Намерение генсека НАТО вынести на повестку встречи глав МИД стран Альянса тему последствий подъема Китая говорит о смене тактики торговой войны, рассказал главный научный сотрудник Института США и Канады Российской академии наук Владимир Васильев

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг намерен вынести на повестку дня встречи глав министерств иностранных дел стран Альянса, намеченной на 1-2 декабря текущего года, тему последствий экономического подъема Китая для безопасности и его роли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В последнее время КНР, как заметил Йенс Столтенберг в интервью германской медиагруппе Funke, все больше инвестирует в расширение военных возможностей, якобы уделяя внимание новому атомному оружию — ракетам, которые могут поражать объекты на территории государств, состоящих в НАТО. Однако в Соединенных Штатах Америки все же допускают оговорку и полагают, что «Китай не является врагом», а «предлагает партнерам по НАТО огромные экономические возможности».

«Отношения США и Китая принимают форму холодной войны американской стороны с Советским Союзом, сопровождающейся напряженным противостоянием. Сейчас это становится нормой.

Поэтому 20 ноября 2020 Государственный департамент Соединенных Штатов Америки опубликовал меморандум, подтвердив позицию администрации Дональда Трампа о том, что Китай для Вашингтона является не только военным и экономическим, но и идеологическим противником», — объяснил американист Владимир Васильев.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также отметил, что Пекин не разделяет «ценности и принципы демократии, что сейчас проявляется в Гонконге или в обращении с меньшинствами в этой стране».

«В рамках торговой войны, введенных ранее санкций, возникает вопрос, в какой степени действия Вашингтона в отношении китайской стороны можно расценивать как прощальный аккорд администрации действующего американского президента, решившего оставить завал в случае прихода демократа Джо Байдена в Белый дом.

Последний, к слову, хочет вернуть американо-китайские отношения в то русло, в каком они протекали до января 2017 года, хотя и отличались противоречиями лишь в экономической сфере. Военные и идеологические разногласия были не так заметны, как сегодня. Администрация Барака Обамы придавала экономическому сотрудничеству большее значение, чем администрация Дональда Трампа, несмотря на шпионаж и кражу интеллектуальной собственности со стороны США», — добавил собеседник агентства.

Америка меняет полярность

Многие государства Европейского союза, а также страны Запада заведомо готовятся к возможной смене президента Соединенных Штатов Америки в январе 2021 года. На фоне подготовки встает вопрос, чем является инициатива генсека НАТО?

«Заявление Йенса Столтенберга, с одной стороны, можно назвать следствием дергания за ниточку из Вашингтона для привлечения союзников ради ухудшения американо-китайских отношений, а, с другой – заявка на будущее и попытка встроиться в администрацию будущего президента.

В последний год в условиях пандемии коронавирусной инфекции вслед за Дональдом Трампом в НАТО заговорили о том, что Китай представляет угрозу, которой нужно противодействовать. Сегодня мы наблюдаем за выстраиванием новой американской политики, отражающей многие подходы администрации президента США в период с 2011 по 2016 года к ситуациям, спровоцированным в разных странах», — полагает эксперт.

И не друг, и не враг, а – так: Китай в глазах ЕС и США

Контуры новой американской политики, уточняет Владимир Васильев, просматривались в последних событиях очень четко. Они могут состоять в том, что при возможном уходе Дональда Трампа администрация нового президента не будет столь очевидно обострять американо-китайские отношения.

«Белый дом попытается задействовать страны НАТО и подключить блок ради его переориентации на соперничество двух государств. Это укладывается в ту политическую стратегию, которая проводила администрация США в годы президентства Обамы.

В будущем Вашингтон будет хитрее подходить к противостоянию и привлекать союзников активнее, настраивая их против Китая. Американская сторона станет активнее противодействовать проекту «Один пояс – один путь», поскольку Китай создает эту инфраструктуру также для выхода в Европейский союз», — предположил собеседник агентства.

Белый дом, прогнозирует Владимир Васильев, постарается это предотвратить, пойдет на примирение со странами Евросоюза, но выставит условия – никакого взаимодействия с Китаем. Соединенные Штаты намерены воспрепятствовать якобы экономической экспансии КНР в ЕС, а также переориентировать европейский потенциал через НАТО на ослабление самостоятельной военной политики. В результате чего Вашингтон переложит экономическую ответственность за новую тактику на Европейский союз и военно-политический блок.+

Александра Мельник, Экономика сегодня