Однажды я попытался посчитать, сколько хитов подарил нам творческий тандем композитора Арно Бабаджаняна и певца Муслима Магомаева, насчитал три с половиной десятка и сбился со счёта. Судьба их свела, когда восходящей звезде советской эстрады Магомаеву было девятнадцать лет, а Бабаджаняну – сорок. Да, Муслим начал петь произведения Бабаджаняна совсем молодым человеком, и по тем временам это были бодрые современные ритмы, будь то звучавшая со всех углов «Королева красоты» или захватывающая «Лучший город Земли» (песня о Москве, слова Леонида Дербенёва).

Так жила большая страна, Советский Союз, где дружба и сотворчество армянина и азербайджанца становились ярким достоянием сразу трёх сотен миллионов граждан любых национальностей.

Очень точно Магомаев говорил о Бабаджаняне в 1967 г., подчёркивая удачное соединение европейских приёмов песенного письма с армянским национальным колоритом, что приводило к удачам как в темпераментно-жизнерадостных песнях, так и в лирически-задушевных. А Арно называл Муслима лучшим исполнителем своих песен и даже их соавтором. Он пояснял: «Как известно, песня состоит из трёх компонентов – композитора, поэта и исполнителя. Но Муслима смело и по праву можно назвать соавтором композитора и поэта. Приведу простой пример с песней “Свадьба”. Она была мною написана для нового спектакля мюзик-холла в сатирическом плане и называлась “Понедельник – день тяжёлый”. Мы с Робертом Рождественским показали её Муслиму. Услышав её, он сказал, что эта песня должна быть решена в ином ключе, она должна быть звонкой и лихой, в общем, праздничной. Мысль Муслима нам понравилась, мы песню переделали, сделали такой, какой её знают сегодня. Муслим – это певец, который своим мастерством превращает песни в праздник».

Народного артиста СССР (1971), лауреата Сталинской премии третьей степени (1951), двух Государственных премий Армянской ССР Арно Арутюновича Бабаджаняна, чьё 100-летие со дня рождения исполняется 21 января 2021 года, логично назвать мелодическим гением, неистощимым тружеником, обладавшим прекрасным словесным чутьём, сотрудничавшим с замечательными поэтами. Он был неиссякаем и неостановим – шлягеры один за одним вылетали из-под его пальцев, подвигая с вершин народных хит-парадов его же предыдущие песни, мгновенно становившиеся широко известными.

Шлягер «Королева красоты» ворвался в жизнь советских меломанов, когда в Ереване в 1964 году был организован один из первых в СССР конкурсов красоты, узнав о котором Бабаджанян решил стать членом жюри. Вскоре появилась мелодия новой песни, на которую друг музыканта Андрей Горохов написал стихи, а исполнил её молодой Магомаев. Получился модный твист, что было вполне дерзновенно по тем временам. Но песня мгновенно обрела суперпопулярность. Как и твист «Солнцем опьянённый» («Шагает солнце по бульварам»).

Песня «Королева красоты» по итогам конкурса «Лучшая песня 1965 года» оказалась среди победителей. На вопрос «что определило успех песни», автор ответил так: «Когда я писал “Королеву”, то представлял, как её будет исполнять Муслим…»

Немалый ряд популярнейших песен Арно Арутюнович создал в соавторстве с поэтом Робертом Рождественским.

Муслим Магомаев, Арно Бабаджанян и Роберт Рождественский.

Муслим Магомаев, Арно Бабаджанян и Роберт Рождественский.

Потрясающее творческое трио – Бабаджанян, Рождественский и Магомаев – сложилось ещё в 1964 году. Эти песни не устаревают и сегодня – «Голубая тайга», «Улыбнись», «Будь со мной», «Воспоминание», «Позови меня», «Загадай желание», «Благодарю тебя», «Свадьба»…

Весьма успешными были и песни, написанные Бабаджаняном в соавторстве с Евгением Евтушенко, «Не спеши», «Чёртово колесо», «Твои следы».

Проникновенно исполнила элегию «Не спеши» волшебная Анна Герман:

На всемирном конкурсе песни в Японии в 1973 году за «Чёртово колесо» Бабаджанян был удостоен первой премии, обойдя в этой номинации знаменитого французского мастера Френсиса Лея.

Весьма содержательно привелось поработать Бабаджаняну и с Андреем Вознесенским, в результате родились замечательные песни «Год любви», «Парижский снег», «Верни мне музыку»… Последнюю прекрасно пели и тот же Магомаев, и София Ротару, но послушаем, как её исполняет в наши дни казанский участник телепроекта «Голос» Александр Альберт – настолько непреходяща красота этой музыки, что члены жюри срываются с мест, и ролик набирает 3,3 млн просмотров:

Нельзя хоть кратко не сказать об этапах становления «человека-мелодии», как звали Бабаджаняна даже его коллеги.

Музыкальный талант уроженца Эривани (Еревана) Арно Бабаджаняна проявился в раннем детстве. Музыкант вспоминал о себе пятилетнем в детском саду: «Однажды к нам пришёл посетитель. Этот человек попросил нас спеть, чтобы понять – у кого есть слух. Я тоже спел, при этом – хлопал под ритм. Этот человек послушал и сказал, что мне надо заняться музыкой. А позже я узнал, что этого человека звали Арам Ильич Хачатурян».

Своё первое сочинение, «Пионерский марш», Бабаджанян написал в девять лет. А в 17 лет отправился в Москву, где сразу был принят на последний курс музучилища имени Гнесиных.

С 1940 года учился в Московской консерватории в фортепианном классе профессора Константина Игумнова. Война прервала учёбу. Арно участвовал в сооружении оборонительных рубежей под Москвой, потом был эвакуирован в Саратов, где руководил самодеятельным ансамблем военного училища связи. В 1942 году вернулся в Ереван и продолжил учёбу в консерватории. В 1947 году экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 году – МГК имени П. И. Чайковского.

Защита Бабаджаняном диплома стала событием в творческой жизни Москвы. Анекдот таков. В экзаменационную комиссию входили известнейшие пианисты и педагоги Яков Флиер, Александр Гольденвейзер и Генрих Нейгауз. По условиям испытания кроме произведений классиков необходимо было исполнить своё собственное сочинение. Когда Бабаджанян сыграл свою мелодию, мэтры приняли её за произведение Скрябина и указали соискателю, что следовало исполнять всё же своё.

Арно Бабаджанян с оркестром

Арно Бабаджанян с оркестром

Широким массам Арно Бабаджанян известен как блистательный песенник, а знатокам серьёзной музыки – как автор академических произведений, которые исполняли Мстислав Ростропович, Давид Ойстрах, Эмиль Гигельс и другие выдающиеся музыканты. Для одного из конкурсов имени Чайковского Бабаджанян написал в качестве обязательного конкурсного произведения «Поэму» для фортепиано, сложнейшую виртуозную пьесу, которую блестяще исполнял и сам. Всемирное признание приобрели его виртуозные сочинения для двух роялей, написанных в соавторстве с Александром Арутюняном, – «Армянская рапсодия», «Праздничная». Известен также вклад Бабаджаняна в область инструментального джаза и музыкально-театральных жанров. Им написаны мюзиклы «Дядя Багдасар», «Невеста с Севера» и «В горах моё сердце».

Арно Бабаджанян и Майя Плисецкая. Армения, озеро Севан. 1966 г.

Арно Бабаджанян и Майя Плисецкая. Армения, озеро Севан. 1966 г.

В 32 года Арно Бабаджанян заболел и с диагнозом «белокровие» прожил три десятка лет. М. Магомаев в своей книге «Любовь моя – мелодия» вспоминает о знаменитом прекрасном и глубоком «Ноктюрне»: «Последнее произведение Бабаджаняна, память и прощание. Растянувшаяся неизлечимая болезнь стоит за спиной, чтобы уступить место неизбежности. Сначала он писал эту прекрасную мелодию для балета и ни за что не поддавался на наши с Робертом уговоры сделать из этого песню, говорил, что балет он пишет по заказу. Потом, уже после его смерти, Роберт Рождественский написал на эту музыку слова. Но они были уже ни при чём… Вскоре ушла из жизни и жена Арно – Тереза Сократовна, которой и был посвящён “Ноктюрн”… После ухода Арно я спел в зале “Россия” сольный концерт “Воспоминание об Арно Бабаджаняне”. А несколько месяцев спустя начался карабахский конфликт…»

Сердце Арно Бабаджаняна остановилось 11 ноября 1983 года. Похоронен был маэстро в Ереване на Тохмахском кладбище.

Так звучит этот инструментальный шедевр в авторском исполнении:

Более миллиона просмотров набрало не столь давнее неожиданное исполнение «Ноктюрна» 25-летней Лилией Замулиной в программе Первого канала «Голос», однако каноническим остаётся непревзойдённое пение Муслима Магомаева:

Арно Бабаджанян оставил немало красивых и грустных элегических сочинений, однако это не противоречит словам Андрея Дементьева: «Это был влюблённый в жизнь человек. В нём было столько юмора, человечности, что и сама музыка рождалась из этой доброты. У него было интуитивное чувство прекрасного. Арно Бабаджанян остался композитором света и радости».

Сегодня активно популяризирует творчество нашего общего музыкального гения его сын Араик Бабаджанян, делающий это достойно и деликатно, подтверждая свои слова: «Я не представлял, что можно кичиться славой отца. Люди, с которыми работал отец, были достаточно скромными, что Рождественский, что Евтушенко, что Магомаев, что Зыкина. Вообще не чувствовалось никакой звёздности в общении. Собственно, меня так воспитывали…» Сын создал Фонд Арно Бабаджаняна, который подготовил к 100-летию композитора ряд памятных мероприятий, в частности издание полного собрания сочинений творческого наследия композитора.

Станислав МИНАКОВ