В чем кроется причина кризиса либеральной западной модели?

Западные политики и обозреватели, которые все эти годы упорно зомбировали публику и самих себя рассказами об «усилиях путинского режима, нацеленных на ослабление и раскол западных демократий», теперь дружно цитируют заявление экс-шефа британской МИ-6 Alexa Янгера: «Мы должны избежать двух ошибок: первая — помогать России делать ее работу, преувеличивая ее роль. Я не знаю ни одного случая в Соединенном Королевстве, когда эта работа привела бы к серьезным последствиям. Вторая ошибка связана с первой. Мы должны видеть степени: не русские создали то, что нас разделяет, — мы сами создали это».

Т.е., если отбросить неизбежную для британского политика антироссийскую политкорректность, экс-шеф МИ-6 сказал следующее: хватит носиться со сказками о подрывной работе русских, мы сами виноваты в том, что происходит с Западом.

Если бы Янгер был до конца честен, он бы добавил, что Россия не имела никакого отношения ни к референдуму о Брекзите и самому Брекзиту (что, кстати, признал Джонсон), ни к последним выборам в Британии. Но так далеко зайти Янгер не решился.

И тем не менее: остается загадкой, почем ведущие обозреватели Европы приводят его суждение как некое высшее откровение. Видимо, сами они не догадывались о том, что сегодняшние проблемы либерального Запада — от Трампа в США до усиления право-консервативных, антилиберальных тенденций в Европе и за ее пределами — являются прежде всего следствием политических и экономических провалов самих западных либералов, начиная с финансового обвала 2008 года.

С тех пор либеральный Запад, долгие годы наслаждавшийся своей идейной монополией и политико-экономической гегемонией, перестал быть маяком успеха для остального мира, да и для своих граждан. В сфере экономики вызов ему бросил Китай, в области геополитики — Россия. А Ковид-19 показал низкую эффективность либеральных демократий в борьбе с эпидемиями.

Так что дело не в «российской дезинформации» и «подрывной работе». Как отмечает «Файненшл таймс», проблемы Запада «не начинаются и не заканчиваются в Москве». «Политическая стабильность послевоенной эпохи зиждилась на сделке. В США она называлась Американская мечта; в Европе — социальная рыночная экономика…Но эта система начала рушиться еще до финансового краха», — пишет обозреватель газеты. Так и есть: именно в этом, а не в «происках русских», и кроется причина кризиса либеральной западной модели. Странно только, что западным мыслителям потребовались откровения ушедшего в отставку высокопоставленного шпиона, чтобы начать осознавать и признавать это.+

Алексей Пушков