На фото: вакцинацию некоторые «церковные» авторы сегодня ставят выше самого пребывания в Церкви

Давно замечено, что неожиданно острая борьба вокруг «ковида», проблемы вакцинации и прочих сегодняшних прелестей, уготованных нам глобалистами, необычайно ярко (а порой и неожиданно) выявляет, кто есть кто, в том числе и в православной, церковной (а также околоцерковной) среде.

С глубоким прискорбием приходится констатировать, что вся эта ситуация, которая на первый взгляд, затрагивает жизнь Церкви лишь косвенно, действительно породила (это не преувеличение и не фигура речи) новое, вполне модернистское и абсолютно еретическое богословие.

В одной из предыдущих работ мы уже ссылались на шокирующее высказывание некоего «ковид-богослова» с ТВ «Спас». Священник Андрей Рахновский в контексте дискуссии о т.н. обеззараживании лжицы во время Причастия дословно высказался так: «Вот я, например, хочу подойти ко Христу, а в толпе, которая Его окружает, есть люди больные ковидом. Я в этом случае… не пойду к Нему». То есть действующий клирик РПЦ прямо засвидетельствовал свою веру (а что же еще?), в которой стремление обезопасить себя от заражения чисто земными, медицинскими средствами для него приоритетнее упования на то чудо исцеления, которое, как все мы хорошо понимаем, конечно же, властен совершить Господь.

И далее этот пастырь-модернист развил целое учение о том, что поскольку многие из нас весьма часто причащаются недостойно, а Бог, как Всемогущий, может покарать нас каким угодно способом, в том числе через заражение ковидом, то для того, чтобы обезопасить себя от этой возможной кары Божией, необходимо… нет, не покаяться в грехах и достойно подготовиться к Таинству, как учит Церковь, а – принять профилактические меры, связанные с дезинфекцией! То есть, опять-таки, медицина, чисто земная забота о своем физическом теле здесь превалирует над пользой и спасением души.

Уважаемые священники, да и миряне, которым мы зачитывали эти пассажи, ужасались, воспринимая их все же как что-то совсем уникальное. И, как выясняется, напрасно! Ибо это учение сегодня – вовсе не принадлежность отдельно взятого маргинального либерала в рясе, а новое слово в богословии (это не шутка!), претендующее на то, чтобы стать мейнстримом.

В полной мере принадлежит к этой «ковидно-богословской школе» другой недавно почивший от ковида автор, в течение ряда лет бывший одной из главных «звезд» известного сайта «Русская народная линия», руководимого яростным апологетом вакцинации и прочих прелестей, сегодня спускаемых нам сверху в добровольно-принудительном порядке, А.Д. Степанов, в традиционном для него ключе считающий себя вправе с каких-то якобы «высших» позиций учить жизни православных патриотов. Речь о полковнике милиции в отставке, инженере-экономисте Андрее Козлове. В своей последней (по сути, предсмертной!) статье «О христианском смысле ковида» он рассуждает вполне в духе вышеприведенного «учения» своего собрата-священника, причем, на наш взгляд, более изощренно. (На эту совершенно вопиющую и очень знаковую работу уже обратили внимание коллеги с сайта «Всеереси»).

Видимо, понимая, что «не идти ко Христу» из-за боязни заразиться новой инфекцией – это слишком, он весьма изощренно пытается как-то «христианизировать» эту боязнь, создавая целую богословскую систему, вполне модернистскую по духу. Его ключевой тезис достоин того, чтобы быть включенным в учебники по догматическому богословию в качестве примера извращенной логики ересиарха: «Соблюдение противоэпидемических предписаний после вакцинации много лучше и нагляднее показывает готовность человека следовать за Христом, чем обычное вхождение в церковную ограду, потому что пребывание человека в Церкви важно только ему самому для самого себя, однако от такового никому ни жарко, ни холодно, безразлично».

Да, как говаривала г-жа Хохлакова[1], здесь можно просто в отчаяние прийти. Мы видим, что человек, претендующий на выявление христианского смысла чего бы то ни было, не владеет элементарными представлениями о православной экклезиологии, что выдает в нем того, кто, имея высшее светское образование, не удосужился, когда стал как бы «воцерковляться», хотя бы поучиться в воскресной школе для взрослых. Разве не общеизвестным для людей Церкви является учение о ее таинствах и, в частности, о Евхаристии? Разве совсем уж великим умом надо обладать, чтобы знать, что «литургия» в дословном переводе с греческого означает «общее дело»? Когда г-н Козлов причащался, он полагал, что это важно только для него самого, как самоизолированного индивида? Он никогда не слышал, что Церковь (то есть экклезия, собрание верных) есть ничто иное, как община, которая в Писании буквально определяется как «Тело Христово, в которой Христос Глава, мы же все члены» и что, стало быть, приобщаясь Святых Христовых Таин, а еще раньше в Крещении мы все, члены Церкви, соединяемся друг с другом, причем не как-нибудь, но именно во Христе? (См., напр.: 1 Кор. 12, 13-14 и мн.др.).

Но главное новшество г-на Козлова заключается в том, что для него вакцинация и все, что с ней связано – более высокий уровень христианской жизни, чем пребывание в Церкви! На основе своих размышлений об этом он развивает, как мы сказали, целое учение, которого, к сожалению, в полноте почти не коснулись коллеги с сайта «Всеереси». «С появлением вакцин, – пишет он ситуация кардинально изменилась, потому что появилась возможность одолеть заразу. И именно с этого момента и проявилась вся глубина христианского смысла и духовной подоплеки ковида. Только существование вакцин от ковида позволяет безошибочно осмыслить библейский характер новоявленной миру “казни”». О том, что, по мнению многих специалистов, пресловутые вакцины – вовсе не то, за что их выдают и что они могут даже нанести вред здоровью человека, новоявленный богослов в погонах даже не задумывается; такая мысль вообще за пределами его мира! И совершенно понятно, почему. Вакцина – это достояние его веры. А когда речь идет о вере, рациональные аргументы не действуют. Прививка в полной мере заменяет для него крещение. «После прививки человек получает особые 40 библейских переходных дней, которые подобны времени поста Иисуса Христа в пустыне, когда сатана подвергает Его Веру испытаниям. В течение этих дней христианин должен сознательно поостеречься от болезни в еще более жестком режиме, чем до прививки». Ну, то есть, приняв крещение, чья вода смывает все совершенные дотоле грехи, старайся больше не грешить, не набирать себе новых… «Исполнение противоэпидемических мер» выступает здесь как соблюдение заповедей, а стремление прививаться снова и снова, столько, сколько надо (сколько скажут жрецы новой «ковидной» «церкви») – как проявление одной из высших христианских добродетелей – любви к ближнему, заботы не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих. А как можно, любя Бога, не любить ближнего? Никак нельзя. Вывод: «Бегом прививаться!» Это другой очень любимый Степановым «ковидобогослов» – «юрист и специалист по квантовой физике» (как он сам себя характеризует), автор нескончаемого сериала о пользе прививок, публикуемого на РНЛ, Родион Юрьев.

Как мы уже сказали выше, новоявленный ковидобогослов скоропостижно скончался в больнице от индийского штамма коронавируса. Вакцина от китайского не помогла. И теперь для него началась новая, подлинная жизнь, в начале которой – ответ перед Богом. За этого несчастного искреннего человека, впавшего в глубокую прелесть и, не будучи никаким богословом и не обладая даже минимальными вероучительными знаниями, создавшего по-своему стройное лжеучение, теперь можно только молиться. А вот к главреду Степанову накопилось немало вопросов.

На РНЛ есть неписанное правило: те материалы, с которыми редакция не согласна, но которые в силу каких-то причин все же решила опубликовать, предварять редакционным предисловием. Перед статьей «О христианском смысле ковида» ничего подобного нет. Стало быть, редакция во главе со своим руководителем с ее основными положениями согласна? Но тогда пусть Степанов, считающий себя вправе поучать людей, значительно лучше него разбирающихся в сложных богословских вопросах (делает это он довольно беспомощно, кстати), объяснится и расскажет нам, на основании каких резонов он полагает, что вхождение в Церковь – более низкий уровень следования за Христом, чем вакцинация от ковида. А также на чем основывается, соглашаясь с тем, что вхождение в Церковь касается лишь одного отдельно взятого человека, а другим ее членам от этого «ни жарко ни холодно»? Каким образом г-н главред совмещает это с основами православного учения о Церкви, начало которому положено непосредственно в Священном Писании Нового Завета?

В противном случае нам придется констатировать, что ресурс, избравший своим девизом «Православие. Самодержавие. Народность», стал уже довольно далек от главной составляющей этой триады, от Православия. А сам Степанов является приверженцем модернистской ереси «ковидобогословия», не имеющей с православным вероучением ничего общего.

В публикации данной статьи на ТК «Царский крест» (см. по ссылке) она подверглась некоторой правке. Здесь публикуется в авторской редакции.

Владимир Семенко

Источник



[1] Персонаж романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».