Несколько строк из украинской Википедии о Виталии Федорчуке, возглавлявшем в 1970 – 1982 гг. КГБ УССР, звучат обличительной инвективой: его называют «маститым украинофобом» и обвиняют в том, что он усилил «репрессии против деятелей украинского сопротивления». Параллельно, «в тему», читателям рекомендуют ознакомиться с такими статьями, как «Русификация Украины», «Задушенное возрождение» и «Великодержавный шовинизм».

Уже одно только это изложение биографии Федорчука в версии сегодняшней постмайданной Украины многое говорит о человеке, который в течение долгих лет занимал серьёзные и ответственные посты: в 1952–1955 гг. он был заместителем начальника Управления МГБ СССР по Центральной группе войск в Австрии, вылавливая там нацистов и военных преступников; с 1963-го служил в ГДР в Управлении КГБ по Группе советских войск в Германии. С 1967 года Федорчук – начальник 3-го Главного управления КГБ СССР, отвечавшего за военную контрразведку и деятельность особых отделов, с 1970-го возглавлял КГБ Украины, в 1982-м стал председателем КГБ СССР, через полгода — министром внутренних дел СССР.

Одни авторы пишут о нём как об «одиозной и патологической личности», «маниакально подозрительном типе»; другие называют его трудоголиком и честным руководителем, отмечая, тем не менее жёсткость и резкость Виталия Васильевича. Генерал-майор Александр Нездоля, три десятилетия проработавший в украинских спецслужбах, утверждал, что работа в контрразведке наложила неизгладимый отпечаток на его взгляды: война для него не закончилась даже после Победы, «он как будто всё время находился на военном положении». Наконец, третьи считают, что Федорчук – это сын своего времени, человек с цельным и твёрдым характером, честно служивший советскому государству и не подстраивавшийся под изменчивую политическую конъюнктуру.

На ХалхинГоле и фронтах Великой Отечественной

Виталий Федорчук родился 27 декабря 1918 года в селе Огиевка (сегодня это Ружинский район Житомирской области), в семье крестьянина-середняка. В 1936-м он поступил в Киевское военное училище связи им. Калинина, затем был зачислен в Центральную школу НКВД СССР в Москве.

Подпись: Киевское военное училище связи имени М.И. Калинина, где учился Виталий Федорчук

  Киевское военное училище связи имени М.И. Калинина, где учился Виталий Федорчук

С марта 1939-го Федорчук служил помощником оперуполномоченного Особого отдела (ОО) НКВД Уральского военного округа. А в июне его назначили заместителем начальника ОО НКВД 82-й стрелковой дивизии, которая вскоре отправилась в Монголию – воевать с японцами на Халхин-Голе.

В октябре 1941-го дивизию, в которой служил Федорчук, перебросили на Западный фронт, в 5-ю армию. Под Можайском он получил тяжёлое ранение. С весны 1942-го в качестве начальника ОО НКВД 92-й отдельной танковой бригады Виталий Васильевич находился в составе 31-й армии на Калининском и Западном фронтах, в Черноморской группе войск, на Северо-Кавказском фронте. В 1943-м Федорчук, назначенный на должность заместителя начальника отдела контрразведки Смерш Ярославского гарнизона, принимал участие в радиоигре против немцев. Радиоигры представляли собой одну из форм борьбы Смерша с противником. С 1943 года до окончания войны было проведено 186 радиоигр, благодаря которым на советскую территорию было выведено более 400 нацистских агентов и кадровых сотрудников немецких спецслужб, захвачены десятки тонн грузов. Недаром «Смерш» называют самой эффективной спецслужбой мира в годы Второй мировой войны. «Шла радиоигра с немецкой разведкой– вспоминал Виталий Васильевич о своём пребывании в Ярославском гарнизоне,  хлопот мы им доставили немалоРегулярно запускали «дезу»а немцы снимали с фронтов резервы и направляли их на указанные нами участки»Позднее, в мае 1944-го, он возглавил ОКР Смерш Калининского гарнизона.

В начале 1949 года Федорчук был назначен начальником отдела Управления особых отделов МГБ СССР по Московскому военному округу, с конца 1950-го работал на такой же должности в Управлении МГБ СССР по Центральной группе войск в Австрии. С 1955 года Виталий Васильевич – заместитель начальника, а с 1958-го – начальник ОО КГБ по МВО. В 1960-м он заочно окончил Высшую Краснознамённую школу КГБ, после чего вновь был направлен на работу за границу – в ГДР.

Виталий Федорчук в звании подполковника. 1950 г.

Виталий Федорчук в звании подполковника. 1950 г.

«Его тяжёлую руку почувствовали многие»

В июле 1970-го Федорчук возглавил КГБ при Совете министров УССР вместо Виталия Никитченко. Николай Голушко (в 1980–1990-х – председатель КГБ УССР, первый заместитель министра безопасности РФ, директор Федеральной службы контрразведки РФ) в книге «В спецслужбах трёх государств» сообщает, что тогдашний первый секретарь ЦК КПУ Пётр Шелест записал в своём дневнике после приезда Федорчука в Киев: «Ничего доброго от этой смены не ожидаю».

Пётр Шелест, первый секретарь ЦК КПУ в 1963-1972 гг.

Пётр Шелест, первый секретарь ЦК КПУ в 1963-1972 гг.

Сам Виталий Васильевич позднее рассказывал, что отношения с Шелестом у него не сложились: «Не нравилось емувидимочто меня на Украину прислали из МосквыОн же заигрывал с националистамина чём в итоге и погорелиликак тогда шутили в народе«прошелестел»»

А вот Владимира Щербицкого, сменившего Шелеста на посту «первого», Федорчук уважал. Тем не менее помощник Щербицкого Виталий Врублевский рассказывал в книге о своём бывшем шефе, что Федорчук внимательно присматривался к окружению первого секретаря, самого Врублевского несколько раз приглашал на обед; тот приходил, однако ни на минуту не забывал, что перед ним – «матёрый контрразведчик».

В годы работы Федорчука на Украине предпринимались активные меры против националистов из среды творческой интеллигенции. Диссидентское движение на Украине изначально было окрашено в националистические тона: звучали тезисы о сопротивлении «насильственной русификации», призывы к борьбе за независимость республики. Врублевский сетовал, что КГБ развернул работу «по закручиванию гаек», что Федорчук «ликвидировал попытку национального возрождения». (Сегодня мы отчётливо видим, во что в конечном итоге выродилось это «возрождение».) «Федорчук начал планомерную работу по искоренению идеологической ереси, – писал помощник Щербицкого.  Его тяжёлую руку почувствовали многие…»

Однако приписывать тенденцию к «закручиванию гаек» одному только Федорчуку было бы неверно. Ещё в 1967 году в системе союзного КГБ было создано 5-е управление по борьбе с идеологическими диверсиями, то есть процесс шёл «с самого верха», а не являлся личной инициативой Виталия Васильевича. По его словам, глава КГБ СССР Юрий Андропов лично контролировал ход следствия по некоторым делам. К слову, к Андропову Федорчук относился отрицательно, считая, что «очень много для развала Союзавольно или невольносделал именно он».

«За кулисами шла жесточайшая борьба»

Те характеристики, которые Федорчук в одном из своих интервью дал некоторым украинским партработникам, сегодня воспринимаются по-особенному. Он упоминал, к примеру, что в советские годы ему приходилось общаться с Леонидом Кравчуком: «Меня он почемуто панически боялсяПри встрече сразу готов былчто называетсялапки кверху поднятьлебезил ужасноКонечноизо всех сил демонстрировал преданность советской властис «крамолой» боролся усердноНо яоткровенно говоряего недолюбливал». Видимо, профессиональный инстинкт «сталинского волкодава» – так нередко называли сотрудников Смерша – всё-таки что-то подсказывал опытному контрразведчику.

В начале 1990-х, рассказывал Федорчук, имея в виду Кравчука и не только его, «вчерашние коммунисты вдруг превратились в антикоммунистовпламенные интернационалисты ударились в национализм… Эти люди сейчаскак и преждестоят у руляне сходят с телеэкранов». Здесь уместно вспомнить, что итальянский политолог и публицист Джульетто Кьеза в своей книге «Прощай, Россия!» высказывает точку зрения, что главным инициатором развала Советского Союза был именно Кравчук. Да и сам Леонид Макарович, по сути, подтвердил это в 2016 году, заявив, что украинский народ стал «могильщиком СССР»; ещё раньше, в 2011-м, он назвал подписание беловежских соглашений государственным переворотом, осуществлённым мирно.

По словам Федорчука, Леонид Кравчук в 1970-е годы его панически боялся

По словам Федорчука, Леонид Кравчук в 1970-е годы его панически боялся

Вспоминая «эпоху застоя», Виталий Васильевич говорил:

 Внешне всё выглядело спокойноа за кулисами шла жесточайшая борьба патриотов и либераловразрушителейЯ имею в виду скрытоеискусно замаскированное противостояние внутри самого партаппаратавнутри высшего руководства СССР…

Во главе силовых ведомств Союза

В мае 1982-го Федорчук был назначен на пост председателя КГБ СССР, сменив Андропова, ставшего секретарём ЦК КПСС (инициатива назначения Виталия Васильевича принадлежала Брежневу). Генерал-лейтенант Вадим Кирпиченко, почётный профессор Академии внешней разведки, отзывался о нём как о «человеке честномстрогом и законопослушном», однако отмечал, что знал Виталий Васильевич главным образом военную контрразведку, а разведкой интересовался мало.

В декабре 1982-го Андропов, занявший пост генсека ЦК КПСС, назначил Федорчука министром внутренних дел СССР. Одновременно с новым назначением Федорчуку присвоили воинское звание генерала армии. На новом посту, вспоминает Николай Голушко, Виталий Васильевич «с упорством и убеждённостью повышал профессионализмответственность и дисциплинумногое сделал для избавления от коррумпированных сотрудниковкоторые нарушали законностьимели неслужебные связи с уголовным миромне боялся вести делапо которым проходили высокие должностные лица». За годы его руководства министерством, сообщает Голушко, «по компрометирующим мотивам из МВД были уволены около 80000 сотрудников милицииКто с ним работалотмечают его трудолюбиезаоблачную требовательностьчестность и бескорыстие».

Последний центурион Красной империи?

В январе 1986-го Михаил Горбачёв, новый генсек ЦК КПСС, отправил Федорчука в отставку. «Старые кадры были ему не нужны– комментировал это решение Виталий Васильевич,  они мешали разваливать государство». После отставки Виталия Васильевича назначили военным инспектором-советником в группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР; в 1992-м, после распада Союза, группа была распущена.

Виталий Федорчук в последние годы службы

Виталий Федорчук в последние годы службы

На закате жизни Виталий Васильевич остался в одиночестве, потеряв сына, жену и дочь, стараясь избегать общения с журналистами. Мемуаров он не написал. Умер 29 февраля 2008 года в Москве, в 90-летнем возрасте.

Странное чувство возникает при чтении интервью Федорчука, немногочисленных, но ёмких и интересных. Велик соблазн назвать его человеком-функцией находящейся на излёте Системы, последним центурионом высшего ранга в погибающей Красной империи. Однако за его высказываниями проступают мало-помалу настоящая искренность. И если ещё 15-20 лет назад его оценки могли показаться упрощёнными или не в меру категоричными, восприниматься как «крайности и догматизм советского мышления», то сегодня, после всего, что мы пережили и продолжаем переживать, вдруг становится ясным: а ведь эти оценки и суждения были верными. По крайней мере, очень во многом.

Заглавное фото: Виталий Васильевич Федорчук

Наталья КИРИЛЛОВА