Мой коллега, журналист и политолог из Польши, услышав тему статьи, удивился.

Сегодня церковь, какая бы то ни было, не имеет влияния на политические процессы, это давно в прошлом.

Он озвучил типичную для атеистов точку зрения, которые не хотят видеть, что Церковь имела и имеет до сих пор огромное влияние на общественно-политическую жизнь, даже если институт Церкви в большинстве стран (но, кстати, не в Польше!) формально отделён от государства. Так, в общем-то, думала и я, пока случайно, как говорится, «за компанию» не набрела в Киеве на Католический университет, где харизматичные преподаватели читали курсы лекций по истории философии, антропологии, истории Церкви и другим дисциплинам абсолютно бесплатно, для всех желающих вне зависимости от вероисповедания. Это было задолго до майдана и других кровавых событий на Украине. Красивое здание в историческом центре (тогда университет располагался на Боричевом Току, на улочке, уводящей на Почтовую площадь с Андреевского спуска), современный ремонт, ничего общего со скучными аудиториями большинства вузов.

Там было хорошо, очень хорошо – такой себе аквариум для интеллектуалов: лекции по вечерам, беседы, гитара, чай с плюшками и, нужно сказать, умеющие увлечь преподаватели. Но уже тогда меня кольнуло предчувствие: «Да ну! Такое счастье – и бесплатно!» Удивила меня и зарплата преподавателей. На тот момент для Киева это были баснословные деньги, что-то около тысячи долларов. Подавалась эта щедрость под соусом, что «католический университет является открытым академическим сообществом и воспитывает лидеров общества, профессионалов для служения Украине». И никаких русофобских лозунгов, по крайней мере в открытую, лекции читались на русском языке, в основном преподавателями Киево-Могилянской академии.

Вот так мне удалось прочувствовать на свой шкуре тихое и будто бы незаметное вмешательство католической церкви в дела Украины под видом просветительской деятельности. Только через лет десять я поняла, что это были действия, призванные повлиять на цивилизационный выбор через самую восприимчивую часть общества – молодёжь. Причём именно этот проект – «католический университет» – был своеобразной ловушкой для интеллектуально развитых молодых людей. Для парней и девушек попроще на тот момент по всей Украине свои сети раскидывали лагеря «пластунов» и «патриотов», где тоже «бесплатно» готовили будущих радикалов. Это была она, знакомая со времён Великой Схизмы католическая экспансия на исконно русские земли, то мягкая и фальшиво-ласковая, то жестокая и кровавая.

Задумайтесь, почему именно Украинская грекокатолическая церковь наряду со всевозможными деструктивными сектами и раскольниками так яростно поддержала и государственный переворот на Украине, и так называемую «антитеррористическую операцию» Киева на Донбассе? Почему униаты заняли однозначную позицию, в то время как канонческая Украинская православная церковь Московского патриархата призывала к примирению обеих сторон, а Блаженнейший митрополит Онуфрий не раз заявлял, что «наши прихожане находятся по обе стороны баррикад»?

Зачем было Верховной Раде, формально полностью светской структуре, инициировать в 2016 году законопроекты № 4511 (об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном агрессором) и № 4128, в народе прозванном «законом о церковном рейдерстве»? Не потому ли, что законодательный орган после «революции гидности» находился под жёстким контролем униатов как непосредственно, через своих ставленников среди парламентариев, так и косвенно, через украинские диаспоры, прежде всего в Канаде и США?

В 2019 году, несмотря на протесты священноначалия и прихожан Украинской православной церкви, а также предупреждения Всемирного совета церквей и международных организаций, «закон о церковном рейдерстве» всё же был принят. Точнее, голосование за него было сфальсифицировано, поскольку сначала не набиралось достаточного количества голосов – 223 при необходимых 226. Но шесть голосов скоренько отыскали и с результатом 229 «за» разрешили менять юрисдикцию религиозных общин. Последствия мы наблюдаем сейчас, когда силами униатов и раскольников организуются «переходы» из УПЦ МП в ПЦУ на основе фальшивых «сборов общин». Также закон фактически дал «зелёный свет» для более активных действий по захвату церквей.

Для чего папа римский Франциск 23 мая 2018 года встречался с украинской военной делегацией, в которую вошли и убийцы жителей Донбасса – участники АТО? Замечу, делегацию в Ватикан возглавлял руководитель Департамента военного капелланства Украинской грекокатолической церкви владыка Михаил Колтун. То есть и здесь униаты. И хотя Франциск был осторожен в выражениях и сказал украинской делегации, что «молится за мир в родной ему Украине», в Ватикане не могли не понимать, что и слова эти, и десятки фото главы католической церкви с украинскими атошниками будут восприняты «в родной ему Украине» как одобрение их действий на Донбассе.

Почему УГКЦ так быстро нашла общий язык сперва с «Киевским патриархатом», а затем – с ПЦУ? Причём, если дело касается захвата православных приходов или преследования их настоятелей и прихожан, вся эта стая действует совместно.

На ПЦУ у униатов свои виды, недаром всё чаще звучат разговоры о слиянии в некую Единую поместную церковь Украины. Правда, сейчас для отвода глаз её пытаются назвать ЕПУПЦ, добавляя слово «православная», но на самом деле в дальнейшем никакого православия эта структура не подразумевает.

Православный публицист Дмитрий Скворцов в статье «Томос, как свидетельство смерти для унии» пишет: «…украинская автокефалия будь она даже канонической (то есть полученной от Московского патриархата и признанной мировым православием) неизбежно приведёт к унии, к объединению с «Украинской грекокатолической церковью» («УГКЦ»). Так последняя выполнит свою историческую миссию. Но нужна ли она будет затем Ватикану? Ведь при отсутствии православных, уния как некий промежуточный институт потеряет смысл существования. Несмотря на красивые словеса «объединение», «союз» (лат. unio, unia), она всегда была дорогой в Рим с односторонним движением. Римокатолики, за исключением единично внедряемых монаховиезуитов или кармелитов для блюдения чистоты рядов «грекокатоликов», в унию не шли. В неё загоняли только христиан восточного обряда».

Таким образом, мы видим, что история католической экспансии не закончена. Она не может быть закончена, пока не будет достигнута главная её цель – отрыв Украины от Русского мира на религиозном уровне. В противостояние с православием вовлечены светские власти на всех уровнях: от председателей сельсоветов или градоначальников маленьких городков вроде Золочева до президента. При этом необычайная вовлечённость чиновников и депутатов в церковные дела явно приносятся в жертву их рейтингу, поскольку обществом подобная «религиозная» активность встречается, мягко говоря, настороженно, как и продолжение войны на Донбассе. Но на этом шахматном поле наши украинские «короли» – всего лишь пешки. Недаром же был разыгран блестящий спектакль, где актёр Зеленский сыграл роль «приговора» Петру Порошенко и победил с рейтингом 73% только за счёт обещаний вернуть на Украину мир, не разжигать религиозного конфликта и посадить ненавидимого народом предшественника с его подельниками.

Итог всем известен: Порошенко и его окружение не в тюрьме, а в Раде; на Донбассе ВСУ продолжают убивать детей и стариков и разрушать города и посёлки обстрелами; власти под руководством президента Украины продолжают заливать бензином костёр религиозного противостояния, причём бензина льют столько, что о последствиях сами стараются не задумываться – страшно.

А вот для униатов и раскольников костры войны и есть их миссия на Украине. Чтобы это понять, достаточно пройти по их следам на пути длиной в 7,5 лет…

Светлана ПИКТА