Мы можем до хрипоты спорить, где сейчас находится Россия и её экономика. Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, министр экономического развития Максим Решетников заявляют, что она вышла из кризиса и устремилась в рост. Простой народ наблюдает иную картину – стенки кошельков слипаются всё чаще после выплаты авансов и зарплат.

В регионах, пока федеральный центр сотрясают скандалы с манипуляциями в части доходов населения, а фраза «где деньги, Зин?» стала символом времени, в регионах принимают решения о введении талонов на еду. Это уже неплохо, потому что простые люди уже давно покупают продукты в кредит. Однако это не системное решение, а тактическая уловка. Продовольственные карточки могут краткосрочно решить проблему конкретной семьи, но людям нужна уверенность в завтрашнем дне, а это запуск новых производств, создание новых рабочих мест, достойный уровень зарплаты.

Кто помнит позорный горбачёвский период в истории нашей страны, тот наверняка вздрогнет при упоминании талонов на еду. Хуже, на мой взгляд, может быть только ситуация, когда не на что купить элементарное, то, что позволяет физиологически выжить.

Конечно, позор, когда в богатейшей стране мира приходится рассматривать такую идею, как талоны на продукты питания, но это точно лучше, чем брать кредиты, чтобы купить хлеб, молоко, другие продукты, чтобы накормить своих домочадцев. Альтернативой этому позору могут стать food stamps – специальные карточки, которые позволят человеку покупать за счёт государства продукты и другие товары первой необходимости отечественного производства.

Подобная инициатива скоро может стать реальностью в третьем по численности населения городе России – Новосибирске, где порядка 8% жителей не имеют денег даже на элементарные продукты питания. В столице Сибири проживает более 1,6 млн человек, это значит, что почти 130 тысяч нуждаются в срочной помощи и поддержке. Власти Новосибирска обеспечивают малоимущих граждан продуктовыми наборами, но их ассортимент фиксированный. Внедрение продуктовых карт позволит решить эту проблему.

«Да, это довольно распространённая в развитом мире программа, она позволяет, с одной стороны, поддержать местных производителей, с другой стороны, поддержать наименее обеспеченные слои населения. Это проверенный механизм, у него, конечно, есть побочные эффекты – безусловно, это коррупционные риски, раз, и риск недобросовестной конкуренции, два. Проще говоря, когда одним будут размещать заказы, а другим не будут размещать заказы, и, соответственно, когда с этих заказов за размещение потенциально могут браться откаты, – пояснил экономист Антон Любич. – Но на мой взгляд, это вменённые риски государства как такового, и на этом основании отказываться от механизма, который зарекомендовал себя, совершено не стоит, просто правоохранительные органы должны делать свою работу. Соответственно, да, я полагаю, что если в Новосибирске этот эксперимент будет успешным, то его стоит расширять на другие регионы и, возможно, на федеральный уровень».

По оценке российских производителей и поставщиков продовольствия, на финансирование подобного проекта потребуется порядка 800 млрд руб.

Карточки на сумму 10 тысяч рублей ежемесячно смогут получать 10 млн российских граждан. Это будет реальная поддержка отечественных производителей продуктов питания, а значит, сохранятся рабочие места в этой отрасли, увеличится платёжеспособный спрос, но самое главное – эта мера поддержит семьи, оказавшиеся в трудной ситуации по независящим от них обстоятельствам. Однако против инициативы, что сильно удивляет, выступают чиновники Минфина.

«Эта идея, которая уже давно гуляет по коридорам власти. Минпромторг неоднократно давал такие предложения, чтобы сделать, как в Америке. На самом деле, «фуд-стемпс» называется, система карт, на которые малоимущим перечисляются какие-то деньги, они могут покупать продукты, самые необходимые, которые поставляют, в свою очередь, американские фермеры и американские производители, и таким образом, цикл замыкается, то есть фактически это помощь своим производителям и одновременно поддержка малоимущих, – говорит глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. – Это с 60-х годов работает в Америке, и до недавнего времени, я сейчас не знаю сколько, но почти 50 млн человек пользовались, то есть это очень масштабная программа, фактически 20%, 15-20% американцев охвачены этой программой. Её давно хотели у нас сделать, но на федеральном уровне не проходит – возможно, Министерство финансов против, потому что надо выделять средства на это, конечно. И сейчас уже некоторые регионы сами решили этим заниматься, то есть уже в нескольких регионах были такие попытки. Но вот в Новосибирске, я так понимаю, продвинулись дальше других и хотят начать эту деятельность, перечислять людям на покупку определённых товаров, конечно не всех, понятно, что табак, алкоголь не будет фигурировать, а самые такие простые, необходимые продукты».

Food stamps – это не советские талоны, но и они не позволят выкарабкаться из безнадёги тем, кто в ней оказался. Стране нужна новая индустриализация, новые рабочие места с достойной оплатой труда. Вот это и реальная основа для рывка в развитии отечественной экономики, где конечная цель – благополучие каждой российской семьи. Социальные выплаты надо увеличивать, необходима адресная поддержка тем, кто действительно остро нуждается в помощи государства. Однако этого, на мой взгляд, мало. Людям нужна уверенность, которая у них появится только тогда, когда в стране будут возводиться новые масштабные промышленные и инфраструктурные объекты.

«Казалось бы, ну обсудите 10 заводов, которые мы построим, кроме «Потоков» и всего остального, на нашей территории. Мы понимаем, зачем мы это делаем, понимаем, какой будет спрос, что он есть, мы понимаем, сколько мы отправим на экспорт. Это всё счётные вещи. Глядишь, и в регионах возникнут такие же решения. Это будет «взрыв»! 30 трлн свободных средств у юрлиц, 30 трлн у физлиц, резервы, профицит бюджета. Для стартовых позиций мы находимся в идеальной ситуации. Мы вот с этими деньгами сидим и ничего не делаем», – говорит главный редактор медиахолдинга «Эксперт» Татьяна Гурова.

Согласитесь, звучит как приговор. Можно сколько угодно спорить про стабильность, но когда люди не видят перспективы, когда они загнаны в нищету, когда жирует кучка дельцов, а почти половина семей зарабатывают лишь на еду и одежду, слова про «достижения» становятся катализатором раздражения и недовольства. Тактически нивелировать эти проблемы можно и нужно через талоны на еду.

«На самом деле, у подобных программ есть, конечно, альтернативы, то есть можно предоставлять просто денежные средства, безотносительно возможности приобретения тех или иных продуктов питания или каких-то других товаров первой необходимости, но с моей точки зрения, в общем-то, та система, которая предусматривает обязательное приобретение продуктов питания или приобретение их государством и раздачу малоимущим, она всё-таки предпочтительна, поскольку живые деньги, как показывает практика, могут потратить не на покупку продуктов питания и не на, допустим, на своих детей, а могут потратить совершенно на другие нужды, которые, на самом деле, ничего общего не имеют с теми целями, на которые государство тратится», – добавил доцент экономического факультета МГУ Максим Чирков.

В идеале, вместо всеобщего собеса, где помощь должны получать действительно остро нуждающиеся семьи, нам необходима новая социально-экономическая, в первую очередь промышленная, политика. «Сделано в России» – это, на мой взгляд, реальный ответ на ту безнадёгу, нищету и бедность, которые мы наблюдаем в стране. Не талоны на продукты, а новые рабочие места, новые производства и новая инфраструктура – вот что нам необходимо. Этот фундамент точно позволит совершить рывок в развитии и выйти на траекторию устойчивого роста.

Источник