Счётная палата выпустила тревожный доклад, в котором рассказала о рекордной убыли населения России, которая возросла на треть в сравнении с первым полугодием 2019-го. Все тут же бросились винить коронавирус. Нам же удалось выяснить, что причина в значительной степени в другом. Так почему же люди умирают?

«Естественная убыль населения в январе – июле 2020 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросла более чем на 30% и составила 316 тысяч 300 человек», – об этом говорится в докладе, подготовленном Счётной палатой. При этом важно понимать, что смертность и убыль населения – совершенно разные вещи. В показатель убыли закладывается рождаемость, которая, согласно докладу Счётной палаты, снижается, и миграционный прирост, которого фактически не стало на фоне карантинных ограничений.

Гораздо информативнее показатели так называемой избыточной смертности. По данным Росстата, с апреля по сентябрь в России зафиксировано 128 тысяч избыточных смертей, – то есть смертность оказалась значительно выше ожидаемой. Все тут же принялись говорить о коронавирусной инфекции, которая уносит жизни людей. Но если проанализировать факты, можно сделать вывод, что дело не только и не столько в этом. По данным того же Росстата, в России с апреля по сентябрь текущего года умерло 55 000 человек с коронавирусом. Статистика оперативного штаба отличается – там около 25 тысяч умерших. Таким образом, в объёме так называемых избыточных смертей только половина, по данным Росстата, или 1\5, по данным оперативного штаба, приходится на ковид. А от чего же тогда люди умирают?

Очень большое количество людей не получают ту медицинскую помощь или уж во всяком случае, в том объёме, которая необходима по другим нозологиям, отличным от коронавирусной инфекции, – отмечает доктор медицинских наук, профессор, президент группы медицинских компаний Владислав Шафалинов. – Попробуйте сейчас куда-то положить пациента просто с бактериальной пневмонией, когда у нас больницы забиты пациентами с коронавирусной инфекцией.

Пандемия коронавируса перегрузила систему здравоохранения. Скорая помощь может не успеть к пациентам с инсультом или онкологическим заболеванием, которым нужна срочная госпитализация. По словам заслуженного врача России, члена-корреспондента РАН Евгения Лильина, некоторые российские больницы отказываются принимать пациентов с подозрением на инсульт. А в Челябинской области и вовсе официально разрешили не выезжать на некоторые вызовы, чтобы снизить нагрузку на бригады. То же касается и срочной психиатрической помощи, которая не оказывается.

Слушайте, целыми отделениями закрывали на карантин, – возмущён руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский. – Масса людей не могла получить психиатрическую помощь в иной раз в острых состояниях. Мне рассказывали такие истории. Это вообще в какие ворота лезет? Такого даже во время войны не было.

На фоне постоянного стресса даже человек, который ранее не страдал психическими заболеваниями, может выпасть из состояния душевного равновесия. Люди, увидев на градуснике температуру 37,5, начинают обрывать телефоны: а вдруг «корона»…

Мне звонят как врачу – десятки звонков в день идут – и спрашивают: что нам делать, – рассказывает доктор медицинских наук, профессор, президент группы медицинских компаний Владислав Шафалинов. – Я слышу, что на том конце провода находится человек, близкий к панической атаке, и понимаю: лучше уж пусть к нему скорая помощь приедет, скажет, что всё в порядке и уедет, но, естественно, это отражается. У нас просто нет столько бригад скорой помощи, чтобы они к каждому такому пациенту приезжали.

Между тем, стресс может не только спровоцировать душевные патологии, но и привести к снижению иммунитета. А иммунитет – это естественный барьер, который призван оберегать нас от бактерий и вирусов.

Каждый день нам приходят СМС о том, сколько человек умерло, – обращает внимание руководитель Центра кризисной психологии Михаил Хасьминский. – Для людей неподготовленных – это сильный стресс. Если каждый день говорить о смерти и том, что кругом чума, – справа и слева – любой человек будет чувствовать себя некомфортно. Постоянно, постоянно вгоняют людей в стресс, а стресс снижает иммунитет.

Именно пандемия страха унесла жизни, по разным оценкам, от 73 до 103 тысяч человек за период с апреля по сентябрь текущего года. Это лишь те данные, которые находятся на поверхности. Есть ещё менее очевидные потрясения, последствия которых нам ещё только предстоит оценить.

По многочисленным данным видно, что количество суицидов, разводов и абортов увеличилось, – продолжает Михаил Хасьминский. – А разводы, в свою очередь, наносят психологические травмы детям, что может привести к печальным последствиям в будущем.

Существует коронавирус? Да. Есть те, кто переносит это заболевание в тяжёлой и острой форме? Тоже ответ положительный. И врачи, которым мы позвонили, в этом солидарны. Но одновременно с этим они предупреждают: гораздо опаснее самого ковида та истерия (ковидоистерия), которую развили вокруг него. Хочется верить, что не намеренно. Хочется верить, что будут сделаны правильные выводы.

Автор:
Мария Иваткина