Международный институт по изучению Ближнего Востока и Балкан (IFIMES), находящийся в Любляне, Словения, периодически исследует развитие на Ближнем Востоке, Балканах и по всему миру. IFIMES провёл исследование ситуации в Черногории через 100 дней после смены правительства. Приводим наиболее значимые и интересные части исследования под общим названием «Черногория 2021: Экспортёр преступности в регионе».
Текущая ситуация в Черногории
Парламентские выборы в Черногории, которые прошли 30 августа 2020 года, ознаменовали смену 31-летнего режима, возглавляемого Мило Джукановичем и его Демократической партией социалистов (ДПС).
Новое правительство, вступившее в должность 4 декабря 2020 года, включает в себя три коалиции:
«За будущее Черногории» – 32,55% (133,267),
«Мир – это наша национальность» – 12,53% (51,297)
и «Чёрное белое» – 5,53% (22,649).
В новоутверждённом правительстве нет представителей меньшинств, которые так или иначе отклонили приглашение на членство под разными предлогами. Они всё ещё находятся под контролем Мило Джукановича и в минувшие годы исполняли роль его политических марионеток.
После прихода к власти, во избежание банкротства страны, правительство Черногории выпустило облигации на сумму €750 миллионов и ставкой в 2,8% сроком на семь лет. Выпуск облигаций был необходим, так как с их помощью государство могло исполнить обязательства внесения взноса по кредиту в €525 миллионов. Остальная часть средств от облигаций пошла на экономическое развитие страны. Задолженность Черногории сегодня насчитывает более 100% от текущего ВВП. Самой большой краткосрочной задачей для правительства Черногории становится борьба с распространением вируса COVID-19 и его последствиями, а также подготовка к приближающемуся туристическому сезону. Черногория не может позволить себе упустить ещё один туристический сезон. Всё ещё не освоен бюджет на 2021 год.
Эксперты находят значимым закон о свободе религиозных убеждений и легальном статусе религиозных сообществ, который пересмотрен с целью устранения напряжения в черногорском обществе. Настоящее правительство взяло управление в свои руки в разгар пандемии COVID-19 и столкнулось с тяжёлыми последствиями управления Мило Джукановича и ДПС. Граждане возлагают большие надежды на новое правительство. Первые значимые шаги сделаны в первые 100 дней правления в сфере социальной справедливости («справедливость для всех»). Искоренение дискриминации, решительная борьба с преступностью и коррупцией.
Черногорский президент Мило Джуканович, являющийся главой криминального «спрута», а также члены партии ДПС, представленные во всех сферах деятельности в стране, являются основным препятствием для нового правительства. Выражаясь образно, Черногория представляется кораблём, где рулевой – это премьер‑министр Здравко Кривокапич, тогда как ДПС – экипаж. Условия постоянных обвинений, клеветы и препятствий со стороны приверженцев прошлого режима, а также президента Джукановича являются невозможными для работы нового правительства.
Черногория стоит на пороге кардинальных изменений, первым из них будет создание сильных национальных институтов, которые предотвратят практику прошлых лет – господство индивидов в сочетании со слабыми или подчиняющимися институтами.
Боснийцы и албанцы планируют своё будущее без Джукановича
31-летний режим Мило Джукановича повлиял на долгосрочную ситуацию в черногорской Боснии и Албании, которые находились под неизбежным давлением при его правлении. Именно отдельные представители этих двух этносов способствовали усилению его авторитарного режима и укреплению влияния. Примечательно, что в стране нет преобладающей национальности, а политические лидеры боснийцев и албанцев добровольно согласились на роли меньшинств в стране, где на самом деле нет большинства как такового.
Мило Джуканович был одним из главных действующих лиц в ходе войн в Боснии и Герцеговине, а также Хорватии. А именно, во время войны в Боснии и Герцеговине он занимал должность премьер-министра Черногории и периодически принимал участие в сессиях Высшего совета обороны Югославии. На нём лежит ответственность и за события в самой Черногории.
Во время войны в Боснии и Герцеговине Джуканович распорядился о реорганизации Исламского сообщества в Черногории и назначил новое руководство Исламского сообщества, верное ему и не имеющее институциональной связи с боснийскими мусульманами в Боснии и Герцеговине. В связи с этим многовековая связь мусульман Черногории и Боснии и Герцеговины была необратимо нарушена и уже не подлежала институциональному восстановлению.
ВО ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ МИЛО ДЖУКАНОВИЧА ЧЕРНОГОРИЯ СТАЛА УБЕЖИЩЕМ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ. ФОТО: NEMANJA CABRIC/XINHUA / GLOBALLOOKPRESS
Также к общеизвестным военным преступлениям в Буковице и Штрпце добавятся депортация боснийских мусульман, создание концентрационного лагеря Моринь и несколько случаев жестокого обращения с боснийцами. В послевоенное время боснийцы оказались под жёсткой ассимиляцией со стороны так называемого нового черногорского общества (черногорского братства). Джуканович распорядился о разделении боснийцев как минимум на три этнических общества – боснийцы, мусульмане и черногорцы исламской веры. В результате боснийцы в Черногории перестали представлять отдельную политическую силу. Фактически основной целью такой политики было сократить эту часть населения до нескольких процентов, в то время как большинство будут составлять черногорцы исламской веры, говорящие на черногорском языке.
Поэтому аналитики совсем не случайно задаются вопросом о его роли в назначении деканом факультета черногорского языка и литературы этнического боснийца. Последующая перепись населения в Черногории будет иметь историческое значение для боснийцев, ведь предполагалось использование результатов переписи как свидетельств уменьшения процента боснийского населения, а значит, уменьшения их политического влияния.
Кроме того, Джукановичу удалось стать почётным сенатором Боснийского института в Сараеве. Это является редчайшим примером в мировой практике, когда жертвы проявляют уважение и почтение к своему «палачу», что и случилось с боснийцами по отношению Джукановичу – неопытному военному преступнику. Фактически, когда часть нынешнего черногорского правительства отрицает факт геноцида в Сребренице, Мило Джуканович принял в нём активное участие.
Эксперты убеждены, что боснийцам и албанцам необходимо объединиться в создании общего будущего с их собственным лидером и без участия Джукановича, который должен уйти в прошлое. Особенно им стоит опасаться превращения такого союза в силу, разрушающую независимость Черногории, – ведь без них было бы невозможно для Черногории приобретение статуса суверенного и независимого государства.
Вовлечение Боснии и Герцеговины в защиту Джукановича
В 2017 году Черногория стала полноправным членом НАТО. Фактически, чтобы сохранить своё господство, Джуканович делает резкий политический поворот и провозглашает намерение Черногории стать членом НАТО.
Хотя Черногория уже стала членом НАТО, Джуканович всё ещё использует манипуляции и распространяет (дез)информацию о предполагаемой угрозе Черногории, в частности со стороны России и Сербии. Примечательно, что нет ни одного официального случая, чтобы Россия атаковала любую из стран НАТО, тогда как Сербия была бомбардирована НАТО в 1999 году.
Эксперты считают, что Мило Джуканович пытается использовать Боснию и Герцеговину (в частности, боснийский политический фактор), дабы защитить своё правление, а не Черногорию, являющуюся членом НАТО, – которая при этом должна быть защищена Боснией и Герцеговиной, которая не является членом НАТО. Она является страной, уязвимой перед целым рядом внутренних и внешних угроз и выборов.
Джуканович пытается мобилизовать отдельных лиц, неправительственные организации и гражданское общество в Боснии и Герцеговине, чтобы, как он утверждает, защитить находящуюся в опасности Черногорию, в то время как на самом деле он пытается продлить свой срок пребывания у власти (и пребывания на свободе). Смысл заключается в реализации процесса «гуманизации» военных преступлений в глазах общественности.
Черногория как экспортёр преступности в регионе
С приходом нового правительства Черногория стала небезопасной для (организованной) преступности. Именно во время правления Джукановича Черногория стала убежищем для региональной и международной преступности. Имеются многочисленные сообщения, свидетельствующие об этом. Запад допускал такое положение дел, рассуждая, что торжество мира и стабильности более значимо, чем демократия и исполнение закона. Корни черногорской преступности восходят далеко ко временам войн и международных санкций. В это время политические и криминальные структуры образовали неразрывную связь.
После создания нового правительства организованная преступность начала медленно покидать Черногорию и искать убежища в других странах региона, в частности в Сербии. Джукановича скорее устраивало «переселение» части преступности и мафии в Сербию, а также в другие страны региона, поскольку это позволяло ему обладать политическим влиянием в этих странах. Экспортируя преступность в регион, Джуканович пытается сохранить свою роль регионального актора.
Свидетельством тому является «гибридизация» Черногории по модели режима Николы Груевского (ВМРО-ДПМНЕ) в Северной Македонии, где спецслужбы зарегистрировали более 150 интернет-порталов, публиковавших фейковые новости. Джуканович в настоящее время применяет ту же модель в Черногории. Цель – насильственно свергнуть сербского президента Александра Вучича (СНС), чтобы дестабилизировать ситуацию в Сербии и поставить под вопрос завершение диалога между официальным Белградом и Приштиной, что вновь дестабилизирует регион и создаст новые разногласия. В частности, Джуканович проводил политику раскола, потому что она помогала ему оставаться у власти всё это время.
Аналитики предполагают, что преимущественно Сербия и частично Босния и Герцеговина находятся под угрозой распространения преступности из Черногории. Мигрировавшая и местная преступность, часть политических структур и часть иностранного сектора вовлечены в работу по свержению нынешнего правительства во главе с действующим президентом Сербии Александром Вучичем, который своевременно распознал угрозу и приступил к поиску путей борьбы с преступностью.
Аналитики убеждены, что главным шагом, совершённым Вучичем, является борьба с преступностью в его собственном окружении, ведь настоящая борьба начинается лишь с победы над преступностью в твоих собственных рядах. Следовательно, такая позиция является залогом успеха, которого Сербия способна добиться в борьбе с преступностью в целом и отдельными преступниками в частности. Сербия выбрала верный путь в борьбе с преступностью и должна добиться успеха. Это также инициирует аналогичные процессы в соседних странах, неугодных для отдельных политических лидеров.
Экспорт преступности и мафии из Черногории представляет угрозу не только для стран региона, но и для стран – членов ЕС. Расследование финансовых операций могло бы выявить, что огромные суммы «сомнительных» денег массово переводились из черногорских банков за границу.
Неудача роспуска АНБ и есть ключевая ошибка нового правительства
В Черногории до сегодняшнего дня существует Агентство национальной безопасности (АНБ), которое никогда не расформировывалось из-за постоянно актуального вопроса об угрозе для Черногории – и о том, насколько велик потенциал для её защиты. Однако на самом деле Черногория имеет дело с высокоорганизованной преступностью, а это значит, что стране необходимы высококвалифицированные полицейские силы и прокуратура. В Черногории преступность и коррупция представлены во всех слоях населения, следовательно, решение проблемы лежит в стратегии «от верхушки к корням». Агентство национальной безопасности своими действиями указывает, что является подотчётным преступным группировкам.
Аналитики считают, что новое правительство совершило ключевую ошибку, когда не расформировало АНБ, члены которого систематически подвергают Черногорию и отдельные её регионы дестабилизации, действуя в интересах преступности. Изначально АНБ и есть криминальная организация. Чешская Республика расформировала и уничтожила свои национальные и военные службы. Это является оптимальным решением для такого вида служб, несмотря на то что какое-то время страна не сможет получать информацию, необходимую для принятия решений. На примере Черногории видно, что АНБ снабжало криминальные структуры запрашиваемой информацией. Преступность не способна существовать, если государство и его институты не позволяют ей существовать.
Аналитики считают, что стабильность, мир и процветание на Западных Балканах требуют тесного взаимодействия с НАТО. Однако за всю историю НАТО не существовало страны, лидер которой за столь короткий срок так опорочил имя НАТО, как это сделал Мило Джуканович – с того самого момента, как в 2017 году Черногория стала полноправным членом НАТО. Поэтому уже довольно давно Джуканович является реальной и серьёзной проблемой для альянса и его имиджа.
Высылка посла Божовича – испытание для премьер-министра Кривокапича
Режим Джукановича способствовал высылке сербского посла Владимира Божовича за несколько дней до парламентских выборов из-за его предполагаемого вмешательства во внутренние дела Черногории. Высылка посла – редко применяемая на практике мера, особенно между дружественными странами или странами-соседями, так как такая мера предполагает ситуацию, где одна сторона объявит войну другой или навсегда прекратит отношения. До высылки посла Божовича черногорские власти запретили доступ в государственные учреждения Черногории министру-советнику при сербском посольстве.
По мнению аналитиков, новое черногорское правительство должно снять напряжение в отношениях с Сербией и другими соседними странами. Аналитики предполагают, что Черногория могла бы организовать совместные заседания с правительствами соседних стран. В знак дружбы и добрососедства черногорское правительство должно принять решение о возвращении посла Божовича в Черногорию как можно скорее – и таким образом хотя бы частично восстановить отношения между двумя странами.
Зависимость Черногории от России и Китая
Несмотря на то что Черногория является полноправным членом НАТО, в её систему безопасности, разведки и обороны прочно внедрены (про)российские сотрудники. Джуканович впустил русских в Черногорию «через парадную дверь». Черногория экономически привязана к России, поскольку 20% её компаний принадлежат россиянам [2] (ещё 20% компаний принадлежат гражданам Сербии).
В то же время Китай получил контроль над государственными финансами Черногории – благодаря кредиту, выделенному на строительство автомагистрали. В частности, поскольку контролирует ключевую инвестицию – шоссе Бар‑Боляре, Китай может в любой момент поставить под угрозу финансовое положение Черногории. В своё время строительство магистрали увеличило внешний долг страны на сумму, превышающую 70% от ВВП, тогда как сейчас внешний долг составляет более 100% от ВВП. Черногорское правительство приняло участие в этом проекте, несмотря на настоятельные предупреждения Брюсселя и Вашингтона.
Аналитики считают, что ни одна страна – член НАТО не зависит от России и Китая в такой степени, как Черногория.
Аналитики уверены, что Черногория должна развивать сильные государственные институты, поскольку практика показала, что государство без институтов чаще всего оказывается в руках мафии, а значит, становится лёгкой мишенью для российского и китайского влияния. Черногория – хрестоматийный пример такого государства.
Новое правительство должно послать чёткий сигнал Западу
Новое черногорское правительство должно дать Западу ясные сигналы, как это сделал черногорский премьер-министр Здравко Кривокапич во время своего визита в штаб-квартиру ЕС и НАТО в Брюсселе, а не двусмысленные сообщения, подобные тем, которые распространяли конкретные представители нынешних властей, а затем эксплуатировал побеждённый самодержец Джуканович. Присоединившись к региональной инициативе «Мини-Шенген», Черногория будет продвигать региональное сотрудничество и свою позицию в региональных и международных отношениях. Черногория делает ставку на страны региона, туризм и услуги.
Аналитики также считают, что это конец политической карьеры Джукановича и переход его в статус обвиняемого. На местных выборах Мило Джуканович проиграл даже в своём родном городе Никшич. Это подтверждает, что волна демократических перемен в Черногории является непреодолимым процессом и знаменует начало новой эпохи. Тщательное расследование и поиск похищенных денег и имущества граждан Черногории должны осуществляться через институты системы – в соответствии с законом и на основе верховенства права.
В этой связи необходимо создать отдельный фонд для возвращения имущества, незаконно полученного членами прежнего режима, членами их семей и лицами, накопившими огромные богатства и ограбившими Черногорию от их имени. Недавний отъезд Хашима Тачи (ДПК), политического и криминального сиамского близнеца Джукановича, в Гаагу (Специальные палаты Косово и Специальная прокуратура, KSC‑SPO) показывает, что правосудие может быть медленным, но достижимым. Как и в Косове, Тачи называют «военным преступником» и «преступником против мира» – точно так же можно было бы назвать и Джукановича.
По мнению аналитиков, в контексте освещения общей ситуации в Черногории крайне важно, в частности, обнародовать имена всех иностранных чиновников, в первую очередь чиновников ЕС, которые рискнули пойти на преступление по договорённости с Мило Джукановичем и были «вознаграждены» им денежными средствами, попавшими к нему незаконно.
Дело в том, что военный преступник у руля одной из структур вооружённых сил НАТО становится серьёзной проблемой. В частности, настораживает факт, что Джуканович, будучи военным преступником, является главнокомандующим вооружённых сил страны НАТО – Черногорских вооружённых сил, и тем самым представляет собой существенную проблему.
Присоединение к инициативе «Мини‑Шенген» также означает декриминализацию региона. Поэтому совершенно ясно, почему Джуканович всё это время отказывался от данного проекта. Важно, что в регионе начаты позитивные процессы, которые медленно, но непременно сократят количество сторонников преступного режима, таких как Никола Груевский (ВМРО-ДПМНЕ) и Хашим Тачи (ДПК), а на очереди – Эди Рама (ПС), партия Бойко Борисова («Герб») и премьер‑министр Мило Джуканович.
Нет Комментариев