Избранный президент США Джо Байден описал подход к отношениям с Россией

По его словам, Америка не сможет решать все проблемы самостоятельно, а потому она должна стать частью большой группы, чтобы иметь дело с Москвой.

Эксперты обратили внимание, что до выборов Байден называл Россию главной угрозой и критиковал Трампа за то, что тот «приветствует каждого диктатора» и «тычет пальцами в глаза» союзникам Вашингтона. По мнению Байдена, Трамп изменил политический ландшафт. «Мы оказались в ситуации «Америка в первую очередь», то есть «Америка в одиночестве», — заявил политик.

Судя по всему, США будут пытаться противостоять России при активном участии европейских стран. Такой точки зрения придерживается доцент Финансового университета при Правительстве России Геворг Мирзаян.

«Ресурсов у Америки в начале правления администрации Байдена будет на порядок меньше, чем было в начале правления администрации Буша, когда Америка могла единолично вести «крестовые походы» против отдельных стран. Поэтому Байден будет подтягивать союзников, прежде всего европейских. Понятно, что выстроится очередь. При этом Байдену нужны страны типа Германии и Франции, он будет выстраивать «западный фронт» против РФ», — заявил эксперт в эфире радио Sputnik.

Заведующий кафедрой европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Константин Худолей полагает, что «холодной войны» между Россией и США удастся избежать, но вот «прохладная война» весьма вероятна.

Эксперт отмечает, что «прохладная война» — это не конфликт антагонистических общественно-политических систем или цивилизаций, а противоборство по вопросам устройства современного мира и правил игры на международной арене. А значит – компромисс возможен.

Есть ещё один важный момент. По мнению ряда экспертов, современный Запад — далеко не монолит. Союзники США предпочитают в ряде случаев дистанцироваться от Вашингтона. Израиль, Южная Корея, Новая Зеландия не примкнули к санкциям, которые ввели против России штаты и Евросоюз. Самостоятельную игру ведёт Турция. Впрочем, похожая ситуация наблюдается и на противоположном геополитическом полюсе. Таким образом, налицо размытость союзнических обязательств, расплывчатость военно-политических блоков и рыхлость экономических союзов.

Конечно, у экспертов вызывает тревогу полная эрозия системы российско-американских договоров о вооружениях. К сожалению, взаимная подозрительность и недоверие при Байдене либо останутся на прежнем уровне, либо возрастут. Но строго говоря, у Москвы и Вашингтона нет ни одной причины балансировать на грани вооруженного конфликта. Даже при условии идущей гонки вооружений (в которой Россия, по её многократным уверениям, не желает участвовать) стороны будут и впредь проявлять сдержанность. Отдельные стычки типа взаимного блокирования конвоев в Сирии не приведут к эскалации напряженности.

Важным также является сохранение гуманитарных связей между Россией и Западом. Ничего подобного «железному занавесу» нет и не предвидится.

Оптимисты даже полагают, что при Байдене отношения США и России отчасти наладятся. Конечно, никуда не уйти от того факта, что Байден был последовательным критиком Кремля и последовательно поддерживал все меры давления, начиная от поправки Джексона – Вэника, и заканчивая посткрымскими санкциями. Но, с другой стороны, Джо Байден — не идеалист и не новичок в вопросах внешней политики. Он способен здраво определять приоритеты и очерчивать перспективы. Байден — прагматик, который, конечно, попытается сократить свободу манёвра Москве, но, скорее всего, останется в рамках, так сказать, «светского этикета».

Можно допустить, что Байдену для восстановления международной роли США, понадобится некоторый период мира и спокойствия. И тогда Москва и Вашингтон смогут возобновить диалог по стратегической повестке, в частности, о контроле за вооружениями. Здесь и продление нового соглашения по СНВ, и поиск путей восстановления Договора по открытому небу и ДРСМД.

Впрочем, скептики убеждены, что Россия особых выгод от новой администрации всё равно не получит. При всех обозначенных выше обстоятельствах, Байден сосредоточен на задаче восстановления глобальных позиций Америки. И только внутриполитические проблемы способны отвлечь его от этой цели. Так что «прохладная война» между Россией и США, судя по всему, неизбежна.+

Эксперты считатю, что мы стоим на переломе эпох. Многие старые правила уже не работают, новые — только предстоит сформулировать. Да и инерция системы довольно велика. Сразу ничего поменять не получится, даже если очень захочется. Однако для всех очевидно, что прежний, однополярный мир закончился и больше точно не вернется. Это понимают и в Москве, и в Вашингтоне. Такое взаимное понимание дарит надежду на победу здравого смысла.

ПолитАналитика