ФОТО: АГН «МОСКВА»

В Ногинске продолжают разбирать завалы на месте взрыва бытового газа в многоквартирном доме. Обрушилась часть внешней стены и перекрытия. И снова погибли люди. Почему такое происходит, и неужели подобные трагедии неизбежны? Об уроках системы, которая «продолжает убивать людей», в специальном выпуске Царьграда ведущая Елена Афонина беседовала с экспертами и очевидцами происшествия.

О взрыве, как минимум двенадцатом только в этом году, стало известно рано утром 8 сентября. Информационные ленты и соцсети запомнили фотографии многоквартирного дома, квартиры в котором оказались разрушенными со второго по четвёртый этаж.

Мощным хлопком разворотило три стены девятиэтажки, обрушило перекрытия. В результате происшествия погибли двое человек, девять – пострадали, среди них есть дети. Из дома эвакуированы более 170 человек.

Сейчас спасатели с помощью подъёмника удерживают плиты несущей стены девятиэтажки, которые из-за взрыва остались без поддержки. Если эту подпорку убрать, строение сложится как карточный домик.

Дом пошатнулся и задрожали стёкла

Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 238 УК России «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности». Но кто понесёт наказание за смерть людей? Что стало причиной очередного трагического происшествия? Ответы на эти вопросы попыталась найти ведущая программы «Не могу молчать» Елена Афонина при помощи очевидцев и экспертов.

На связь со студией «Первого русского» вышла местная жительница Елизавета. Ведущая спросила у женщины, что произошло утром в среду и где она сама в это время находилась.

Я живу в соседнем доме. В момент взрыва я ещё спала и проснулась от того, что наш дом пошатнуло и задрожали стёкла. В этот момент по телефону позвонил муж и сказал: быстро выбегай! Я и выбежала прямо в том, в чём была. Вышла из подъезда и вижу: мой дом цел, а в здании напротив – дыра в стене. Смотрю – люди уже скорую и МЧС вызывают. Спасатели и медики подъехали очень быстро, и десяти минут не прошло. Меня от ужаса всю колошматило,

– рассказала Елизавета. По её словам, сотрудники МЧС сразу приступили к спасательным работам, гражданских близко не подпускали. Из развалин, отметила женщина, не было слышно ни криков, ни каких-либо других звуков. Только жители квартир, расположенных выше разрушенных этажей, звали на помощь. Она отметила ещё одну деталь – очень неприятный запах, который Елизавета почувствовала ещё в своём подъезде.

Конечно, соседи пытались хоть как-то помочь в этой ситуации: кто-то отгребал осколки и обломки от дороги, чтобы скорая помощь и МЧС могли подъехать. Люди молодцы, отметила Елизавета.

Елена Афонина поинтересовалась у женщины, пострадал ли её дом? «Мы слышали, что в соседних домах выбило стёкла, а ваш дом – как раз напротив того, где случился взрыв», – сказала ведущая. Елизавета ответила, что стёкла действительно вылетали, но не во всех квартирах. Окна её квартиры вообще выходят на другую от взрыва сторону, так что она только сильный толчок почувствовала.

В большинстве домов в Ногинске, по её словам, газовое отопление. И сейчас довольно холодно в квартирах, а отопление ещё не запустили, поэтому в квартире, где произошёл взрыв, могли включить газ, чтобы согреться:

Лично у меня две версии произошедшего. Возможно, к плите подошёл ребёнок и включил конфорку неправильно. Произошло скопление газа, кто-то из взрослых почувствовал запах, включил свет – и вот, произошёл взрыв. Вторая версия – утечка газа из неисправной плиты. Я сама, купив квартиру здесь три года назад, сразу почувствовала запах газа, вызвала специалистов, они приехали и говорят: «У вас вообще аварийная ситуация». Они отключили мне газовую плиту, отрезали трубы. Мы сразу всё оплатили, купили новую плиту, и на следующий день сотрудники газовой службы всё установили и подключили. А плита старая стояла с момента постройки дома, с 1998-2000 годов.

Елизавета добавила, что все три года, которые она живёт в своей квартире, газовая служба регулярно вешает объявление в подъездах дома, в которых сообщается, что специалисты будут проводить проверку оборудования, поэтому в каждую квартиру должен быть обеспечен доступ.

Прямо три восклицательных знака ставят в объявлении «Обеспечьте доступ». А для тех, кто не может этот доступ обеспечить, они в почтовые ящики кладут квитанции, в которых указан номер телефона газовой службы, по которому надо позвонить и договориться о проверке в любой удобный день, хоть в субботу или воскресенье. Эти объявления вешают везде постоянно, мне это даже понравилось.

Елена Афонина поинтересовалась у собеседницы, первое ли это подобное происшествие на её памяти или что-то подобное уже происходило? Елена призналась, что ничего подобного не припоминает.

Внимание, вас обслуживала компания-банкрот!

Продолжая программу, Елена Афонина напомнила, что основная версия, рассматриваемая следствием, – утечка бытового газа. Между тем жители в соцсетях обмениваются собственными предположениями. По мнению одних, к трагедии мог привести газ, который включили для обогрева квартиры: происходит утечка, газ заполняет кухню, жильцы включают свет, и происходит взрыв.

Кроме того, жители Ногинска вспомнили о другой трагедии, которая случилась по вине коммунальщиков: три года назад в собственных квартирах задохнулись две семьи. Среди погибших – трое детей. Была проведена проверка, которая установила, что в доме вообще не обслуживались вентиляционные каналы.

Тогда управляющая компания «Партнёр-сервис» ответственности смогла избежать, свалив вину за произошедшее на подрядчиков. Пользователи соцсетей утверждают, что и в последнем происшествии в Ногинске тоже фигурирует та же самая управляющая компания, которая «продолжает убивать людей». Но чьей здесь вины больше – коммунальщиков или в целом системы, где свою роль играют и жильцы?

Сменилась ли УК? Ответить на этот вопрос Елена Афонина попросила специального корреспондента отдела расследований Царьграда Александра Степанова.

Управляющая компания «Партнёр-сервис», о которой идёт речь, была признана банкротом ещё в 2019 году. Дом, в котором произошёл взрыв, построен в 2003 году. УК «Партнёр-сервис» взяла его в управление в 2015 году. Трагедия, о которой вы говорите, случилась 14 марта 2018 года. За этим Госжилинспекция инициировала масштабную проверку всех 313 домов, которые управлялись «Партнёр-сервисом». В результате было выявлено огромное количество нарушений. И самые частые – неполадки с работой систем вентиляции, во многих случаях вентиляционные ходы оказались забитыми, что, собственно, и стало причиной гибели людей в 2018 году.

– рассказал журналист. Главный инженер УК действительно свалил всю вину на подрядчика, а они уже перевели стрелки на субподрядчика – индивидуального предпринимателя, который и должен был проводить все необходимые проверки, уточнил Александр Степанов.

Выяснилось, эти две квартиры, в которых погибли люди, по каким-то причинам не были обследованы. При этом акты приёмки управляющая компания подписала.

В результате произошла трагедия. Потом очень долго длились разбирательства по этому поводу. В 2019 году «Партнёр-сервис» был признан банкротом. Сейчас там новая УК. Однако я так и не нашёл никакой информации о том, что выявленные ранее нарушения были устранены. Известно, что последняя проверка подрядчиком проводилась в мае текущего года, проверялось газовое оборудование и вентиляционные шахты. Нарушений в ходе проверки выявлено не было. Однако мой источник рассказал о том, что совсем недавно, буквально месяц назад, хозяйка одной из квартир в подъезде дома, где произошёл взрыв, пожаловалась на запах газа, на возможную утечку. Вызвали газовую службу, была проведена проверка, но факт утечки не подтвердился,

– сообщил Александр Степанов.

ЧП в «нехорошей» квартире в Екатеринбурге

За сутки до трагедии в Ногинске в Екатеринбурге в жилом доме на Уралмаше тоже прогремел взрыв. Пострадал только 33-летний житель квартиры, в которой произошло ЧП. Его с ожогами лица и тела доставили на скорой в больницу. Все жильца дома были эвакуированы. Рассказать о произошедшем Елена Афонина попросила корреспондента телеканала Царьград в Свердловской области Сергея Уфимцева. Правда ли, что взрыв случился в неблагополучной квартире?

Это так. Сразу же после произошедшего на место ЧП приехали журналисты, которым соседи рассказали о том, что семья во взорвавшейся квартире проживала неблагополучная, на неё много лет жаловались. Участковый сюда регулярно приходил, но ничего не менялось. Когда-то в этой квартире жила семейная пара, оба были алкоголики. Потому глава семьи умер. Вдова так и продолжает пить, а взрослый сын якобы наркоман,

– рассказал Уфимцев. Что же до результатов взрыва, то поначалу поступала информация о том, что взрывной волной выбило все окна в подъезде. Но потом выяснилось, что пострадали только окна в лестничном пролёте, а у людей в квартирах вылетели решётки на вентиляционных отверстиях.

Квартира, где был эпицентр взрыва, восстановлению вряд ли подлежит, отметил Уфимцев. По крайней мере стоимость ремонта сопоставима со стоимостью всей квартиры. Жильцам предложили временную квартиру, согласились они на неё или нет – пока неясно. У соседей всё в порядке, несущие стены не пострадали.

Так кто же чаще всего бывает виноват в подобных происшествиях? Безответственные жильцы? Управляющие компании? Газовые службы? Или это просто роковое стечение обстоятельств? Ответа на эти вопросы у нас пока нет. Зато создается ощущение такой беспомощности и невозможности как-то повлиять на ситуацию.

ПРОГРАММЫ ЦАРЬГРАДА