Сегодня в кубанском порту «Кавказ» после долгого перерыва принимают грузовой паром из Турции. Судно пришло именно сюда, чтобы формально соблюсти запрет на международные перевозки в Крым.

По сообщению компании-оператора перевозок, практически весь товар предназначен для крымских партнеров. Учитывая демонстративный отказ Анкары от контактов с «оккупированный полуостровом» и беспрерывные заявления Эрдогана про «Крим це Україну» — новость сенсационная.

Кто не знает, «Порт-Кавказ» расположен на Таманском полуострове Краснодарского края. Именно отсюда начинается паромная переправа через Керченский пролив в порт «Крым». Перевалочные мощности Тамани легко перегрузят судовые контейнеры на крымские паромы. Плюс буквально в двух шагах – Крымский мост, по которому потоком катят тяжелые фуры.

Турки загрузились в Зонгулдаке, крупнейшей торговая гавань северо-западного побережья Черного моря. Курортов тут нет, зато огромные портовые терминалы и самый крупный район черной металлургии Турции. Эта паромная линия способна доставить практически любые грузы : сборные, комплектные и негабаритные. Паромы также осуществляют международные автомобильные перевозки. Сегодняшним рейсом везут цитрусовые и другую сельхозпродукцию, а также стальные емкости, изготовленные по заказу крымских виноделов. «Первые два-три судозахода планируем тестовыми для того, чтобы отшлифовать технологии погрузки-выгрузки, чтобы в дальнейшем все работало, как швейцарские часы», – поясняет руководство компании «Кругозор-Юг». До января турецкие паромы будут курсировать по графику три раза в две недели. Если крымский спрос повысится, рейсов сделают больше.

Впрочем, оголтелая политика Реджепа Тайиповича Эрдогана может в который раз прервать взаимовыгодные контакты. Турецкий бизнес имел огромные планы на российский Крым. Однако в апреле 2014-го в Евпаторию зашел последний паром из Зонгулдака. Только следующей зимой здесь вновь отшвартовался Rainbow — большое судно-ролкер типа Ро-Ро.

«Раньше это судно появлялось у нас под другим названием. Чтобы избежать санкций, его продали и переименовали под другим флагом – Республики Палау, островного государства Тихого океана. Судовладельцы перестраховываются: меняют флаги, создают новые компании», – рассказывал замдиректора Евпаторийского морского порта по коммерческой работе Евгений Пятачев.

Турецкие коммерсанты сильно надеялись, что Rainbow станет приходить сюда с периодичностью минимум раз в неделю. Увы, не сталось, як гадалось. Ноябрь 2015 года, F-16 ВВС Турции сбивает российский бомбардировщик Су-24 . Теперь уже Москва объявила свои жесткие санкции. Первые после отмены российских санкций судовые рейсы из Крыма в Зонгулдак возобновились осенью 2016-го. Например, паром «Варяг» возил в Севастополь турецкие фрукты, стройматериалы, бытовую техники. Уже после первого рейса «Варяга» севастопольские торговцы были вынуждены одним махом снизить цены на цитрусовые в полтора раза.

Увы, недолго музыка играла. Вскоре паромы на Крым вновь остановились по распоряжению официальной Анкары. 22 мая 2017 года Россия и Турция подписали заявление о взаимном снятии торговых ограничений, однако Эрдоган по прежнему запрещал своей портовой администрации принимать суда крымских маршрутов. Причем не только российские, но даже свои, если они прибыли из Крыма. Местная таможня не позволяла этим морякам даже встать на рейдовых якорных стоянках.

В подобном режиме прошло три года. 22 ноября 2019-го сообщение в Telegram-канале депутата Госдумы РФ от Крыма Натальи Поклонской: «Сегодня было возобновлено паромное сообщение с Турцией. Ещё один шаг в сторону дружбы и признания Крыма. Эрдоган в очередной раз показал, что он ценит мнение своих граждан и способен проводить независимую политику», – написала Поклонская. На специальном заседании комитета Госсовета республики по экономической политике, промышленности и развитию предпринимательства чуть ли не аплодировали новому парому Зонгулдак – Керчь: «Раз в неделю регулярные поставки! Идет второе оформление груза. На него будем ставить экспорт, что даст возможность минимизировать стоимость логистики!»

Радость продолжалась ровно двое суток. 24 ноября ведущая турецкая государственная газета Daily Sabah опровергла сообщение о паромах до Крымского полуострова. При этом издание совершенно издевательским образом процитировало украинского посла в Анкаре Андрея Сибиху. Посол Сибиха заявил о «фальшивке российской пропаганды», сославшись на официальный ответ, полученный МИДом Украины. Там было сказано, что Турция по-прежнему не поддерживает вхождение полуострова в состав России.

И вот очередной ноябрь. Долгожданный финт рулем – «мандариновый» крымский паром из Зонгулдака теперь идет на Кубань, в «Порт-Кавказ». Отсюда до Симферополя по мосту и шикарной трассе «Таврида» — 200 км. Для фуры пара часов езды. Антикрымские санкции как бы соблюдены, все довольны.

Илья Сергеев