РУССКИЕ ВОЙСКА НА ОСТРОВЕ ШИКОТАН ВСЕГДА ГОТОВЫ ОТРАЗИТЬ НАПАДЕНИЕ. ФОТО: GLOBALLOOKPRESS.COM

Япония, за спиной которой стоят США, готовится к пересмотру своей оборонной доктрины, рассуждает о превентивных ударах и своём «суверенитете» над русскими Курилами. Настало время для Москвы и Пекина, которого сильно боятся и японцы, и американцы, хорошо подготовиться к тревожному будущему. Поскольку оппоненты Москвы и Пекина понимают и уважают только силу, только в этом случае на Дальнем Востоке можно будет сохранить мир.

Новый премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил в интервью газете Yomiuri о предстоящем пересмотре национальной оборонной доктрины, не исключив («этот вариант также рассматривается»), что она будет дополнена положением о нанесении превентивных ударов по ракетным базам противника. Он подчеркнул, что такой пересмотр необходимо осуществить как можно скорее.

Дискуссии о превентивном ударе ведутся в Японии уже несколько лет в связи с ростом напряжённости в отношениях США (главного союзника Токио) и Китая, а также с появлением у КНДР всё более продвинутых ракет.

Однако при Кисиде они получили мощное ускорение, как и риторика по поводу необходимости вернуть так называемые «северные территории». Имеются в виду утраченные японцами по итогам Второй мировой войны Южные Курилы (острова Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), которые являются сегодня неотъемлемой частью России. Это, собственно, минимальные претензии насчёт того, что японцы хотели бы «вернуть», так как им некогда принадлежали все Курилы и половина Сахалина.

Дипломаты так говорят?

Многие обратили внимание на воинственные высказывания Кисиды, экс-главы МИД Японии, сделанные им сразу после занятия премьерского поста, в своей программной речи в парламенте по «северным территориям». Он утверждал, что японский суверенитет распространяется на Южные Курилы и что возвращение их Японии должно предшествовать заключению мирного договора с Россией.
Так резко не позволял себе высказываться по данной теме ни один из его предшественников. В Москве справедливо сочли заявления Кисиды, известного своей ярой проамериканской направленностью, ультиматумом.

Если подобного рода ультимативными заявлениями японская сторона пытается обусловить дальнейший ход переговоров по вопросу о мирном договоре, то, на наш взгляд, этим наши партнёры ещё более отдаляют перспективу его решения»,

— заявила в этой связи официальный представитель МИД России Мария Захарова. Она подчеркнула, что первоочередным шагом на этом пути должно стать признание Японией итогов Второй мировой войны в полном объёме, включая законность принадлежности островов Южно-Курильской гряды России.

Действительно, совершенно очевидно, что политик, если он намерен решать какой-то вопрос путём переговоров, так себя не ведёт и такую лексику не использует. Мало этого, в ходе дебатов в парламенте японский премьер, обозначив, что отвергает любые компромиссы, также заявил:

Вопрос принадлежности «северных территорий» следует решить, не оставляя это следующим поколениям».

Что замыслили в Токио?

Обратив внимание на очередной образчик приказного тона («следует решить»), попробуем вывести из всего вышесказанного логическое умозаключение. Оно не может быть иным: о дипломатических переговорах по Южным Курилам в Токио более реально не помышляют. Там осознали наконец, что это бесполезно. Времена Ельцина прошли, и от своей территории русские ни за что не откажутся, а на меньшее уже в Токио не согласны.

В этой ситуации японцы (а вот тут они страшно ошибаются) намерены, похоже, сделать ставку на силовое решение «курильской проблемы». Они явно хотят воспользоваться тем, что США крайне заинтересованы в Японии в своём глобальном противостоянии с Китаем. И им кажется поэтому, что американцы смогут в случае чего «прикрыть» Японию в рамках своего рода сделки: мы вам поможем с Китаем, а вы нам – с Курилами. И всё это, как проболтался Кисида, планируется осуществить при жизни нынешнего поколения.

Японские правящие круги также наверняка поджимает и следующее обстоятельство, вернее, сразу два. Во-первых, несмотря на оголтелую пропаганду и агитацию, следующие поколения японцев будут всё более прохладно относиться к перспективе возвращения каких-то северных островов. Во-вторых, Россия усиливается, и чем дальше, тем безумнее будут выглядеть такие планы. Поэтому надо спешить.

Обозначив свою воинственную позицию по русским Курилам, Кисида направил в воскресенье подношение синтоистскому храму Ясукуни. Соседние страны считают его символом японского милитаризма. В нём хранятся списки солдат, павших в ходе всех японских войн с середины XIX века, в том числе военных преступников, казнённых по итогам Токийского процесса (1946–1948).

Последний раз действующий премьер-министр Японии лично посещал Ясукуни в декабре 2013 года – это был Синдзо Абэ, при котором военный потенциал Японии стал быстро расти. После отставки он регулярно совершает паломничества в храм в статусе депутата парламента. В минувшее воскресенье там побывал и уступивший недавно премьерское кресло Кисиде Ёсихидэ Суга.

Готовятся вовсю

К «решению курильской проблемы» военным путём Япония готовится и стратегически, и оперативно-тактически. Первое состоит в подготовке к нейтрализации 9-й статьи Конституции Японии, которая, в частности, гласит:

Искренне стремясь к международному миру, основанному на справедливости и порядке, японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооружённой силы как средства разрешения международных споров».

Понятно, что эта пацифистская статья ограничивает военные возможности Японии. Работа по её выхолащиванию ведётся давно.

В 1954 году «для защиты от внешнего врага» были созданы Силы самообороны Японии – полноценные вооружённые силы, которые с тех пор постоянно укреплялись и расширялись в военно-техническом отношении, избавляясь одновременно от всевозможных ограничений. Теперь они способны проводить масштабные наступательные операции за пределами страны.

В 2016 году вступил в действие закон, разрешающий японским военнослужащим участвовать в боевых действиях за границей, даже если Япония при этом не подвергается нападению. Им позволено также оказывать логистическую поддержку войскам не только США, но и других «дружественных стран», принимать участие в операциях по освобождению японских граждан, взятых в заложники.

ВМС, ВВС и части сухопутных войск Японии отлично вооружены и обучены. Они постоянно проводят манёвры и учения с США и их союзниками, включая Британию и Австралию, с некоторых пор – даже с Индией. Всех их объединяет страх перед Китаем. Морские силы самообороны Японии насчитывают, в частности, свыше 40 эсминцев различных типов, специализированные десантные суда – это огромная сила.

Но всего этого Токио мало. 11 мая этого года по инициативе правящей Либерально-демократической партии нижняя палата японского парламента приняла закон о всенародном референдуме. На нём предполагается утвердить поправки к Конституции, в том числе легализовать статус Сил самообороны как полноценных вооружённых сил (по объёму военных расходов Япония занимала в 2020 году, согласно оценкам Стокгольмского института проблем мира, девятое место в мире).

Корректировке подвергнется, скорее всего, 9-я статья, в которой записано, что в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». Эту инициативу поддержали представители и ведущих оппозиционных партий. Согласно внутренним опросам, свыше половины населения также поддерживают пересмотр этой знаковой статьи.

Заточены на Курилы

Тем не менее, как видим, великолепные армия и флот у Японии уже есть, пацифизм умирает на наших глазах и может быть заменён в любой момент «иными средствами» достижения политических целей, в том числе в отношении России. На это прямо указывают военные манёвры с участием американцев, на которых откровенно отрабатывается высадка на Курилах и бои за острова.

Так, в конце июня – начале июля этого года состоялись 36-е совместные учения ВС США и Сил самообороны Японии «Восточный щит» (Orient Shield). Их главной целью были заявлены отработка совместных действий подразделений и проведение операций в различной среде, даже в киберпространстве и космосе, для решения боевых задач по осуществлению ударов на большую дальность с помощью авиации и огневых средств сухопутных войск, переброске военной техники по морю.

Учения проходили в разных частях Японии. В том числе на полигоне Яусубецу в восточной части острова Хоккайдо вблизи от русской границы. В марте прошлого года там же состоялись совместные учения «Северная гадюка» (Northern Viper). Кроме того, на учениях, которые японцы проводят со своими западными союзниками по высадке десантов на «спорные» острова Восточно-Китайского моря, отрабатываются те же самые навыки.

Что с того?

После того как в 1904 году японцы подло, без объявления войны сломали традицию решать территориальные споры с Россией путём переговоров, политическая карта в регионе менялась только по итогам войн – в пользу и к выгоде победителя. Поэтому нельзя исключать, что японцы при поддержке США и других врагов России, когда окончательно освободятся от своего пацифизма, могут осуществить новую агрессию на Дальнем Востоке под предлогом «возвращения северных территорий».

Нападение по японской традиции обещает быть неожиданным и молниеносным – с расчётом на то, что когда Россия соберётся с силами и решит логистические проблемы, чтобы дать отпор врагу на своей дальней окраине, ей не дадут этого сделать, поскольку к войне будут наверняка приурочены и другие «сюрпризы» – в виде угроз России на иных направлениях, а то и инспирированные Западом внутренние беспорядки (если бы не первая русская революция 1905–1907 годов, Япония не выиграла бы войну с Россией в 1905 году). Цель будет заключаться в том, чтобы Москва не решилась применить против агрессора, которому, возможно, где-то удастся закрепиться, ядерное оружие под гнилые разговоры: что, умрём сами и уничтожим мир из-за каких-то там «спорных» островов?

В этой связи Россия должна проявлять максимальную бдительность и обязательно иметь под рукой достаточно сильную группировку, чтобы быстро сбросить японцев в море, если полезут, конвенциональными средствами. Имеет также смысл координировать свои действия с Китаем, у которого с Россией на Дальнем Востоке общие враги.

Не на это ли указывают завершившиеся накануне в Японском море трёхдневные учения ВМФ России и ВМС Китая «Морское взаимодействие – 2021»? Как сообщили в Минобороны России, русские и китайские моряки выполнили более 20 различных боевых упражнений. Были отработаны, в частности, задачи по противоминной обороне с выполнением артиллерийских стрельб, прикрытие с воздуха, борьба с подлодками противника, совместное тактическое маневрирование и организация связи. В учениях участвовали со стороны России большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», корветы проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» и «Громкий», два базовых тральщика, подводная лодка проекта 877 «Усть-Большерецк», ракетный катер и спасательный буксир. От КНР – эсминцы «Кунь Мин» и «Нань Чан», корветы «Бинь Чжоу» и «Лю Чжоу», дизельная подводная лодка, корабль комплексного снабжения и спасательное судно.

Любопытно, что в 2020 году такие учения не проводились из-за коронавируса, однако, хотя эта зараза не унимается, в этом году они состоялись. Значит, появилось нечто более важное. А именно – более реальная угроза в регионе со стороны американцев и японцев и возросшая готовность её реализовать. Ведь для Москвы на самом деле на карту поставлено всё: не сумеем защитить далёкие острова – не станет России. Если не сразу, то очень скоро.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ