14 июля Конституционный суд Украины (КСУ) признал конституционным закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного». В народе этот документ называют законом о тотальной украинизации. С 16 июля нынешнего года на украинскую мову должна перейти не только вся сфера обслуживания и здравоохранения, но и кино, телевидение, а для чиновников всех рангов будут введены экзамены на знание украинского языка. Закон об украинизации уже вызвал многочисленный скандалы в обществе, увольнения продавцов, кассиров, официантов, гонения на учителей. Шпрехенфюрер Креминь ежемесячно получает сотни доносов от националистов об использовании в сфере услуг русского языка. В стране проходит настоящий мовный террор.

Ещё в 2019 году 51 народный депутат направили в КСУ  представление о конституционности закона об украинизации. Венецианская комиссия также отправила Киеву свои выводы и рекомендовала правительству пересмотреть дискриминационный языковой закон. Фактически он лишает миллионы жителей Украины права обучаться и говорить на родном языке. В документе Венецианской комиссии говорится«Русский язык подлежит защите в Украине как один из региональных языков или языков меньшинств. Ведь в законе о ратификации Языковой хартии Украина указала, что будет применять эту Хартию к следующим языкам: белорусский, болгарский, гагаузский, греческий, еврейский, крымскотатарский, молдавский, немецкий, польский, русский, румынский, словацкий и венгерский… Поэтому в случае возникновения спорных вопросов должны применяться положения Хартии, а не закона». Аргументы Венецианской комиссии поддержал и нынешний спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков, который заявил, что необходимо «привести нормы закона в соответствие с решением Венецианской комиссии».

И вот большая палата Конституционного суда признала, что языковой закон соответствует конституции, несмотря на то что он нарушает сразу несколько её статей. Очевидно, такое решение было принято под давлением украинских националистов, которые периодически устраивали акции протеста у здания суда, и является договорённостью с президентом Зеленским и его командой. Фактически это политическое, а не правовое решение.

В тот же день, 14 июля, произошло ещё одно знаковое событие, непосредственно связанное с деятельностью Конституционного суда. Кассационный административный суд, входящий в состав Верховного суда, отменил указ Зеленского об увольнении главы КСУ Александра Тупицкого. Президент 26 февраля подписал  указ об отстранении Тупицкого от должности судьи Конституционного суда на один месяц. Когда истёк этот срок, Зеленский своим указом отменил указ президента Виктора Януковича за 2013 год о назначении Тупицкого судьёй Конституционного суда. Тем же указом президент лишил статуса судьи КСУ и Александра Касминина. Оба судьи обратились в Верховный суд с кассацией, и вот решение по Тупицкому уже принято.

После увольнения этих судей, шестеро членов КСУ заблокировали его работу. Судьи поставили ультиматум – вернуть отстранённого указом президента от должности председателя КСУ Александра Тупицкого. Несколько раз он пытался попасть на заседания суда, но его не пропускала госохрана.

Конечно, отмена Верховным судом указа Зеленского – это серьёзный удар по его имиджу. Адвокат Тупицкого Ростислав Кравец заявил«У офиса президента есть 30 дней для обжалования этого решения по Тупицкому. Но, учитывая, что вопрос по Касминину будет рассматриваться только в сентябре, можно ожидать, что разблокирована работа КС будет в декабре».

Тем не менее как-то так совпало, что КСУ признал конституционность закона о тотальной украинизации даже без Тупицкого и Касминина. Политолог Михаил Погребинский считает«Вспомните, Зеленский же говорил, что он проводит очищение Конституционного суда, чтобы тот не отменил закон о языке. То есть давно была установка, что языковой закон должен быть признан конституционным».

Юристы считают, что легитимность решения КСУ, принятое при отсутствии на заседаниях двух судей – Тупицкого и Касминина –весьма сомнительна и может быть оспорена. Но не при нынешней власти.

Источник