ФОТО: СЕРГЕЙ ВЕДЯШКИН / АГН «МОСКВА»

Белорусский молочный экспорт нехило ударил по отечественным производителям молока и молочной продукции. Предприниматели жалуются на то, что коллеги по Союзному государству занимаются откровенным демпингом. Разница в цене благодаря государственному регулированию в Беларуси достигает 38 процентов. Между тем молочка – одна из самых уязвимых сфер в нашей стране с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности.

Отечественные производители молочной продукции жалуются на то, что их позиции на внутреннем рынке серьёзно подрываются поставками из соседней Беларуси. На долю нашего партнёра по Союзному государству сегодня приходится около 72 процентов всей импортной молочки. Белорусы существенно увеличили объём экспорта в Россию. За первое полугодие текущего года отправлено на русский рынок на 145 тысяч тонн больше, чем за аналогичный период пандемийного 2020-го. Это означает, что рост составил 19 процентов.

При этом белорусская продукция существенно дешевле нашей: так, ценовая разница достигает 38 процентов. Килограмм сыра русского производства стоит в районе 396 рублей, производства Республики Беларусь – 287. Причины такого весомого различия в расценках две. Первая – регулирование государственными органами РБ цен на сырьё внутри республики. Вторая – сверхдоходы молочной отрасли Беларуси от поставки в Китайскую Народную Республику сыворотки, побочного продукта, получаемого в процессе производства сыра. Третья – крупное государственное субсидирование молочки.

Возникает вопрос: почему Россия не субсидирует в таких объёмах свою молочную отрасль? Дело в том, что субсидии у нас принесут существенно меньший экономический эффект, чем в Беларуси. У нас нет такого огромного рынка, на который можно поставлять продукцию. А потому наше производство не может во много раз превышать потребности страны, как в РБ.

Конкуренция с союзником, провоцирующим дешёвый импорт и занимающимся откровенным демпингом, мешает развитию нашей молочки. Хотя за последние годы сделано немало. Фактически благодаря курсу на импортозамещение достигнут высокий уровень продовольственной безопасности. Согласно последним данным The Economist Intelligence Unit, из 113 стран Россия заняла 24-е место в мире по этому критерию (Беларусь – 23-я). Причём наша страна обогнала белорусов по некоторым показателям, например по доступности продуктов питания для населения.

Однако молоко и молочная продукция остаются слабым местом русского сельского хозяйства. Потребление по этой позиции так и не восстановилось к уровню позднесоветского времени. В 1980 году среднедушевое потребление составило 391 литр в год, а достижение планки в 245,5 литра прогнозируется специалистами Министерства сельского хозяйства только в 2025 году. И то эта цифра будет хуже, чем в 1995 году (тогда она составила 249,1 литра).

До сих пор не обеспечена стопроцентная продовольственная безопасность по молоку. Доля производимой в России молочной продукции превышает 80 процентов, но до полного самообеспечения ещё далеко, даже несмотря на позитивные тенденции в этой области. Как сообщает Росстат, за шесть месяцев 2021 года производство сыров увеличилось на два процентных пункта до 281 тысячи тонн. Тем не менее благодаря белорусскому демпингу на складах скопились огромные запасы сыра, выпущенного русскими предприятиями. На складских полках в данный момент находится 47 тысяч тонн сыра – это на четверть (!) больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Что с того?

Беларусь в целом и её молочная отрасль в частности сильно завязаны на рынок России. На наше государство приходится 74,4 процента экспорта белорусской молочки, как заявил не так давно заместитель министра сельского хозяйства РБ Алексей Богданов. В 2019 году эта доля была выше – 78 процентов, но за два года она упала. По словам чиновника, «Время диктует свои правила. Россия развивает собственное молочное скотоводство и ежегодно увеличивает объёмы производства молока и молочных продуктов».

России не стоит рубить поставки белорусского аграрного комплекса. Однако для льготного допуска на свой внутренний рынок она должна поставить перед Александром Лукашенко несколько простых условий, а именно: предоставить равные права белорусской и русской продукции на внутрибелорусском рынке (его стараниями президента РБ защищают, как только могут), а также интенсифицировать работу по углублению интеграции в рамках Союзного государства. В противном случае будет абсолютно неясно, зачем в Кремле терпят ситуацию, при которой наш производитель терпит убытки, а заграничный получает за счёт этого высокие прибыли.

КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ