В конце декабря 2020 года по всем украинским каналам прошли бравурные репортажи о том, что запорожское предприятие «Мотор-Сич» наконец-то научилось делать лопасти для вертолетов

«Мотор-Сич» — это известное предприятие, расположенное в городе Запорожье, которое разрабатывает, производит, ремонтирует и обслуживает авиационные двигатели для самолетов и вертолетов, газотурбинные установки и прочее.

Специально под телекамеры на запорожском аэродроме были подняты в воздух два вертолета, Ми-8 и Ми-24. На презентации присутствовали вице-премьер Украины Олег Уруский и главнокомандующий вооруженными силами Украины Руслан Хомчак, а также сам руководитель акционерного общества «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев.

К сладкоголосому хору украинских каналов присоединились украинские системные политические блоггеры. Такая скоординированная рекламная кампания свидетельствует о том, что с лопастями не все так радужно, как кому-то хочется представить. Действительно, известный украинский пропагандист Юрий Бутусов заявлял о том, что «Мотор-Сич» запустит производство лопастей, еще в 2018 году. Однако что-то пошло не так…

В старые времена это предприятие было ведущим в своей отрасли и занималось проектами всесоюзного масштаба (первые авиационные двигатели там начали производить еще при Российской империи, в 1916 году!). В украинской реальности АО «Мотор-Сич» выживало только благодаря производственным связям с Россией, сохранившимся еще с союзных времен. Промышленная кооперация была выгодна обеим сторонам, и предприятие оставалось флагманом индустрии.

Однако государственный переворот на Украине, и особенно последовавшая за ним русофобская истерия, нанесли удар по запорожским авиастроителям. Им запретили продавать в Россию детали для военной авиации, что составляло не менее половины экспорта предприятия. СБУ совершила ряд обысков в штаб-квартире завода, а подконтрольные украинским силовикам СМИ распространили материалы, из которых следовало, что во время «войны с Россией» «Мотор-Сич» таки поставляло продукцию российской «оборонке» через фирмы-прокладки в Белоруссии, Боснии и Герцеговине, и даже в Объединенных Арабских Эмиратах. В общем, украинское государство практически поставило производителя на колени.

Попытка продать 75% акций «Мотор-Сич» китайским компаниям могла бы спасти предприятие, но закончилась мошеннической схемой. Снова со стороны Украины. Деньги у китайцев были взяты, но продажа акций заблокирована в судебном порядке по иску СБУ. Потому что американцы так сказали. Для того, чтобы сорвать сделку, даже специально прилетал советник тогдашнего президента США Дональда Трампа, Джон Болтон. Американцам не понравилось, что в руки китайцев попадет производство авиационных двигателей.

Пока представители китайских компаний обивали пороги международного арбитража, Зеленский и компания стали предлагать запорожское предприятие (уже проданное) туркам, для совместного производства беспилотников. Однако у Эродогана и его семьи не самые лучшие отношения с новым хозяином Белого дома Джо Байденом и его командой. Так что новая сделка может быть так же отменена по звонку из Вашингтона. Или по решению международного арбитражного суда, который признает правоту за китайскими инвесторами.

Получается, обладатель контрольного пакета акций «Мотор-Сич» вряд ли определится и в 2021 году. И на фоне споров о дальнейшем существовании предприятия новость о производстве «уникальных» вертолетных лопастей собственного изготовления выглядит не более чем рекламным трюком. Изготовление лопастей анонсировано еще несколько лет назад, а до сих пор не определена дата государственных испытаний, после которых украинское войско сможет закупать их для своих вертолетов, долгие годы пылящихся на земле.

Потому и не определена, что участники показушных испытаний во главе с Богуслаевым твердо знают о ненадежности лопастей, представленных на торжественной презентации. Как украинские военные, так и авиастроители очень боятся очередных аварий с человеческими жертвами. После которых репутацию украинских авиастроителей будет уже не поднять.+

Алексей СеливановРенTV