Фото EKATERINBURG-EPARHIA.RU

В канун Царских дней 2021 года, мероприятий, посвящённых 103-й годовщине злодейского убийства святых царственных страстотерпцев, свердловский губернатор Евгений Куйвашев запретил проведение традиционного многотысячного Царского крестного хода в ночь на 17 июля. Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, впервые в новейшей церковной истории проявив неповиновение светским властям, жёстко ответил зарвавшемуся чиновнику.

В этом году мы не будем проводить Крестный ход в Царские дни. Посмотрите на фотографии – это Крестный ход в прошлом году. На участниках нет масок, дистанция между участниками не соблюдается… У нас есть несколько доказанных случаев того, что люди заболели именно после Царских дней. Они перенесли болезнь довольно тяжело.

Именно так, безапелляционно и бездоказательно губернатор Свердловской области (да-да, именно Свердловской, этот уральский регион, в отличие от его центра, до сих пор носит имя одного из демонов революции) Евгений Куйвашев на своей страничке в Instagram бросил вызов многим тысячам православных верующих. Трусливо отписавшись в соцсети, а не обратившись прямо к священноначалию и верующим Екатеринбургской митрополии и других регионов России и других стран, уже собирающимся в Екатеринбурге для участия в одном из главных церковных событий года. Событии, объединившем в трагически юбилейном 2018 году в едином молитвенном порыве свыше 100 тысяч православных христиан. И даже в 2020-м, несмотря ни на что, более 10 тысяч верующих приняли участие в Царском крестном ходе.

Куйвашев

ЕВГЕНИЙ КУЙВАШЕВ. ФОТО: MINISTRY OF CULTURE RUSSIA / GLOBALLOOKPRESS

Доказательств того, что прошлогодний Крестный ход привёл к вспышке заболеваний, нет. Напротив, статистика говорит об обратном. Так, 17 июля 2020 года во всей Свердловской области был зарегистрирован 301 заболевший, неделю спустя, 24 июля, зафиксировано 247 заражений, а ещё через неделю, 31 июля, новых заболевших было уже 210, и далее этот спад только продолжался. Конечно, статистические цифры не всегда в точности отражают реалии, но достаточно вспомнить и те же белорусские массовые акции августа прошлого года (как оппозиционные, так и пропрезидентские): они также не привели к вспышкам заболеваемости. При этом новые волны пандемии COVID-19 не были никак связаны с какой-либо массовой активностью.

Можно ли из этого сделать весомый и далеко идущий эпидемиологический вывод? Едва ли. Очевидно одно: директивным локдауном проблему не решить. И лучше других это понимают в Русской Православной Церкви, весной 2020-го намного раньше кого бы то ни было пошедшей на поистине беспрецедентные санитарно-эпидемиологические меры в своих храмах и монастырях. В том числе и в Екатеринбургской митрополии, чьи архипастыри никогда в новейшей церковной истории не противились решениям светских властей. Но сегодня, когда многие тысячи верующих уже собрались близ Уральской Голгофы (а именно так почитатели подвига последней русской Царской семьи именуют место убиения святых царственных страстотерпцев и их приближённых), глава Екатеринбургской митрополии митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений (Кульберг) предельно прямо и жёстко ответил своему тёзке губернатору Евгению Куйвашеву:

Традиция народного шествия от Храма на Крови до Ганиной Ямы переросла рамки так называемых «мероприятий» и стала для десятков тысяч людей священной. И нынче люди пройдут по святому пути – это очевидность. Пойдут они по безопасно перекрытым улицам? Или по узким тротуарам рядом с опасно несущимися машинами? Или «козьими тропами»? Это покажет время. В нынешней эпидемической ситуации не может быть идеальных решений. Каждый самостоятельно находит баланс между мужеством и страхом, ответственностью и смелостью, осторожностью и дерзновением. Я однозначно пойду!

Одним словом: граждане чиновники, год назад вы лишили миллионы православных христиан возможности соборной молитвы в Праздник праздников и Торжество торжеств – день Светлого Христова Воскресения, Пасхи Господней. Но сегодня вам не лишить нас Царских дней! Дней, чьим молитвенным средоточием являются ночная Божественная Литургия в екатеринбургском Храме на Крови (возведённом на месте Ипатьевского дома, в подвале которого богоборцами были расстреляны Николай II, его семья и несколько близких им людей) и Крестный ход к монастырю на Ганиной Яме, где большевики пытались уничтожить тела страстотерпцев.

И очень глубокие, поистине исповеднические слова владыки Евгения наглядно демонстрируют, что духовные власти Екатеринбургской митрополии отнюдь не настроены на конфликт и даже понимают причину антицерковного выпада свердловского губернатора. Но разъясняют современным безбожникам, что для людей верующих страх перед пандемией – куда меньший, чем страх лишиться возможности соборной молитвы и поклонения сугубо почитаемым святым:

Решение властей, не согласовавших проведение Царского крестного хода, имеет под собой основания. Хотя не следовало бы стигматизировать верующих как виновников распространения инфекции. Наша цель – не смерть от страха перед коронавирусом или от самого коронавируса, а жизнь с Богом и в любви к ближнему. Призываю всех принимать максимальные меры по защите собственной жизни и жизни окружающих. Молюсь, чтобы Господь сохранил всех нас в здравии и долгоденствии, и благословляю вас присоединить к своей молитве осторожность и любовь к ближнему.

Конечно, термин «стигматизировать» – сугубо церковный и весьма дипломатичный. На самом деле губернатор Куйвашев уже не впервые продемонстрировал своё полубрезгливое, если не сказать «откровенно брезгливое» отношение к Русской Церкви и верующим. Православные христиане Екатеринбурга и Свердловской области прекрасно помнят, как гражданин Куйвашев вёл себя в период обострения противостояния с храмоборцами, агрессивными противниками возрождения Екатерининского собора, духовного символа уральской столицы, уничтоженного их идейными предшественниками, воинствующими безбожниками 1920–1930-х годов.

Поначалу казалось, что это просто чиновничья трусость, желание перестраховаться в духе «как бы чего не случилось». Ведь верующие всё равно «подставят другую щёку», а потому легче пойти навстречу богоборцам. Но сейчас, в случае с запретом Царского крестного хода никто не заставлял свердловского губернатора продолжать дело Якова Свердлова и его партийных товарищей. Он это сделал сугубо добровольно. Причём с явным неуважением и даже с пренебрежением высказавшись о Царских днях 2020 года.

И сегодня, в год, когда миллионы верующих ждут решения осеннего Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о возможном обретении честных мощей святых царственных страстотерпцев, подобное решение гражданина Куйвашева видится самым настоящим выпадом против православного консервативного большинства народа Государства Российского и непосредственно против Русской Церкви. Подставим «другую щёку»? Нет, не имеем права. И в данном контексте вспоминаются слова митрополита Рязанского и Михайловского Марка (Головкова), сказанные в беседе с автором этого текста:

Другую щёку ты можешь подставлять, если речь идёт только о тебе. Если же угрожают твоей матери, твоей семье, твоей земле, подставление щёк – это уже предательство! Это уже грех против своих близких, против своего Отечества!

И ещё. Разумеется, ни о каком гражданском неповиновении верующих светским властям нет и речи. Хотя в исключительных случаях Церковь не запрещает нам и это. Так, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отдельно оговаривается, что «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении».

Слава Богу, речь пока об этом не идёт, но твердая позиция Екатеринбургского архипастыря вызывает искреннее восхищение. И есть надежда, что власти Свердловской (прости, Господи!) области прислушаются к столь чётко прозвучавшему голосу Церкви и отменят своё, мягко говоря, некорректное по отношению к верующим решение. В противном случае останется максимально громко произнести: «Куйвашев – на выход!»