Очередной регион Украины лишился легального права на использование русского языка. Окружной административный суд Днепропетровска отменил решение Днепропетровского областного совета от 2012 года, предоставлявшее русскому статус регионального.

Повод для судебного вердикта создала одна из сотрудниц областной прокуратуры. Она указала на противоречие постановления о региональном статусе русского языка новому законодательству о функционировании украинского языка как государственного.

Также отмечается, что русский язык был утверждён в Днепропетровской области в качестве регионального после принятия Верховной Радой в 2012 году закона об основах государственной языковой политике, который в 2018 году был признан неконституционным. По утверждению прокуратуры, «русский язык как региональный» является понятием, противоречащим нынешним украинским законам и нарушающим права украинского как единственного государственного на Украине. При этом прокуроры обошли вниманием и содержание Конституции Украины, и то, что закон 2012 года был выписан в полном соответствии с Европейской хартией региональных языков, которая ратифицирована украинским парламентом ещё в 2003 году (а в соответствии с обязательствами перед Советом Европы в 1995 году Украина должна была присоединиться к Хартии в течение года, 2 мая 1995 года она была подписана украинской стороной).

Но чего уж, теперь можно и Европейскую хартию неконституционной объявить, да только у властей кишка тонка, поскольку курс Украины в ЕС закреплён в Конституции.

Нет бы днепропетровским прокурорам подумать о том, что региональный статус русского языка не вступает ни в какое противоречие ни с Хартией, ни с Конституцией Украины. И, соответственно, добиваться того, чтобы законность восторжествовала.

Но нет, ныне на Украине правит не закон, а политическая целесообразность.

Доводы прокуратуры оказались достаточными для Днепропетровского окружного административного суда. Любопытным является тот факт, что сотрудница прокуратуры, которая в суде выступала за лишение русского языка регионального статуса, носит русскую фамилию − Трубицына.

Вердикт был принят 13 августа, а 25-го вступил в законную силу.

«Признать противоправным и недействительным с 28.02.2018 года решения Днепропетровского областного совета «О поддержке языковой политики в Украине» №333-14/VI от 17.08.2012 года», − говорится в решении.

Согласно данным единственной Всеукраинской переписи населения 2001 года, родным языком украинский назвали 67%, русский – 31,9% населения Днепропетровской области. Свободно украинским языком владели тогда 92%, русским – 79,1% жителей области. Напомним, что статус регионального язык получал в том случае, если он являлся родным для минимум 10% населения. Это открывало широкие возможности как для русского, так и для других народов Украины использовать родной язык во всех сферах жизни там, где они проживали – от Закарпатья до Луганска. И все были довольны, кроме украинских националистов (как в стране, так и вне её). А после государственного переворота 2014 года языковой вопрос был сразу поднят на флаги путчистов, в итоге Крым сразу решил принять решение о воссоединении с Россией, а Донбасс восьмой год отстаивает свой родной язык с оружием в руках. А на оставшейся территории Украины развернулась тотальная украинизация, и там, где местные советы не желают прощаться с региональным статусом русского языка, в дело вступают прокуроры и судьи. Многие из них носят русские фамилии и имена. И даже «кривая» перепись 2001 года, целью которой было занижение количества русского населения Украины, говорит о том, что для каждого третьего прокурора и судьи Днепропетровской области русский – родной язык, а более чем две трети из них являются носителями русского языка. Это факты, с которыми невозможно спорить.

Но ведь спорят же! Несмотря на полнейший сюрреализм происходящего. И не только на Днепропетровщине.

В начале апреля нынешнего года вступило в законную силу похожее решение Запорожского окружного административного суда, принятое в марте. Здесь тоже было отменено постановление Запорожского облсовета о региональном языке: с 2012 года этот статус был у русского языка.

Харьковский окружной административный суд в мае также признал противоправным и недействительным решение Харьковского городского совета о реализации в Харькове положений закона «Об основах государственной языковой политики». Русский язык лишился регионального статуса и здесь. Принятое решение пытались обжаловать, но безуспешно.

В июле Николаевским окружным административным судом было отменено решение Николаевского горсовета о региональном статусе русского языка, также действовавшее с 2012 года. Прежде сам горсовет предпринимал несколько попыток отменить своё же решение, но каждый раз голосование по языку проваливалось.

Подобное решение было принято и Одесским окружным административным судом, где в декабре прошлого года отменили региональный статус русского языка в Одесской области.

Знаете, кто более всего обрадовался решению Днепропетровского окружного административного суда? Преподаватель Львовского национального университета им. Ивана Франко Святослав Литинский. Именно он три года  добивался  – и в Днепровской областной государственной администрации, и в органах прокуратуры – отмены регионального статуса русского языка. Там, где люди большей частью говорят на русском. Для галичанина это «новая перемога, которая заряжает», и «прекрасная новость». Поддерживает персонажа Украинская Галицкая партия.

Конечно, перемога. Над жителями и местной властью Днепропетровской области, которые живут под галичанским игом.

Способствуют этой перемоге местные судьи и прокуроры, которые пекут решения о лишении русского языка статуса регионального, как пирожки. Про Европейскую хартию о региональных языках предпочитают не вспоминать. Проще читать мантру: «Україна – це Європа!»

Комментарий к заглавному фото. Пикет сторонников мовы на Харьковщине. Здесь замечательно всё – и буковки «ЕС» (с намёком на Евросоюз)  на плакате порошенковской «Европейской солидарности»; и воинственное «Мова або смерть!»; и тот же самый радикальный выбор на крымскотатарском, что особенно сюрреалистично, поскольку в отличие от русских крымские татары признаны на Украине «коренным народом» и их языковые права расширены, к тому же умирать крымским татарам «за мову» совершенно нет нужды – в российском Крыму крымскотатарский язык, наряду с русским и украинским, имеет государственный статус. Видимо, пикет организовывался партией Порошенко на скорую руку, потому и люди прячут лица за плакатами, и странные крымские татары, которые не в курсе, что им-то совершенно нет необходимости помирать за язык, да и держатель самого воинственного плаката выглядит живчиком. Как пить дать, в этой пёстрой толпе полно людей с русскими именами и фамилиями, которые общаются на русском языке и иного себе не представляют.

Анна ШЕРШНЁВА