Исход президентской гонки в США по-прежнему остается неопределенным

Дональд Трамп считает себя победившим, если, как он выразился, считать «законные голоса». Действующий президент, по его словам, не позволит чтобы его победа на президентских выборах США была украдена «коррупцией». Он допускает, что разбирательство по поводу подсчета голосов завершится в Верховном суде.

По мнению скептиков, Трамп в соответствии с логикой своего поведения не захочет отдать власть независимо от результата выборов. Но чем бы в итоге всё не закончилось, эксперты солидарны с тем, что Трамп изменил Америку. Хотя, разумеется, и не том смысле, который вкладывался в трамповский манифест «Make America great again».

Политолог и философ Борис Межуев вообще предлагает не придавать особого значения предвыборным лозунгам:

— Главная задача Трампа, которую он ставил перед собой, заключалась в повороте в сторону американского национализма, в стремлении сделать великой именно Америку, не Запад в целом, не Северную Атлантику, не свободный мир и демократию, а США как отдельную страну. Трудно сказать, насколько это ему удалось, что-то получилось сделать, что-то — нет. Но Трамп двигался в определенном направлении в соотнесении со своими собственными задачами и целями. Ему удалось поднять производство, расширить рынок труда, вернуть какую-то часть рабочих мест, начать процесс разведения экономических интересов с Китаем. Не скажу, что он этот процесс довел до конца, но он его начал, и, по некоторым параметрам, он уже носит необратимый характер.

Трамп начал процесс деглобализации, но не довел его до конца. Он проявил политическую волю, следуя своему убеждению, что дальнейший процесс глобализации приведет к истощению страны, являющейся лидером этого процесса. Сейчас не вызывает сомнений ни у кого, что процесс включения Китая в глобальную экономику, перенесение туда огромного количества рабочих мест привели к зависимости всего развитого мира от Китая. И то положение, в котором сейчас оказались Штаты, одно из следствий этого феномена.

Трамп стал фактором раскола общества в силу неприятных особенностей его политического поведения, неспособности поставить лояльные ему фигуры на ключевые посты, в первую очередь в силовых структурах. При такой кадровой политике президенту было сложно надеяться на твердое лидерство.

При этом «хоронить» Трампа пока преждевременно. По предварительным результатам выборов мы видим, что Байден далек от триумфа. Хотя, конечно, избиратель увидел неспособность Трампа справляться с расовыми волнениями, его уязвимость перед истеблишментом. Да и сам истеблишмент сделает всё, чтобы Трамп проиграл. Я допускаю даже возможность фальсификаций. Ведь действующего президента ненавидит добрая половина Америки. А Трамп в силу своих личностных качеств не способен остудить эту ненависть. Она ему в каком-то смысле нравится, он купается в ней, он как будто наслаждается подобным столкновением.

Трамп постоянно раскалывает американское общество, раздражает своих оппонентов. В отличие от него, Рейган сумел сплотить Америку вокруг себя, смог убедить другую, неконсервативную часть США, что не представляет для нее серьезной опасности. Нельзя сказать, что либеральная Америка его полюбила, но серьезных беспорядков при Рейгане не было. Многие американцы тогда говорили, что первая ассоциация с Рейганом — добрый дедушка. А Трамп меньше всего на свете производит впечатление доброго дедушки.

Байден тоже пытается создать образ доброго дедушки. Этого человека все знают, он сидел в Сенате с 1973 года, он никогда не был радикалом, занимался только тем, что договаривался с республиканцами. Поэтому есть надежда, что он быстро утихомирит «левую» публику, успокоит массовые беспорядки.

Байден сделает так, что Америка успокоится. У меня есть интуитивное предчувствие, что победят демократы, что история пойдет в их направлении, хотя и не так радикально, как настаивают «левые». Полагаю, что ветер истории сейчас дует в «левую» сторону.

И если демократы сейчас победят, то у Республиканской партии, конечно, начнутся проблемы. Это будет сильное поражение: президент одного срока — в настоящее время позор. Подобное будет означать, что силовой, экономический истеблишмент перешел на сторону демократов, что они смогли сформировать на своих условиях новый элитный консенсус, который позволит закрепиться надолго. За четыре года республиканцы, конечно, попытаются найти нового адекватного лидера, который сможет попытаться восстановить партию. Но сделать это будет уже непросто, так как настоящих трампистов, кроме самого Трампа, нет (если не считать Стива Бэннона, но он находится под уголовным делом). Так что демократы пришли надолго. Я предполагаю, что если они не совершат каких-то катастрофических ошибок, то их лидерство продлится на 12 лет. Естественно, их лидером будет уже не Байден, сомневаюсь даже, что им станет Харрис, возможно, появятся новые фигуры.

Едва ли «левым» позволят серьезно менять внешнюю, внутреннюю и экономическую политику. Все эти «зеленые» пакты, которые подписывает Байден типа уничтожения нефтяной промышленности — все из сферы сказок. Но в области образования, культуры, науки будет сформирована «левая»повестка.

Мы видим кадровый голод во всех западных демократиях, не только в США. Сейчас вообще кризис западной демократии. Причина, видимо, лежит в самой ее сути. Люди, символизирующие государственную мудрость, разум, спокойствие, уверенность и решимость, пугают. Нужны либо авантюристы, нувориши, либо женоподобные политики, либо просто дамы, либо даже шоумены и клоуны. Элиты явно опасаются сильных фигур, а массы хотят яркости, показной брутальности. Это сочетание запросов элиты на мягкость, отсутствие силовых качеств и запроса масс на брутальность и яркость приводят к тому, что президенты все больше начинают напоминать актеров, играющих президентов.

Мне представляется, что Трамп готов к проигрышу. Хотя у него есть теперь ресурс в виде Верховного суда: если пересчет голосов затянется, он попытается оспорить итоги голосования по почте. Но все-таки, думаю, Трамп понимает, что заходить слишком далеко ему не стоит.

Если же выяснится, что Трамп вдруг побеждает, то я думаю, мы увидим серьезные волнения. Тогда ситуация действительно может выйти из-под контроля. Может произойти история а-ля украинский майдан. В случае победы Байдена ничего страшного не произойдет.

К сожалению, в ближайшие годы будет период вынужденного изоляционизма для России. Нас будут вытеснять, выталкивать отовсюду из Европы. Возможно, будут вводить визовые ограничения не только для элиты, но и для большого количества простых людей. Возможно, резко осложнят возможности получения образования в Европе для российской молодежи. Россия будет на долгое время сочтена неприятным вирусом.

При этом я допускаю, что «Северный поток-2» могут и разрешить. Демократы не так заинтересованы в лоббировании интересов нефтегазового сектора, как республиканцы. Но пафос будет вполне определенным: сидите в своем доме, пока вы не изменились и не сменили свой режим, пока к власти не пришел нравящийся нам человек, мы с вами иметь дела не будем, только по вопросам, касающимся общей безопасности. Но рано или поздно с нами захотят иметь дело, если мы не поддадимся на давление.

Я очень надеюсь, что Байден довольно быстро откроет дорогу трезвомыслящим реалистам Демократической партии. Есть там такое крыло демократических реалистов, которое еще при Обаме действовало. Они скажут, что надо начинать прагматическое выстраивание отношений с Россией, признать за нами право быть отдельной цивилизацией, отдельным полюсом силы. Если такая логика возобладает, то это следует считать самым позитивным сценарием. Я был назвал этот подход «цивилизационным реализмом». Но не поручусь, что он возобладает в ближайшее время.+

ПолитАналитика