ФОТО: STEFANI REYNOLDS — POOL VIA CNP / GLOBALLOOKPRESS

Президент США Джо Байден в своём обращении к американскому народу по случаю завершения 20-летней войны в Афганистане обозначил новые цели американской агрессии – Россию и Китай. «Это решение по поводу Афганистана – оно не только по поводу Афганистана. Оно об окончании эры крупных военных операций с целью переустройства других стран», – объявил президент США, дав ясно понять, что американцы таким образом до конца года уйдут и из Ирака. Кому-то может показаться, что речь идёт об отказе США что-то навязывать и вмешиваться во внутренние дела других стран, но это глубокое заблуждение. Тут говорится о более эффективном распределении и «распиливании» небезграничных ресурсов в условиях, когда США уже не могут себе позволить всего и сразу в «меняющемся мире».

Ценное признание Джо Байдена: уйти из Афганистана США вынудили Россия и Китай, на борьбу с ними будут брошены теперь основные ресурсы. Новая политика, подчеркнул Байден,

сделает нас и сильнее, и более эффективными, даст большую безопасность дома.

В чём суть речи Байдена?

Байден несколько раз подчеркнул: на дворе «новый мир», бороться в котором надо не с угрозами 2001 года, а с угрозами 2021 года и завтрашнего дня. А затем президент США подобрался к главному:

Мы серьёзно конкурируем с Китаем. Мы сталкиваемся с вызовами на множестве фронтов со стороны России. Мы сталкиваемся с кибератаками и распространением ядерного оружия. Мы должны укрепить конкурентоспособность Америки, чтобы отвечать на вызовы XXI века.

Глава американской администрации выразил уверенность, что США способны совмещать выполнение этих задач с борьбой с терроризмом, не ведя для этого наземных войн, а нанося эффективные и точечные удары с воздуха. Байден считает, что бросившие вызов глобальному доминированию США Китай и Россия ничего бы так не хотели, как чтобы американцы «завязли» ещё на десять лет в Афганистане и продолжали там зарывать в песок триллионы долларов. Поскольку правда в данном случае Байдену не мешала, он озвучил шокирующие цифры расходов США на свою афганскую эпопею: свыше 2 триллионов долларов за 20 лет, 300 миллионов долларов в день.

Признав необходимость «учиться на собственных ошибках», Байден указал, что в дальнейшем, во-первых, перед американскими миссиями за рубежом должны ставиться «ясные, достижимые цели, а не такие, которые никогда и никто не может достичь», а во-вторых, «необходимо ясно сфокусироваться на фундаментальных национальных интересах» США. То есть на России и Китае, из-за которых США и ушли, собственно, из Афганистана и скоро уйдут из Ирака. Потому что – не будем наивными – на этом противостоянии можно «распилить» куда больше средств, чем на локальных войнах в третьем мире. Поэтому Байден и «отказался продолжать войну» в Афганистане, ибо она уже, по его словам, «не отвечала национальным интересам».

Цель старая, средства новые

Нечто подобное Байден сказал и в середине августа, когда талибы* вошли в Кабул и американцы с союзниками начали осуществлять безобразно организованную эвакуацию, которую президент США бесстыдно назвал в своей последней речи «экстраординарным успехом». Царьград писал тогда о «доктрине Байдена«. И вот она, пожалуйста, получила новое подтверждение: с мелочью не связываемся, все сэкономленные ресурсы направляются против двух главных врагов США – России и Китая, которые стали обгонять Америку и по военной, и по экономической части. Кроме того, с точки зрения правящих демократов, операции спецслужб, в том числе при поддержке спецназа, неожиданные удары по тщательно отобранным целям дронов и крылатых ракет, госперевороты и цветные революции намного предпочтительнее «крупных военных операций», и Байден эту точку зрения вполне разделяет.

США действительно требуются огромные ресурсы, чтобы не проиграть экономическое соревнование Китаю, защитить в случае чего своих сателлитов на Тайване и попытаться ликвидировать наметившееся серьёзное отставание от России в сфере новейших вооружений; не допустить расширения России. Короче, Америке нужно снова научиться воевать с армиями сильных противников, а это уже совсем другая задача, чем борьба с партизанами, которой американцы последние десятилетия фактически только и занимались. Отсюда и новая концепция американской внешней экспансии: с терроризмом «боремся» незатратно, основные силы и ресурсы бросим против России и Китая – «истинных стратегических соперников» США.

Что с того?

США пришли 20 лет назад в Афганистан, ставя перед собой три цели. Во-первых, чтобы действовать из него против соседних стран с целью их дестабилизации. Во-вторых, чтобы наложить лапу на баснословные – оцениваемые в триллионы долларов – природные богатства Афганистана. В-третьих, чтобы дать хорошо заработать своему военно-промышленному комплексу в условиях, когда у США не было крупных врагов.

Одна из этих целей – последняя – выполнена полностью. Потраченные США на Афганистан космические суммы, если их не украли местные марионеточные власти, американцы потратили на самих себя, их ВПК спокойные времена пережил и теперь будет наживаться ещё больше на гонке вооружений с Россией и Китаем. Первая цель тоже потенциально достигнута: хаос в Афганистане обеспечен, колоссальные проблемы у России, Китая, среднеазиатских государств, Ирана и китайского союзника – Пакистана – будут. Лишь природные ресурсы Афганистана американцам не удалось заполучить. Но так бывает всегда – что-нибудь обязательно не получится.

Да, конечно, позорное завершение оккупации США Афганистана, безобразное бегство из Кабула произвели крайне тягостное впечатление на их союзников и вассалов, и американцам теперь будет – особенно первое время – сложнее предъявлять претензии на мировую гегемонию за пределами традиционного круга своих сателлитов. Но испуг и раздражение постепенно пройдут, да и деваться американским вассалам, собственно, некуда.

Однако это совершенно не означает, что, получив удар в Афганистане, США прекратят также попытки подчинить себе Россию и Китай. Мало того, «доктрина Байдена» именно это и предусматривает. На данной цели американцы и сконцентрируются, ведь проигрыш одного сражения вовсе не означает проигрыша войны. Значит, кризис американской гегемонии, из которого Вашингтон лихорадочно ищет и, кажется, нашёл выход за счёт более трезвого, рационального подхода к данной проблеме, означает больше, а не меньше опасностей для России.

Теперь американцы не будут зарывать триллионы долларов в афганский песок. Между тем, если бы постмайданная Украина, например, получила от США не несколько миллиардов, а десятки миллиардов долларов, угроза для России была бы намного больше. Кстати, а зачем украинский президент Владимир Зеленский находится на самом деле сейчас в Вашингтоне? Скоро мы это узнаем.

*Талибы, «Талибан» – террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории России.

СЕРГЕЙ ЛАТЫШЕВ