Глава крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин рассказал президенту России о реализации двух важнейших для страны проектов.

В среду, 25 ноября, на встрече с президентом России Владимиром Путиным глава «Роснефти» Игорь Сечин рассказал о двух проектах государственной важности, реализация которых окажет значительное влияние на экономику нашей страны.

Первый – это «Восток Ойл», предусматривающий создание на полуострове Таймыр, по сути, новой нефтегазовой провинции с ресурсной базой порядка 6 миллиардов тонн нефти. Этот мегапроект включает крупнейшие месторождения Ванкорского кластера (Ванкорского, Сузунского, Тагульского и Лодочного), а также другие перспективные нефтяные площадки на севере Красноярского края.

Второй – судоверфь «Звезда», самая большая и современная на сегодняшний день в России, вокруг которой формируется кластер высокотехнологичных производств (от электроники до химии). Строящиеся здесь суда-гиганты будут использованы в том числе для обеспечения беспрерывных поставок проекта «Восток Ойл».

Синергия для промышленности

Область, где развивается «Восток Ойл» – от Красноярска на север, – порядка 2,5 тысячи километров.

Вся эта зона и есть, по сути, территория нашей работы, – рассказал президенту Игорь Сечин. – Сегодня в соответствии с графиком ведутся поисково-разведочные работы по подготовке ресурсной базы, по её развитию. Определены места для размещения первоочередных кустовых площадок, их на первом этапе реализации будет до 150.

К настоящему времени на «Восток Ойл» проработан проект по строительству магистрального трубопровода протяжённостью в 770 километров – до самого крупного арктического порта Север.

Первая очередь проекта позволит обеспечить добычу, транспортировку и перевалку до 50 миллионов тонн нефти в год, вторая – уже вдвое больше.

Впрочем, речь идёт не только об огромных объёмах чёрного золота, но и о создании мощной синергии для промышленности государства.

Инфраструктура проекта включает в себя строительство объектов энергетики общей мощностью 2,5 гигаватт, более 3,5 тысячи километров электросетей для обеспечения энергопотребностей проекта. Для организации поставок нефти проекта «Роснефть» уже разместила заказ на 10 танкеров высокого ледового класса Arc7. А всего в интересах «Восток Ойл» будет построено 50 судов различного типа. Это и портовые суда, и суда обеспечения, а также большие танкеры, даже газовозы.

Кроме того, для «Восток Ойл» подписан долгосрочный контракт на поставку до сотни буровых установок – причём, что принципиально, российского производства.

«Роснефть», добавил Игорь Сечин, провела переговоры с КамАЗом о продлении долгосрочного контракта на поставку дополнительной автотехники. Размах впечатляет: только на первом этапе речь идёт о 2500 единиц специальной техники, а в дальнейшем возможно увеличение до 6000.

Судоверфь «Звезда», самая большая и современная на сегодняшний день в России. Фото: Дмитрий Ефремов/ТАСС

При этом с главой «Ростеха» Сечин уже успел обсудить возможность поставки вертолётов – изначально до 50 винтокрылых машин.

И всё это, разумеется, простаивать никак не сможет – предполагается поставка порядка 6 миллионов тонн труб различных диаметров, как для магистральных трубопроводов, так и для внутрипромысловых, а также буровых труб и обсадных. По цепочке отечественная металлургия получит, соответственно, дополнительные заказы (плюс 20%).

«В принципе проект предусматривает создание десятков тысяч дополнительных рабочих мест. Для обустройства месторождения потребуется привлечь более 400 тысяч человек, из них порядка 130 тысяч – наши сотрудники и подрядчики, и те новые рабочие места, которые будут создаваться вокруг проекта. 15 промысловых городков, посёлков будет создано, в которых будет обеспечена жизнедеятельность наших вахтовиков», — рассказал глава «Роснефти».

Не просто судоверфь

Другой значимой темой беседы президента с Игорем Сечиным стали работы на судоверфи «Звезда».

Так выглядит завершённый строительством сухой док: сегодня это самая современная верфь в России,

– отметил глава «Роснефти», продемонстрировав Путину принесённую с собой карту.

«Самая большая?» – уточнил президент. «Самая современная и самая большая, – подтвердил Сечин. – Владимир Владимирович, это не просто верфь, это целый производственный комплекс. Завершено строительство сухого дока, завершаются пусконаладочные работы. Он имеет уникальные размеры: 485 метров на 114 метров и глубиной 14 метров».

Авианосцы можно строить,

– заметил глава государства.

На судоверфи уже заложен головной атомный ледокол «Лидер». На текущий момент выполнено бетонирование стен, днища дока, заканчивается работа по устройству сервисной галереи. Смонтирован по бортам сухого дока второй уникальный кран «Голиаф», его грузоподъёмность – 1200 тонн. Изготовлены и доставлены башенные краны, поставлен на штатное место батопорт, который применяется для вывода на чистую воду уже построенных корпусов.

Для обустройства месторождения потребуется привлечь более 400 тысяч человек, из них порядка 130 тысяч – наши сотрудники и подрядчики. Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Строительство новых объектов верфи ведётся параллельно с производством – в настоящее время там находится в работе свыше полусотни заказов.

Учитывая размах, рядом со «Звездой» предполагается строительство нового металлургического завода производительностью 1,5 миллиона тонн, из которых примерно пятую часть будет перерабатывать сама судоверфь, остальное рассчитывается из потребностей других производств.

А исходя из того, что на новом объекте будут задействованы около 1500 человек, то, соответственно, встаёт вопрос о создании дорожно-транспортной, жилищной и социальной инфраструктуры – детсадов, школ, больниц и так далее.

Добавим, что реализация обоих этих проектов – арктического и судостроительного – несомненно даст мощнейший импульс для развития целого ряда регионов Дальнего Востока и Сибири.

Как ожидается, первая нефть «Восток Ойл» польётся в танкеры в 2024 году.

Автор:
Александр Николаев