ФОТО: ROBERJZM / SHUTTERSTOCK.COM

В России продолжается дискуссия вокруг законопроектов о QR-кодах, которые у многих граждан вызывают резкое неприятие. Из-за недовольства людей власть уже сейчас несёт потери. Пойдут ли чиновники на уступки, понимая недовольство? Размышляем вместе с экспертами Царьграда.

Жаркая дискуссия, развернувшаяся в Общественной палате, продолжалась более трёх часов. Своё мнение изложили как противники, так и сторонники обязательной вакцинации и QR-кодов. Врачи, принимавшие участие в дискуссии, напомнили, что во время пандемии жертвами коронавируса стали 16 тысяч медиков. И может так случиться, что лечить будет некому. Вакцинация – это единственное, что может помочь нашему обществу справиться с коронавирусом, и если нужны QR-коды, значит, их нужно ввести, считают специалисты. Оппоненты говорят, что ситуация вокруг законопроекта о QR-кодах взрывоопасная. Впрочем, следует отметить, что ряд врачей не считают QR-коды медицинской мерой, хотя и призывают к массовой вакцинации.

Пока Дума думает: что будет с QR-кодами?

Позиция Госдумы: чтобы в середине декабря депутаты могли принять взвешенное решение, услышаны должны быть все мнения по этому вопросу. Первые документы о введении QR-системы запретят людям, не имеющим цифровой отметки, посещать любые учреждения, кроме продуктовых магазинов и аптек. Однако и сейчас, до принятия законопроекта, отмечаются перегибы на местах.

В конце минувшей недели стало известно, что законопроекты о QR-кодах в общественных местах и на транспорте могут быть дополнены нормой, согласно которой получение QR-кода для посещения общественных мест и передвижения на поездах и самолётах будет возможно на основании отрицательного ПЦР-теста.

ЗАКОНОПРОЕКТЫ О QR-КОДАХ МОГУТ БЫТЬ ДОПОЛНЕНЫ НОРМОЙ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ПОЛУЧЕНИЕ КОДА ДЛЯ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ НА ПОЕЗДАХ И САМОЛЁТАХ БУДЕТ ВОЗМОЖНО НА ОСНОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО ПЦР-ТЕСТА. ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA / GLOBALLOOKPRESS

Пока подобное решение обсуждается, о чём в беседе с РБК сообщили собственные источники. В действующей редакции законопроектов о кодах возможность посещать общественные места и передвигаться на поездах и самолётах на основании отрицательного теста тоже прописана, но на ограниченный срок.

Посещение общественных мест по результатам отрицательного ПЦР-теста ранее предусмотрено на переходный период до 1 февраля. Что касается воздушного и железнодорожного транспорта, то, согласно законопроекту, передвигаться при наличии отрицательного результата ПЦР-теста будет разрешено только «до даты, которую своим нормативным актом установит правительство».

Ещё одна норма, которая может появиться в законопроектах, касается возможности получать QR-код на основании наличия антител, сообщили источники в профильных ведомствах и подтвердил собеседник в Госдуме. О том, что власти обсуждают возможность выдачи QR-кодов «неофициально» переболевшим людям, имеющим антитела к COVID-19, стало известно в конце ноября. С предложением «на федеральном уровне разработать такой порядок» выступил губернатор Амурской области.

Как сообщал Царьград, законопроекты о QR-кодах в общественных местах и на транспорте были внесены правительством в Госдуму 12 ноября. Первое чтение законопроектов может состояться 16 декабря. 15 ноября Совет Госдумы принял решение направить инициативы в рассылку для обсуждения до 14 декабря включительно – в регионы, в Общественную палату, Счётную палату, Совет Федерации. Но одни только слушания в Общественной палате России показали, насколько сложной будет эта дискуссия. И всё говорит о том, что в этом году законопроекты о QR-кодах принять не успеют. Более того, противники меры есть и в стенах Госдумы.

QR-коды: сегрегация или реальная необходимость?

Эту ситуацию в программе «Царьград.Главное» обозреватель Юрий Пронько обсудил с профессором Геннадием Козыревым и протоиереем Владимиром Вигилянским.

Юрий Пронько: Отец Владимир, давайте начнём с вас. Горячие головы уже высказывают предложение пускать по QR-кодам не только в ТЦ или ТРЦ, но и в церкви. На ваш взгляд – это сегрегация?

Протоиерей Владимир Вигилянский: Если мера затрагивает важные моменты человеческой жизни, то это, конечно, сегрегация. Если человек без QR-кода не может похоронить свою бабушку в другом городе, то это, конечно, сегрегация. Если без этого QR-кода человека не берут в больницу на плановую операцию – конечно, это сегрегация.

Что касается Церкви, то, слава Богу, у нас пока нет никаких ограничений, связанных с тем, вакцинирован человек или нет. Можно прожить без театра, педикюра или чего-то ещё, но нельзя прожить без храма, без молитвы. Человек также не может прожить без еды, без лекарств, без плановых операций. Это на мой взгляд, перегибы.

Я сам вакцинирован, и у меня нет никаких проблем, связанных с какими-либо ограничениями. Но, тем не менее, я знаю о том, что миллионы людей, вполне законопослушных граждан, будут противопоставлены другим законопослушным гражданам.

На родине моих предков в селе Курмыш, где живёт тысяча человек, 15 лет назад была закрыта больница, а 10 лет назад – и медпункт. Люди болеют ковидом, скорая помощь из районного центра приезжает к ним на вторые сутки. Люди занимаются самолечением, и эти старики и старухи не смогут ездить в райцентр, чтобы сдать анализы или пойти на приём к врачу из-за отсутствия QR-кодов. Конечно, это ограничение свобод этих людей.

У нас люди живут не только в больших городах – в Москве или Казани. Большая часть нашего населения живёт именно в таких условиях. Разделение нации на «тех и других» ни к чему хорошему не приведёт.

– Геннадий, ваши коллеги, социологи, политологи говорят о возможной взрывоопасной ситуации, если законопроекты будут реализованы в том виде, в каком они были внесены правительством в Госдуму. И последствия спрогнозировать достаточно сложно. Разделяете ли вы эти опасения?

Геннадий Козырев: Безусловно, такие опасения вполне оправданны. Недавние исследования «Левада-центра» и даже ВЦИОМа говорят о том, что рейтинг президента упал на 4%, это немного, но рейтинг правительства упал значительно больше. Особенно заметно падает сейчас рейтинг Госдумы. Это указывает на то, что доверие к власти резко падает.

На мой взгляд, это происходит на фоне последних событий, связанных, во-первых, с вакцинацией, а во-вторых, с введением QR-кодов. Я бы сказал, что здесь есть несколько проблем, которые и влияют на всё это. Первая проблема – это общее недоверие к власти, о котором я уже сказал. Вторая проблема – это непоследовательность управленческих решений. Складывается впечатление, что левая рука не знает, что делает правая, и наоборот.

К примеру, президент Владимир Путин говорит о том, что вакцинация должна быть добровольной. В то же время на местах создаются такие условия, которые вынуждают людей делать прививки, даже если у кого-то есть противопоказания к вакцинации. Как выйти из этой ситуации, люди не знают.

Власть, говоря, что люди должны прививаться добровольно, фактически создаёт неопределённость. Ты идёшь прививаешься, подписываешь документ – я сам заполнял перед вакцинацией такие карточки, где в самом низу сказано: «Я предупреждён о возможных негативных последствиях этой прививки». То есть фактически я беру на себя ответственность за то, что я прививаюсь.

Власть, таким образом, как говорится, умывает руки, она не желает брать на себя ответственность за человека, если ему будет плохо после прививки. Вот такие нестыковки, вот такое постоянное мелкое жульничество, такое неответственное отношение и вызывает недоверие.

Безответственные люди накладывают на власти отпечаток обмана

– Мы на Царьграде всегда занимали позицию добровольности, не отрицая эффективность прививок от коронавируса. Это очень важный момент. Если у общества возникают вопросы, они должны получить на них ответы. Я сравнил эти, мягко говоря, недоработанные законопроекты по QR-кодам с неудачными двумя реформами – с «монетизацией» льгот и с пенсионной реформой – повышением пенсионного возраста. Вот в этот момент произошёл подрыв доверия между гражданами и государством.

Как вы считаете, из этой ситуации мы сможем достойно выйти, научимся слушать и слышать друг друга или будем и дальше навешивать оскорбительные ярлыки?

Протоиерей Владимир Вигилянский: Действительно, вопросов возникает много, а ответы очень расплывчатые или просто враньё. Специалисты, иммунологи говорили, что вакцина предотвращает заболевание, что вакцинированные не являются переносчиками болезни, что и сами заболеть они не могут. Сейчас уже доказано, что это совершенно не так.

Но тем не менее до сих пор ответственные люди по телевизору обманывают граждан. Тем самым они накладывают на власти отпечаток этого обмана. Поэтому и возникают вот такие конфликтные ситуации.

При этом надо понимать, что питательной средой всех смут и гражданских войн является недовольство людей, когда все выступают против всех. И во главе такого недовольства стоит, конечно, ложь. И я с печалью смотрю на это.

– Геннадий, вы что скажете?

Геннадий Козырев: Я соглашусь с тем, что сказал отец Владимир. Наверное, всё-таки надо прислушиваться к мнению народа. Если, согласно последним опросам, 60% наших граждан выступает против QR-кодов, то почему власти пытаются каким-то образом протянуть законопроекты, которые явно противоречат мнению большинства людей?

А недоверие к власти проистекает вот из таких её поступков: где-то полуправда, где-то явная ложь. Когда человек находится в состоянии неопределённости, именно тогда растёт напряжение.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА