ФОТО: KOMSOMOLSKAYA PRAVDA / GLOBALLOOKPRESS

«Рэпер Моргенштерн» появился в украинской программе ведущего Дмитрия Гордона и объяснил, почему считает президента Владимира Путина «красавчиком». «Это самый популярный человек в мире, которого боится весь мир… Это самый популярный человек на земле…» Худшей диверсии против украинского патриотизма нельзя было и вообразить. Осталось ответить на маленький вопрос: почему же в роли российской «мягкой силы» выступает такое позорище?

Если бы существовала общепринятая и всем известная шкала безобразного, место Моргенштерна на этой шкале было бы выше, чем даже у Ксении Собчак. Наверное, вообще выше всех «звёзд» отечественной эстрады. Если бы в палате мер и весов был эталон отвратительного, не исключено, что на одной из его уродливых граней была бы татуированная рожица «рэпера». Отвратительное тоже может быть эталонным.

Моргенштерн всегда привлекает внимание тем, что делает нечто, хуже чего уже, казалось бы, быть не может. Вспомнить хоть его участие в рекламе Альфа-банка, хоть обвинения в его адрес в пропаганде наркотиков среди несовершеннолетних.

Кстати, сама госпожа Собчак тоже уже, можно сказать, признаёт лидерство «Моргена», потому что выступила ведущей на его публичной свадьбе. Пересказывать то, что происходило на этой «свадьбе», мало-мальски воспитанному человеку просто невозможно, желающим быть шокированными предоставляется возможность посмотреть видеозапись самостоятельно.

И вот обладателя столь сомнительной славы зовут в принципиально русофобскую программу украинского пропагандиста – и понятно почему. А он вдруг шокирует аудиторию патриотической речью. Не только славит Путина, но и реагирует на вопрос про Крым, сообщив ведущему, что «я тебя уже (ну, допустим, поимел) ответом».

Почему его позвали в украинский эфир?

Посмотришь на это, и даже на минуту покажется, что не так уж этот Моргенштерн и плох.

Просто не скандальный рэпер, а эффективный инструмент гибридной войны. Только очень вонючий,

– сказал один из экспертов Царьграда.

Конечно, на самом деле он недискуссионно плохой. Нельзя его русским детям показывать. И украинским детям не надо. Нельзя, чтобы они брали с него пример. И взрослым тоже лучше не надо его показывать, вдруг у кого сердце слабое. Однако история с его появлением в украинском эфире – достаточно сложная, чтобы её обсуждать.

Конечно, «Морген» – позорное явление. Но на этом примере видно, что Россия – центр притяжения даже для враждебных сегодня, но остающихся в орбите Русского мира стран. Они говорят о русском, потому что им больше не о чем говорить. И говорят на русском – о ненависти к России, – потому что больше у них нет никакого языка, кроме выдуманного.

Они зовут к себе в телепрограммы русских (ну, во всяком случае, прославившихся в России) знаменитостей, потому что почти никаких других знаменитостей для их зрителей не существует (а те, что были ваши – стали наши, гарцуют на русской сцене и в русском экране. Насколько они на самом деле неэстетичны и непатриотичны – отдельный разговор).

Это можно, конечно, рассматривать как курьёз, а можно как поле непаханое для превосходного русского культурного влияния на вроде бы враждебные, а на глубинном уровне всё ещё наши территории и социальные общности. Всего-то и нужно для этого, что сущая мелочь: чтобы в роли «звёзд из России» выступали хотя бы минимально приличные люди и говорили достойно и о достойном.

Это решаемая задача.

Мягкая сила и общая слабость

Тут вот в чём дело. С лёгкой руки «наших западных партнёров» вошёл в моду термин «мягкая сила». Такой способ влияния на внутреннюю политику, идеологию, культуру сопредельных и далёких стран с помощью распространения своей культуры и пропаганды образа жизни. Обычно чемпионами в этом виде спорта считают американцев: весь мир слушает тот же рэп, ходит в джинсах и бейсболках и смотрит кинокомиксы.

Российское государство патриоты часто упрекают в том, что оно «мягкой силой» пользуется неохотно и неумело, слишком официозно и официально. Между тем на самом деле Россия (независимо от целенаправленных пропагандистских усилий) – крупнейшая культурная держава Евразии. И наша культура объективно доминирует на огромном пространстве, далеко за пределами исторических границ Российской Империи. Что говорить, русский язык является одним из трёх самых распространённых в интернете – наряду с английским и китайским.

Другое дело, что мы сами не вполне осознаём, что именно и каким именно образом становится инструментом влияния. Когда иностранцы учат русский язык, чтобы прочесть «Анну Каренину» (одно из самых популярных произведений всей мировой литературы), нас это радует. Но уже британская постановка «Войны и мира» нас огорчает: костюмы не те, акценты не те, герои не похожи на русских и на самих себя. А исполнение, скажем, немецким чемпионом эпатажа из группы «Рамштайн» Тиллем Линдеманном (отличная шутка: за это надо было бы дать орден гражданке Украины Светлане Лободе) песни «Любимый город» и вообще проходит по разряду курьёзов. Или даже вызывает возмущение: как мог этот панк своими грязными руками! Между тем песня «Любимый город», исполненная с мягким немецким акцентом, буквально обрела вторую жизнь – 10 миллионов просмотров только в «Ютубе», этого нельзя не заметить.

Современная культура, та, что способна оказывать влияние, – увы, не тождественна классической, по крайней мере, не сводится к классической. А иногда сводится таким образом, что диву даёшься. Весь мир перепевает «Песню половецких девушек» из оперы Бородина «Князь Игорь», тянет «Улета-а-ай на крыльях ве-е-етра» нежными девичьими голосами. Её уже несколько десятков лет подряд вставляют даже в рэп-композиции, поют по-русски и в английском переводе. Есть подозрение, что большинство музыкантов ничего не знают ни про Князя Игоря, ни про Бородина, ни про половцев и даже про оперу не подозревают. Нужды нет: так выглядит проникновение русской культуры в ткань культуры мировой, причём, что очень важно, и «высокой», и низовой культуры сразу. Причём проникновение происходит таким образом, что его нельзя ни запретить, ни блокировать – не поймут.

Что с того?

Проблема в том, что «мягкая сила», пока она сама себя использует «самотёком», остаётся слишком мягкой. Чтобы воздействие было эффективным, чтобы популярность русских музыкантов и русской музыки на той же Украине обернулась пророссийским общественным движением, желанием миллионов жить в России, необходимы совсем не мягкие государственные усилия. Необходимо, чтобы за движением на Запад нашей культуры стояла пропаганда, а за пропагандой – идеология, которой вроде бы по Конституции быть не должно.

Должна быть идеология, если нам стыдно за Моргенштерна. На Запад должна двигаться русская культура, прекрасная и проникновенная, одушевлённая идеологией Российской Империи. Возвращения имён городам и землям. Восстановления правильных границ. Культура, господство которой в эфире означает скорое господство России и русского – во всей окружающей жизни.

АНДРЕЙ ПЕРЛА