедельник, 6 декабря.

Участники слушаний отметили, что правительственные законопроекты о куар-кодах не предполагают особенного порядка для людей с особенностями развития, находящихся на попечении, пожилых людей, граждан с нарушениями навыков пространственной ориентации и другими проблемами в их взаимодействии с медицинскими учреждениями, органами социальной защиты, авиа- и железнодорожными перевозчиками. А это в социальном государстве, которым по Конституции является Россия, недопустимо!

И это далеко не единственная угроза, исходящая от предлагаемых законопроектов в их нынешнем виде. Мы регулярно узнаём о новых и новых утечках из разнообразных баз данных. Информация с куар-кодов – это такая же база данных, и непонятно, что помешает мошенникам получить к ней доступ.

Причём мошенники – это в лучшем случае. Иностранные разведки, уверена, тоже очень заинтересованы в получении максимально подробной информации о гражданах России. Поэтому прежде чем внедрять поголовное куар-кодирование, хотелось бы узнать, насколько будет защищена эта стратегическая информация от внешнего воздействия. Об этом также говорилось в Общественной палате.

Вопросов много, а ответов от депутатов и чиновников мы пока слышим крайне мало. Сама их готовность к диалогу вызывает серьёзные вопросы. Впрочем, будем надеяться, что самое широкое общественное обсуждение законопроектов о QR-кодах, как и любых других, затрагивающих всех без исключения граждан России, всё-таки произойдёт до, а не после их принятия.

Русская Православная Церковь веками занимается тем, что отвечает на самые разнообразные вопросы людей. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл накануне призвал верующих не опасаться заболеть коронавирусом в храмах, так как в них соблюдаются ограничительные меры и присутствует Благодать Божья.

Мы будем бороться за Божественную благодать

О том, как к QR-кодам относится Церковь, и многом другом в студии «Первого русского» ведущая Анна Шафран беседовала с клириком Храма святителя Филиппа Московского в Мещанской слободе иереем Игорем Филоненко.

Анна Шафран: Давайте начнём нашу беседу с главного вопроса: как Церковь относится к QR-кодам и в чём отличие этого явления от паспортов, СНИЛС, ИНН, автомобильных прав и других уже существующих идентификаторов личности?

Игорь Филоненко: Церковная позиция, как и позиция части клириков, всегда опирается на те благословения, те традиции, которые даёт наше священноначалие. Вы начали программу со слов Патриарха Кирилла, который сказал, что в церквях соблюдаются все необходимые правила безопасности по эпидемиологическим нормам и присутствует Божественная благодать.

Для нас эти слова являются главнейшим определением того, как мы вообще должны относиться к нашей жизни. Присутствие Божественной благодати является важнейшим фактором, за который мы будем бороться, что бы нам ни предлагали взамен этого. В рождественском интервью телеканалу «Россия 1» Патриарх Кирилл вообще выступал против цифровизации и контроля над личностью. Он обратился к властям с призывом, чтобы они отказались от идеи осуществления цифрового контроля над человеком.

В современном IT-пространстве человечество достигло такого уровня развития, который может угрожать свободе человека и даже его жизни. Подобная цифровизация, подобный контроль приведёт к тому, что нас поместят в рабство. Весь вопрос, как говорит Святейший Патриарх, заключается в том, в чьих руках окажутся ключи и в каких целях их будут использовать.

Эта позиция основана на священных текстах, а именно – на «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, где в главе 13 говорится:

И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

И тут нам надо понимать следующее: мы понимаем, что ни QR-код, ни ИНН, ни электронные карты не являются тем числом Антихриста, которого боятся люди, нередко склонные к сектантству. Они мало изучали святых отцов, комментарии к Священному писанию и поэтому заблуждаются.

Невозможно поставить печать Антихриста без согласия самого человека

Эти смущения, которые мы сейчас обсуждаем, они ведь не новые. Это всё было и в 90-х, и в нулевых годах. Сейчас просто всё это совершенствуется и становится более технологичным.

Почему мы это столь смело утверждаем? Митрополит Тихон (Шевкунов), ближайший ученик и последователь архимандрита Иоанна (Крестьянкина), озвучил его мнение: невозможно поставить печать Антихриста – число зверя или имени его на руку или на чело человека, если сам человек с этим не согласен.

Никакого варианта, что по-хитрому поставят эту печать, вколов нам какую-то вакцину или ещё что, нет. Для этого требуется личное отречение человека. И даже если это отречение будет совершено под насильственным воздействием, то оно считаться не будет – Господь никогда не бросает падших людей, он борется за каждую падшую душу до конца и в самые тяжёлые минуты нашей жизни он никогда не даст совершиться такому беззаконию, как нечаянное присвоение нам этого страшного начертания.

– С этой точки зрения, QR-код всё-таки не то число зверя, которого многие опасаются, потому что для этого нужно будет ещё и откровенно отречься от Бога и присягнуть тёмным силам?

– Совершенно верно.

– А чем тогда отличаются QR-коды, о которых мы говорим сегодня, от предыдущих форм внедрения цифровых идентификаторов?

– Есть принципиальное отличие. QR-код – это такая всеобщая проблема, которой кто-то боится, кто-то нет. QR-код может внести в наше церковное общество, да и вообще в общество людей глубокий раскол. Если ты имеешь QR-код – ты можешь ходить в храм, а если не имеешь – тебя могут в храм не допустить. Имеешь QR-код – можешь пользоваться всей общественной инфраструктурой, не имеешь его – то пользоваться всем этим не можешь.

Раньше такие цифровые идентификаторы подобной власти над человеком не имели. А QR-код такую власть имеет, и именно этого так опасаются люди и этим возмущаются. У нас наука очень развита сейчас, и я уверен, что можно придумать массу других вариантов, которые не беспокоили бы ни верующих, ни неверующих людей, как это сейчас происходит.

– Главное – это раскол, я правильно понимаю?

– Да, главное – это раскол нашего общества. Это плохо и с точки зрения военной доктрины, которую приходится иногда изучать, – это прямо форма гибридной войны. Мы не хотим этого, мы этого боимся.

– А что значит раскол с точки зрения духовной?

– Главным признаком русской православной церковности является соборность. Если QR-коды несут нам разделение, то о какой соборности может идти речь? Почему для нас соборность является важной? Всё – в словах нашего Спасителя. В Евангелии от Иоанна Богослова читаем:

Всё, что дает Мне Отец, ко Мне придёт; и приходящего ко Мне не изгоню вон.

В самом начале пандемии у нас полиция ходила и проверяла – закрыт ли храм. Богослужения шли там, где священство не болело, а могло служить. Но людей в храмы практически не пускали. Почему это плохо? Потому что у нас есть важнейшее богослужение, во время которого совершается самое главное таинство Евхаристия – Литургия, что в переводе с греческого означает «общее дело».

По церковному Уставу предписано, что если в храме нет причащающихся прихожан, которые будут участвовать в этом таинстве, то Литургия заменяется аллилуйной службой. Поэтому в храме всегда ждут прихожан, чтобы проводить Литургию – общее дело, которая и сообщает нам ту соборность, о которой мы сейчас с вами говорим.

– Теоретически, если встать на путь раскола, в финале этого пути, с духовной точки зрения, это прекращение Литургии.

– Это прекращение вообще всякого богослужения: люди будут приходить, а в церкви им должны говорить «нет».

В чьих интересах это делается?

– И тут мы плавно выходим к вопросу о том, в чьих интересах это делается?

– Конечно, всё, что человек делает, он делает с определённой целью. Значит, у всего этого есть некая идея. Возможно, мы ничего о ней не знаем.

Что означает новая эра? Я этого не понимаю. Когда наступил 2000 год, люди испытывали восторг и удивление: мы живём в XXI веке! Для тех, кто постигает философский смысл жизни, это тоже было чем-то удивительным. XXI век у всех ассоциировался с каким-то невероятным периодом.

Нам сказали по телевидению: это миллениум, третье тысячелетие. А что это значит? Мы знаем Средневековье, модернизм, постмодернизм, а что такое миллениум? Это совершенно непонятно. Где философия, где раскрытие этого понятия?

А ведь это программа, которая заявлена в 2000 году. Что она значит – можно только догадываться. А какова роль человека в третьем тысячелетии? Мы считаем, что миссия Церкви – победа над злом. Церковь призывает человека быть образом Божьим. Причём, не просто приняв крещение, а уподобившись нашему Творцу.

– Кажется, я поняла, к чему вы ведёте, отец Игорь. Та философия новых ценностей, которая зиждется на идеях трансгуманизма, подразумевает совершенно другой вектор развития человечества, когда сам человек должен стать Богом. Об этом же речь идёт – вот это усовершенствование, киборгизация и так далее.

– Трансгуманизм точно не ведёт к тому, чтобы стать Богом. Возможно, сторонники трансгуманизма проповедуют философию того, как стать Богом без Бога. Идея это не новая. В прошлом веке с этим столкнулись в атеизме и увидели, что из этого получилось.

А если ссылаться на такого деятеля, как иеромонах Серафим Роуз, который написал книгу «Человек против Бога», – представляете, какое страшное название? В этой книге он представил анализ всей современной науки и сообщил, что Ницше – прекрасный философ, которым восхищался Гитлер. По словам Роуза, Ницше – это пророк ада. Мы видим нигилизм. А он несёт с собой фашизм.

Русский философ Иван Ильин написал в одной из своих работ, что фашизм – это результат всех революций, которые начались в Европе и закончились в России.

– А революции – это восстание против мироустройства, положенного Господом?

– Похоже, что так. По фактам, в каждой стране революции происходили самым жесточайшим образом, со сменой национальной элиты, со свержением монархии. Где наша национальная элита, которая веками взращивалась и береглась? А наличие национальной элиты означает устойчивые позиции любого государства.

Заметьте, люди всегда любой ценой защищали границы своих государств. Почему это происходит? Скорее всего, это основано на религиозном понимании того, что нам Бог дал эту землю, положил границы. В Деяниях Апостолов говорится:

От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределённые времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас.

Современный человек всё время входит в протест

– А когда мы наблюдаем противоположного характера процессы, связанные с глобализацией, с насаждением инструментов глобального управления, мы понимаем, что QR-коды – это не наша отдельно взятая история, а это тот инструмент, который повсеместно применяется. Мы должны в этот момент задуматься, насколько это согласуется с тем, что нам Бог положил, если рассуждать с духовной точки зрения.

– Совершенно верно. Современный человек почему-то всё время входит в протест. Почему-то он не может осознать, что всё, что создал Бог, он не предполагал, что человек будет жить вне рая, по его замыслу человек создан для того, чтобы жить в райском блаженстве.

Но когда человек оказался вне рая по причине грехопадения, Бог не оставил человечество в лице Адама и Евы. Бог дал человечеству спасительные заповеди, как условие жизни, против которых современный мир очень восстаёт.

Завершая программу, Анна Шафран отметила, что сегодня в беседе удалось обсудить многие риски от недостаточно проработанных и не вполне продуманных законопроектов, вводящих в нашу жизнь такое явление, как обязательные куар-коды для подавляющего большинства граждан России.

Но есть ещё один, самый серьёзный и опасный риск – это утрата легитимности решений органов власти, и как следствие – снижение доверия к государству. В ситуации нарастающей внешней угрозы легитимность жизненно важна. Более того, если наши так называемые «иностранные партнёры» почувствуют снижение легитимности власти – это может спровоцировать их опять испытать Россию на прочность. Мы, конечно, победим, но какой ценой?

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА