ФОТО: АНДРЕЙ НИКЕРИЧЕВ / АГН «МОСКВА»

В древнем Ростове началась реконструкция исторического центра в рамках инвестпроекта «Ростов Великий – духовный центр России», соглашение о реализации которого подписали губернатор Ярославской области Дмитрий Миронов и гендиректор ООО «Вояж» Олег Жаров. Последний обязался вложить в проект 1,65 млрд рублей. Казалось бы, старинный русский город заждался возрождения. Но есть нюанс: инвестор и благотворитель – адепт антиисторической и антихристианской «Новой хронологии» Фоменко и Носовского. Не получим ли мы в Ростове «высокодуховную» диверсию? Давайте разбираться.

Бочка мёда

Преобразование центральной части Ростова Великого под «долгого» туриста и паломника давно стало настоятельной необходимостью. Проект реконструкции с подачи Благотворительного фонда святителя Григория Богослова под названием «Ростов Великий – духовный центр России» возник ещё в 2009-м. Получил одобрение Минкультуры и благословение Святейшего Патриарха Кирилла.

Однако, как у нас водится, «не скоро дело делается», и черты уже реального инвестпроекта этот концепт начал обретать лишь в нынешнем году с подключением известного на Ярославщине предпринимателя Олега Жарова. Известного, как говорится, с разных сторон.

С одной – именно он создал прекрасный культурно-исторический проект в селе Вятском. Это село Некрасовского района Ярославской области во многом благодаря стараниям и инвестициям Жарова (около 25 млн долл.) вошло в список «самых красивых деревень России» и попало в «лонг-лист» ЮНЕСКО.

В Вятском предприниматель организовал 10 музеев, выкупил и отреставрировал около 30 памятников архитектуры, построил три гостиницы и в итоге создал в селе самоокупаемый тур-кластер. Именно за Вятское ему вместе с музейным работником Еленой Анкудиновой и художником Николаем Мухиным в 2012 году была присуждена Госпремия России в области искусства и культуры.

СЕЛО ВЯТСКОЕ. ФОТО: ARSENIE KRASNEVSKY / SHUTTERSTOCK

В 2015 году он же организовал Музей современного искусства «Дом муз» в особняке Бибикова в центре Ярославля, выкупил усадьбу Наумовых в Рыбинске для создания в ней музея, восстановил бывшую в полном запустении родовую усыпальницу Некрасовых в селе Аббакумцево, сделал ещё немало добрых дел для ярославской земли. Чем заслужил премию «Меценат года» Минкультуры России. Следует добавить, что соинвестором по многим проектам выступал партнёр Жарова в компании «Инвест-Вояж» – бизнесмен из российского списка «Форбс» Вадим Якунин, владелец компании «Протек», сети аптек «Ригла» и обладатель нескольких орденов Русской Православной Церкви. Словом, сплошное «аксиос» и «многая лета».

Ложка дёгтя

Но вот ведь какая неприятная коллизия: одним из «даров» этих достойных людей стал первый в стране частный музей «Новой хронологии» Анатолия Фоменко, Глеба Носовского и Татьяны Фоменко – антинаучного и, по сути, неоязыческого учения откровенно сектантского характера. Музей был открыт в конце 2019 года с большой помпой и паблисити от местных СМИ в здании «дома Куракиных».

Вообще-то «музеем» его назвать сложно, ибо в нём практически нет исторических экспонатов. Это мультимедийная выставка, ярко пропагандирующая антихристианскую теорию Фоменко – Носовского, основанную на пересмотре всей мировой истории на базе якобы научного математико-астрономического обоснования. Царьград неоднократно и подробно разбирал это учение, квалифицируя его как крупную духовно-идеологическую диверсию против русского народа и Православия.

Напомним, согласно учению Фоменко, вся история до XVII века фальсифицирована, Средних веков не было, как и Ивана Грозного, Русь-Орда правила миром, русские ханы похоронены в Египте и «русского Христа» распяли в Константинополе. По этой безумной концепции, святой благоверный Князь Александр Невский и хан Батый – одно и то же лицо, Богородица родилась в Ростове, а вера при этом на Руси была, прости Господи, «Иудо-Христиано-Ислам».

Неудивительно, что после некоторой шоковой паузы в сторону «музея» и самого Жарова понеслись возмущения и прямые обвинения историков, музейных работников и простых ярославцев. «Первый антинаучный», «Ярославль докатился до фоменковщины» гласили некоторые заголовки публикаций. Но возмущение одних людей как бы нивелировалось толерантностью других. «Пускай будет, привлечёт туристов», «это же просто занятные гипотезы», «Русь возвеличивается, что плохого?» – таковы вкратце аргументы защитников квази-музея. При этом областная и городская власть предпочла не вмешиваться, ведь речь шла о благодетеле губернского масштаба.

Промолчали они, и когда к письмам протеста добавился уголовный иск. Его в прокуратуру Ярославской области подал атаман Ярославского отдельного казачьего общества Илья Семёнов, требуя привлечь организаторов музея «Новой хронологии» по статьям УК РФ 148 («Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).

В частности, Семёнов привёл примеры прямо богохульных искажений «Новой хронологией» Священного Писания. Скажем, утверждение авторами экспозиции, что Христос и византийский император Андроник I Комнин, умерший в 1185 году, один и тот же человек. Но в областной прокуратуре не нашли в экспозиции предмета для уголовного преследования. Промолчали и в Ярославской епархии. Так с тех пор этот «музей» мракобесия и действует, регулярно «просвещая» местных и приезжих посетителей.

Сам Олег Алексеевич, возмущённый «травлей», решил пойти в контрнаступление, опубликовав открытое письмо с сакраментальным заголовком «Не могу поступаться принципами». В нём он, напоминая все свои действительные заслуги, решительно отводит от себя обвинения противников, квалифицируя их как «крестовый поход» против частных музеев. Заявление атамана Семёнова Жаров называет «явно написанным под чью-то диктовку», стыдит ярославцев – подписантов письма губернатору за закрытие музея и ярославских казаков, пикетирующих здание.

Оговариваясь, что «у нас у самих много вопросов и к теории в целом, и к частным интерпретациям исторических фактов», автор отповеди призывает считать музей не «машиной пропаганды Новой Хронологии», а «местом дискуссий». А после этого развёртывает настоящую апологию Фоменко – Носовского. Стоит привести один из её фрагментов: «Для меня более авторитетными учёными являются предшественники и основоположники Новой хронологии – Исаак Ньютон, Михаил Ломоносов, Николай Морозов и её сторонники – Лев Гумилёв, Александр Зиновьев, нежели немцы, писавшие историю России, не зная русского языка».

Да и как можно не поддержать теорию, которая возвеличивает роль нашей страны в мировой истории, поднимает роль Русской Православной Церкви до главенствующей мировой религии,

– восклицает предприниматель-меценат, кандидат физико-математических наук Олег Жаров. «Мне эта теория близка и понятна, так как сам по образованию математик», – пишет он. И тут, правда, не знаешь – смеяться или плакать. Воистину: не ходили бы вы, друзья-математики, в историю со своими мерками!

От хроноложества к «русским смыслам»

Суммируя вышеизложенные факты, напрашивается невесёлое предположение. Как бы и в проект обновления Ростова Великого, не оказалась бы под сурдинку протащена «новая хронология». Едва ли задуманная Жаровым огромная статуя Пресвятой Богородицы на озере Неро будет снабжена надписью о Её рождении в Ростове. Хотя кто знает! Но вот что будет в аннонсированном «Музее русских смыслов»? Не фоменковский ли бред, часом? В проекте фигурирует также «первый в стране сюжетный мультимедийный парк на основе оригинального сценария, в котором переплетаются история городов Золотого кольца, фэнтези и игра». Неплохо бы заранее знать, что за «фэнтези» и «игры» предполагаются в этом «переплетении».

А может, лучше в данном случае не рисковать, ограничившись другими прекрасными объектами, которые предложил инвестор? Например, реставрацией Церкви Спаса Нерукотворного Образа на Торгу (Ружной церкви) в Ростове, «крупнейшим в мире музее велосипедов» в Гостином дворе, музеем «Женское счастье» на основе переданной семьёй актёра Вениамина Смехова уникальной коллекции дамских сумочек, шляпок, платьев, «крупнейшим в России «Музеем карет и саней», музеем ретро-автомобилей, ювелирных часов, истории кирпичного производства с интерактивной площадкой, музеем театра и кино с театральным кафе…

Но вот правда – не стоило бы при всём уважении к реальным заслугам Олега Жарова допускать его до «русских смыслов»! Как бы не пришлось потом горько пожалеть об этом. И не областным властям, нацеленным, главным образом, на прибыльность инвестпроекта для города (что вполне понятно), а всем русским православным патриотам. В частности, и местному епархиальному священноначалию, которое по своей занятости и уважению к губернским властям может и не вникнуть сразу в детали красивого и «высокодуховного» проекта. А дьявол, как известно, именно в деталях кроется.

Что с того?

Избыточными и несправедливыми представляются призывы некоторых возмущённых соотечественников «выкинуть Жарова из музейного сообщества», лишить его Госпремии. Это сродни призыву лишения Анатолия Фоменко академического звания за реальные достижения в математике, поскольку он стал пропагандистом вредного антинаучного учения. Мухи – отдельно, котлеты – отдельно.

Мы не склонны огульно обвинять Олега Жарова в продуманной и намеренной идеологической диверсии. Ну, занесло человека в «умственную прелесть» хроноложества, решил он на свои средства приобщить соотечественников к своему увлечению. Но, зная это доподлинно, точно не стоит оставлять на его усмотрение такие проекты, как «Ростов Великий – духовный центр России». Тема-то отнюдь не регионального значения! Ведь дёготь фоменковщины может «перегорчить» весь задуманный «мёд», дав затем метастазы по всей России. И тогда это станет подлинной антитезой исторических парков «Россия – моя история», которые митрополит Тихон (Шевкунов) инициировал в разных уголках нашего Отечества.

АНДРЕЙ САМОХИН