Две кредитно-финансовые структуры, входящие в пятёрку крупнейших банков России, устроили состязание на лучший рекламный креатив. Получилось, мягко говоря, сомнительно: ролики вызвали гнев и недоумение клиентов. Или они просто открыли нам свою сущность?

Первая – частный Альфа-банк, решивший привлечь новых клиентов с помощью эпатажного рэпера Моргенштерна, автора «хита» под названием «Навальный Лёха», с наколкой «666» на физиономии, известного своими скандальными выходками, рассказами об употреблении наркотиков, у которого через слово в предложении – матерщина.

Вторая – это вроде как главный государственный банк – Сбер. Впрочем, с учётом проводимой его руководством политики и того, что в топ-менеджмент входят иностранцы, а доля зарубежных инвесторов составляет там 45 процентов, посыл о принадлежности государству кажется вовсе неоднозначным.

Он выпустил ролик, в котором его услуги рекламирует Жорж Милославский (из советской комедии «Иван Васильевич меняет профессию»), пусть и обаятельный (в исполнении замечательного актёра Леонида Куравлёва) киношный герой, но всё-таки преступник и вор-рецидивист.

Что это?

Последствия пандемийного года, шваркнувшие банковских маркетологов? Банальное желание словить хайп – и ну их, всех критиков, главное, получилось ярко?

Или недвусмысленный намёк на отношение к своим клиентам?

«Это клип за 10 лямов»

Ролик Альфа-банка с участием гражданина Алишера Валеева (т.е. Моргенштерна – такова фамилия матери рэпера, из которой он сделал себе приметный псевдоним) начинается с того, что он заходит в отделение банка с бутылкой шампанского – пьёт из горла.

Встречают его менеджер в кепке а-ля певец Крестовский из лихих 1990-х («Братва, не стреляйте друг в друга») и несколько барышень, облачённых в корпоративную униформу, – грудастых сотрудниц, на достоинствах которых акцентирует внимание оператор, подчёркивая декольте, откуда выглядывает красное нижнее бельё.

И предлагают снять клип – за 10 миллионов.

А дальше – собственно само «произведение». В котором Моргенштерн, радостно кривляясь, с участием подтанцовки девиц, несколько раз сообщает, крутя пачки денег, что «этот клип за десять лямов».

Всё.

В конце короткое описание банковского продукта – благо что без мата.

Нет, понятно, что «кто платит, тот и заказывает музыку».

Вы что там, совсем с ума сошли? – напишут мне в соцсетях эксперты по маркетингу. Скажу так: да, но не сегодня. Моргенштерн – один из самых ярких и противоречивых персонажей в стране. И не сделать с ним совместный проект – это профессиональное преступление,

– так прокомментировал СМИ ролик директор по маркетингу и массовым коммуникациям Альфа-банка Алексей Гиязов.

Классно, конечно. И расчёт, пожалуй, очевиден – на подростковую аудиторию, которая слушает композиции рэпера: что они непременно попросят родителей – мол, мамка-мамка, открой мне счёт в «Альфе».

«Кислота – злая штука. Я больше люблю грибочки»

Но вот насчёт «противоречивых персонажей» – в точку. «Лицо компании» получилось, мягко говоря, с отметиной – речь не только об «адских» трёх шестёрках на лбу.

Валееву 22 года, он заявляет, что «сделал себя сам» и вообще – эдакий «простой парень из Уфы». Но, по всей видимости, лукавит.

Его отец (ныне покойный) был предпринимателем и главой башкирской Федерации тяжёлой атлетики. Мать – бизнесвумен Марина Моргенштерн, владела цветочными павильонами в столице республики, занималась поставкой букетиков для местных органов власти по госконтрактам (тендеры в сумме на десятки миллионов), а некоторое время назад уехала на ПМЖ в Испанию.

К слову, сам он как-то  рассказывал, что её «о…» и отняли помещение в центре Уфы».

Противоречивый? Ещё бы: с одной стороны, Моргенштерн набирал популярность на песенках типа «Навальный Лёха» о «тяжёлой судьбе» оппозиционеров в России и разоблачал провластных блогеров, а с другой – выступал  на концертах с другим «критиком существующего строя» рэпером Фейсом на концертах, организованных… местными властями.

Впрочем, с учётом того, что мама его тогда ещё взаимодействовала, так сказать, по бизнесу с ними, это и не удивительно.

Парень упивается своими заработками и демонстрирует всем, как купается в деньгах, обкладывая себя пачками купюр – собственно, в клипе «Альфа-банка» он делает то же самое.

Открыто признаётся в пагубных пристрастиях.

Кислота – злая штука. Я больше люблю грибочки. Сейчас я уже не употребляю грибочки, но они помогли мне прийти к тому мировоззрению, после которого я начал жить счастливо. Но это не пропаганда, когда это делает только хуже. (Когда в последний раз?) Месяц назад – порошок е***. Мы, нормальные пацаны, любим, когда е***! Поэтому – что х***? Мефедрон,

– рассказывал он в том же интервью Юрию Дудю. (наркотики – зло, они убивают, не употребляйте!)

Впрочем, несдержанность в высказываниях у него случается нередко.

Выступая недавно в Минске, допустим, он – в непечатных, конечно, выражениях – заявил, что ему безразличны белорусские протесты.

А в прошлом году на концерте в Одессе – через несколько дней после пожара в экономическом колледже, где погибли двенадцать человек – Алишер Валеев матом отреагировал на то, что он выступает в дни траура:

Произошла х***. Но для кого этот траур? Для чего он? Для тех, кто умер? Им п***, они умерли. Может, для их родственников? …Я считаю, что траур – это просто е*** показуха. Давайте вместо траура устроим день крика.

Ну и ещё один примечательный момент: минувшей осенью один модный журнал присвоил ему премию «Женщина года» – и он явился на вручение в дамской шляпе, шёлковом халате и меховой накидке. О чём сам позже сообщил в своём «Инстаграме», назвав награду «глотком свежего воздуха».

Маркетинговое упражнение отправило на … имидж, создававшийся десятилетиями

Неплохо, да? Реакция клиентов финансовой структуры получилась соответствующей – возмущённые комментарии тому доказательство.

«Признак, как власть (в лице руководства Альф-банка) относится к народу, к своим клиентам. То есть к кормильцам своим. Типа клиенты «схавают» этот шедевр», – считают одни.

Скажите, а что с Альфа-банком происходит? Что за безумие? Банк не следит за своей репутацией совсем? Банк забыл, что такое репутация?  Девушки с заниженной социальной ответственностью в Альфа-банке (судя по клипу) работают?

– отмечают другие.

Некоторые и вовсе горячатся, собираясь закрывать счета, и выкладывают скрины возмущённых посланий.

А вот мнение бывшего исполнительного директора по информационным технологиям Альфа-банка Алексея Воронцова – точнее, замечание на слова нынешнего руководителя маркертинговой службы учреждения:

Совместный проект? Это что, проект??? Профессиональное преступление – это когда в угоду маркетинговым упражнениям одного недоучки идёт на … имидж, создававшийся десятилетиями. Да, я понимаю, постирония, осознанность, мем-культура, зумеры, миллениалы, но всё-таки края есть у стакана.

Мемы, кстати, в Сети появились – фотографии Моргенштерна в разных ракурсах с привязкой к Альфа-банку.

Банк – помощник преступника? Это что, намёк?

Однако же будем откровенны: задача рекламы – привлечь внимание, заставить говорить об этом.

Получилось? Пожалуй.

Но есть осадок? И что?

«А это ваши проблемы», – помните, как говорил когда-то один футболист.

Такой точно расчёт был и у Сбера, решившего поймать хайп на образе обаятельного жулика из фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Маркетологи Германа Грефа переместили в современный мир того самого Жоржа Милославского, который обворовал квартиру стоматолога Шпака и произнёс знаменитую фразу: «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе!» – о том, что держать наличку дома не надёжно.

В ролике, представленном банком, Милославского перемещают с помощью технологий из 1973-го в 2020-й, и он, опешивший от современного мира, получает в руки смартфон, снимает деньги в банкоматах с помощью биометрии (правда, не вполне понятно, когда успел сделать, но это вопрос десятый), заказывает еду с доставкой, устраивает шопинг, веселится с молодёжью.

Короче, все прелести разом.

«Первый бренд-амбассадор банка» – так его называют за ту самую фразу о том, где лучше хранить деньги, креативщики Сбера.

Вся представленная история – это знакомство героя с новым миром, динамичным, цифровым, полным возможностей. И в этом увлекательном путешествии у любимого киноперсонажа есть доверенный и надёжный помощник – Сбер,

– пояснил старший вице-президент и директор маркетинга организации Владислав Крейнин.

Серьёзно – знакомство вора-рецидивиста, только полгода (согласно фильму), как откинувшегося с зоны, где он отбывал очередной срок за кражу? Живущему за счёт воровства из квартир сограждан? И это ему Сбербанк собирается способствовать в «путешествии», выступая доверенным помощником?

Любопытненько, однако!

Чем, интересно, будет заниматься жулик в современном мире? Откуда у него средства на счетах Сбера?

Что-то подсказывает, что вряд ли он отправится на завод, например. А вот воровать – это запросто.

Тем более «надёжный спутник» уже объявился.

Дурно одетый человек лет 30 – мошенник и вор

«Наткнулась на эту рекламу – про то, как банкомат по лицу узнает клиента и без карт и пароля выдаёт деньги. Вору. Это не ново, слухи давно ходили. У меня всё», – оценили рекламу в соцсетях.

Понятно, что креатив (сейчас речь не про компьютерные технологии с переносом киношного героя в современность, это, кстати, не ново – примеры есть, так что новаторство, прямо скажем, относительное) заключается в использовании упоминавшегося высказывания. Цепляет, разумеется. Вопрос только, как интегрировать в наше время.

Правда, стоит всё-таки хоть немного, но вникать в суть. Это в исполнении бесподобного актёра Леонида Куравлёва преступник оказывается обаяшкой. А в пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», по которой снимал комедию Леонид Гайдай, если уж вникать, Милославский представал «дурно одетым» человеком лет тридцати – и это именно он, а не управдом Бунша собирался отдать шведам «Кемску волость» (детали, но куда от них деться).

Впрочем, как грустно шутят клиенты самого крупного банка страны, использование личности мошенника Милославского не так уж и удивительно, если учесть, допустим, как недавно Сбербанк ввёл собственный «налог» в 1 процент на сумму частного денежного перевода. Получилась эдакая самоирония.

На кого целились создатели креативной идеи, между тем тоже не очень понятно. Молодёжь? Она вряд ли знает вообще этот фильм (увы). Взрослое население – ну вот, пожалуйста, реакцию некоторых вы уже увидели, аналогии, как говорится, налицо.

Сегодня всё больше банков стараются делать упор в своей рекламе не на представление собственных продуктов, а на эмоциональную составляющую, то есть вызывая какие-то яркие впечатления – воспоминания, переживания  и так далее. Приём давний, его применяют обычно в рекламе продуктов, автомобилей. Суть «привязать» зрителя к себе, заставить его обратить внимание на свою линейку. Хотя, стоит признать, не у всех это получается просчитать как следует. Двусмысленность или негатив могут оказать совершенно обратный эффект,

– объясняет маркетолог Анна Святенко.

Примечательно при этом, что как раз недавно Сбербанк купил долю в одном стартапе, анализирующем контент, который не позволяет рекламе своего бренда иметь негативный оттенок.

Только, видимо, немножко запоздали с приобретением.

Автор:
Александр Степанов