ФОТО: АЛЕКСАНДР АВИЛОВ/АГН «МОСКВА»

Счётная палата России выдала крайне пессимистический комментарий по поводу темпов экономического роста нашей страны в 2022–2024 годах. По мнению ведущего контрольного органа, увеличение внутреннего валового продукта на три процента ежегодно – это «амбициозная задача», которую могут и не решить. В то же время МВФ прогнозирует рост мировой экономики по меньшей мере на 4,9 процента. Русское национальное хозяйство ждут нелёгкие времена. Восстановительный рост исчерпал свой потенциал, а новые возможности блокируются поистине вредительской политикой Минфина.

Министр экономического развития Максим Решетников, выступая на заседании бюджетного комитета Государственной думы, заявил, что восстановительный период роста отечественной экономики подошёл к концу. Несмотря на повышение годового прогноза роста внутреннего валового продукта России с 3,8 до 4,2 процента, потенциал восстановления практически полностью исчерпан. При этом надеяться на более высокие темпы развития, по словам главы Минэка, не приходится, хотя ещё в начале года многие экономисты предрекали гораздо бó‎льшие показатели. На это накладывается также ухудшение эпидемиологической обстановки в стране, провоцирующее слухи о новом локдауне.

Настоящее не радует, будущее – тоже

Максим Геннадьевич сказал, что русская экономика «вышла на свою траекторию», и от этих слов, по правде говоря, веет тоской. К сожалению, рост ВВП нашего государства – головная боль всех, кто радеет за национальное хозяйство. Он хронически отстаёт от общемировых показателей и не идёт ни в какое сравнение с молодыми «азиатскими тиграми».

С 2013 года внутренний валовой продукт не рос выше 2,8 процента (2018 г.), а в отдельные годы и вовсе демонстрировал падение (2015, 2020). Для сравнения: за тот же период среднегодовые темпы роста китайской экономики составляли 6-7 процентов.

Показатели развитых стран Запада близки к нашим, хоть и больше, однако мы находимся в неравных условиях: у США и Западной Европы не было коллапса 1990-х с повальной деиндустриализацией, уничтожением научно-технического потенциала и демографической катастрофой.

Будущее также весьма туманно. Счётная палата назвала прогноз экономического роста в три процента на 2022–2024 годы «довольно амбициозной задачей». Главный контрольный орган полагает, что эту планку можно достичь только при реализации в полном объёме всех утверждённых государственных программ, национальных проектов и стратегических инициатив.

Между тем даже такая негарантированная цифра всё равно недостаточна. Рост мировой экономики в 2022 году, по расчётам Международного валютного фонда, ожидается в 4,9 процента.

Что с того?

Казалось бы, пора бить во все колокола и думать над тем, как оживить экономический рост. Но, увы, не тут-то было. Экономический блок правительства до сих пор не может избавиться от влияния либерального монетаризма, диктующего нашей стране совершенно иные приоритеты.

Глава Министерства финансов Антон Силуанов, не моргнув глазом, рассуждает о «перегреве экономики» и по договорняку с глобалистами прикладывает все возможные усилия, чтобы избежать масштабных инвестиционных вложений в реальный сектор.

Последнее решение, пролоббированное Антоном Германовичем, фактически ставит крест на любых надеждах на приемлемый для России рост. Речь идёт о повышении планки ликвидной части Фонда национального благосостояния с 7 до 10 процентов. Руководитель финансового ведомства, таким образом, попросту изъял из русской экономики семь триллионов рублей на ближайшие три года. Эти средства могли пойти на важнейшие социально значимые инфраструктурные проекты и значительно подстегнули бы рост ВВП.

Однако Силуанов, Набиуллина, Кудрин, Чубайс думают, прежде всего, не о России, а об интересах глобалистов. Дескать, зачем России стремиться к конкуренции в промышленности и науке со странами Запада, если можно занять свою сырьевую нишу в «мировом разделении труда» и защищаться от кризиса многомиллиардными резервами? Остаётся уповать лишь на государственников в кабмине. Так или иначе, если бы не их усилия, на стратегические проекты не выделили бы вообще ничего. По крайней мере у Силуанова удалось «выгрызть» хотя бы 2,5 триллиона.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ