ФОТО: MOSCOW / GLOBALLOOKPRESS

Тридцать лет назад 19 августа 1991 года был удивительный телевизионный эфир – транслировался балет «Лебединое озеро». Позже стало известно о введении в стране чрезвычайного положения, которое вошло в историю как ГКЧП.

События начали разворачиваться еще раньше. 17 августа состоялась встреча будущих членов ГКЧП на объекте «АБЦ» – закрытой гостевой резиденции КГБ. В ГКЧП вошли вице-президент СССР Геннадий Янаев, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель КГБ СССР Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков. Было принято решение ввести чрезвычайное положение с 19 августа, сформировать ГКЧП, потребовать от Горбачёва подписать соответствующие указы или уйти в отставку и передать полномочия вице-президенту Геннадию Янаеву, Ельцина задержать на аэродроме Чкаловский по прилёте из Казахстана для беседы с министром обороны Язовым, дальше действовать в зависимости от результатов переговоров.

18 августа представители комитета вылетели в Крым для переговоров с Горбачёвым, находящимся на отдыхе в Форосе, чтобы заручиться его согласием на введение чрезвычайного положения. Горбачёв дать им своё согласие отказался. В 16:32 на президентской даче были отключены все виды связи, включая канал, обеспечивавший управление стратегическими ядерными силами СССР.

19 августа в 04:00 Севастопольский полк войск КГБ СССР заблокировал президентскую дачу в Форосе. С 06:00 Всесоюзное радио начинает передавать сообщения о введении ЧП в некоторых районах СССР, указ вице-президента СССР Янаева о его вступлении в исполнение обязанностей президента СССР в связи с нездоровьем Горбачёва, заявление советского руководства о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, обращение ГКЧП к советскому народу.

В этот же день началось противостояние в Москве: несмотря на размещение военных частей на различных позициях, Борис Ельцин мобилизует своих сторонников, которые начинают проводить митинг «в поддержку демократии». В тот же день часть военных переходит на сторону Ельцина. Остальные военные части не вмешиваются.

В следующие два дня ГКЧП бездействовал, и эта ситуация играла на руку Горбачёву и Ельцину. Вооружённые силы отказались подчиняться ГКЧП. А 22 августа над зданием Дома Советов в Кремле уже развивался триколор, который стал новым флагом РСФСР.

Затем наступило время Беловежского сговора, и империя окончательно распалась.

По прошествии 30 лет и тех многочисленных проблем, которые возникли после распада СССР (войны в Чечне, Приднестровье, Таджикистане, Грузии, Армении и Азербайджане, теракты, шоковая терапия, навязанная МВФ, и ручное управление со стороны Вашингтона), кажется, что члены ГКЧП были правы. Хотя Александр Руцкой, который занимал пост вице-президента России в 1991–1993 годах, считает, что Горбачёв сам инициировал ГКЧП. Всё подстроил так, чтобы на него не пало подозрение и он вышел сухим из воды. В недавнем интервью он прямо заявил:

Я уверен, что ещё в марте Горбачёв сам решил создать ГКЧП с целью сохранения СССР в прежнем виде. Накануне подписания договора он окончательно понял, что это будет не союзное государство, а сборище никому не подчиняющихся суверенных государств, и поэтому решил сбежать из Москвы. После этого – с его ведома – Янаев, Язов, Крючков, Лукьянов объявляют, что управление страной передается Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП). Горбачёв тем временем изображал из себя узника, заключённого на даче в Форосе. Тем самым он сорвал подписание договора об ССГ – Союзе суверенных государств.

Руцкой считает, что подписание нового договора вряд ли состоялось бы, поскольку в стране царила «политическая и экономическая анархия. Шёл наглый парад суверенитетов и сепаратизм».

А те, кто был на противоположной стороне и кто одержал верх тогда, в августе 1991 года, либо заблуждались, либо были просто проамериканскими либеральными агентами влияния. На кону стоял не СССР. На кону стояла Большая Россия, существовавшая и до советской власти. Та Большая Россия, за которую миллионы русских людей и народов, объединённых с русскими общей судьбой, пролили реки крови.

Империю создать очень трудно. Это делается веками – пядь за пядью, война за войной, мирный договор за мирным договором. Искусство полководцев, стратегия дипломатов, воля царей, подвиг народа и бесконечные жаркие, подчас отчаянные, возносимые к небу молитвы – за Православие, Державу, Народ.

Империя – понятие не только географическое и политическое. Это ещё и понятие духовное. И страна, которую развалили либералы и реформаторы, сгрудившиеся вокруг Горбачёва и Ельцина в 1991 году, была именно таковой – Большой Россией, которую создал русский народ, отстоял, обустроил и защитил: как в «белые», так и в «красные» периоды. В 1980-е в СССР начался затяжной кризис, коммунистическая идеология стремительно разлагалась.

Было трудно и физически, и экономически, но, главное, было трудно духовно – советская система ценностей на глазах испарялась, и открывалась бездна. Но губить Великую Россию, рушить Империю, даже несмотря на это, было преступно.

Россия жила в границах СССР и с другой – православной монархической – идеологией. И установлены эти границы и эти пределы были не Лениным и Сталиным, но тысячелетием русской жизни, русской войны, великой ценой. При всем ужасе и неадекватности большевиков – особенно вначале – и они всё же не разрушили имперского пространства, соблюли его, сохранили его. И подвиг русско-советского человека, отстоявшего страну в Великой Отечественной войне, свят и неприкосновенен. И вот теперь агентура влияния в высшем советском руководстве и уже готовая чисто атлантистская смена в лице Ельцина и его прихвостней-олигархов собрались нанести по Большой России смертельный удар.

Как трудно создать Империю, и как легко, оказывается, её развалить. Однако нам ничего не остаётся иного, как, преодолев слабоволие и слабоумие тех, кто не смог её спасти, и разобравшись с предателями, кто совершил это историческое преступление, снова и снова мучительно и упорно воссоздавать нашу Империю, Большую Россию.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ГРУППА КАТЕХОН