На днях информационное пространство пополнилось то ли долькой юмора, то ли сигналом тревоги: в Минпромторге заявили, что в России нашли… утюги с прослушкой. Иностранные. На самом деле это всего лишь забавно. Царьграду рассказали о действительно экзотических видах прослушки…

В детстве я был изрядно восхищён рассказом из первых уст о том, чем занимался в одной из, скажем, австралийских столиц один незнакомый мне человек. А занимался он тем, что парковался в своей машине где-нибудь, откуда видны были окна американского посольства, и с помощью очень продвинутого по тем временам прибора снимал картину колебаний оконных стёкол. А уж по этим колебаниям другие приборы восстанавливали то, о чём беседовали бедовые американцы за теми самыми окнами. 

Милое, невинное прошлое…

Сегодня это, конечно, звучит… ну, в общем, детский сад, штаны на лямках. Вроде ностальгических воспоминаний о чуде техники в виде первых транзисторных приёмников. Или громоздкого катушечного магнитофона «Маяк-201», подаренного родителями в честь окончания школы.

Сегодня всё очень иначе. Всё очень продвинуто и очень непросто. Так можно в целом охарактеризовать то, что удалось узнать по этой теме Царьграду. Причём о по-настоящему современных устройствах узнать не удалось вообще ничего. В связи с их полной суперсекретностью. Рядом с которой истребитель Су-57 прозрачен как стёклышко. Но поскольку физические принципы остаются неизбежными при создании любых устройств, то можно кое-что домыслить.

Итак, что известно из неизбежного. Звуки – это акустические колебания, передаваемые через среду, по которой эти колебания могут распространяться. В безвоздушной среде, скажем, звуков нет. А вот через землю они вполне передаются. Вопрос только в искажениях, которые для возможности прослушки не должны быть слишком велики. Соответственно, изобретается прибор, способный снимать колебания той или иной проводящей среды, – и вуаля.

Основной средой для переноса человеческой речи была и остаётся воздушная. Она в наилучшей степени дозволяет распространение звуковых волн от гортани до уха, хотя, конечно, звуки имеют свойство затухать в зависимости от расстояния. Примерно на 10–20 децибел на каждые 100 метров. Ну и препятствия тоже, разумеется, способствуют затуханию звуков.

Что важно: это касается прежде всего человеческой речи (прочие звуки отставим в сторону), которая по воздуху в основном и распространяется. Потому что, как сказано, звуки в иных других средах распространяются и лучше, и быстрее. Скажем, в воде – со скоростью около 1,5 км/с, то есть почти в пять раз быстрее, чем по воздуху. А, скажем, через сталь – почти 6 км/с. Но через сталь мы говорить не можем, а бульканье в воде трудно расшифровывается.

звукиЗвуки – это акустические колебания, передаваемые через среду, по которой эти колебания могут распространяться. Фото: Игорь Иванко / АГН «Москва»

Поэтому те утюги, про которые рассказал директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России Василий Шпак, даже не экзотика. Просто очередной предмет для встраивания в него банального микрофона. А таким предметом может быть всё что угодно.

Искусство (не)микрофонных закладок

Здесь, по словам источников Царьграда, важны два принципа. Чтобы микрофон находился как можно ближе к объекту прослушки (чтобы меньше мощности уходило на улавливание звука) и чтобы предмет, в который сделана закладка, вызвал как можно меньше подозрений. Как, например, наивный подарок невинных «советских пионеров» американскому послу ради пущей дружбы между нашими народами. Вот и говорил посол свои разговоры под любовно вырезанным детскими пальчиками гербом США целых восемь лет. А вышедшие из пионерского возраста дядьки удовлетворённо улыбались в доме напротив, кося усталым, но добрым глазом на крутящиеся бобины магнитофона.

И все эти годы закладка, а это не пошлый жучок-микрофон был, работала, не требуя ни подзарядки, ни смены элементов питания, ни тем более технического обслуживания. Просто при звуках в помещении вибрировала установленная в американском орле тонкая мембрана, передавая колебания на металлическую антенну. Та одновременно облучалась снаружи высокочастотным излучением, в результате чего и ловился отражённый сигнал.

Говорят, американцы до сих пор не смогли повторить такое устройство, хотя в конце концов выявили его и демонстрируют сегодня в музее ЦРУ.

Ещё более громкой стала история, в которой, правда, точку поставило предательство новоназначенного главы КГБ, а не случай, как произошло со вскрытой американцами закладкой в их гербе. Тогда резонаторами сделали сами кирпичи, из которых строилось новое здание американского посольства. Прибережём эмоции восхищения от того, как русской разведке вообще удалось устроить так, что американцы покупали кирпич для своего посольства у подставленной им КГБ фирмы. Подчеркнём главный принцип, на который указывали Царьграду источники: при желании звук можно принимать очень широким кругом природных и искусственных материалов. Основная проблема – как организовать его передачу на приёмное устройство.

Микрофон – самое простое

Ещё раз: микрофон – действительно самое простое. Современные микрофоны могут быть меньше даже не флешки, а скрепки. Обыкновенной, для бумаг. А в размер флешки умещается диктофон. Так что при ответственном подходе к делу контрразведке сегодня нужно предполагать наличие микрофонной закладки вообще во всём, что попадается на глаза. А уж офисная техника – под подозрением просто по умолчанию. А также ручки, брелоки, заколки, запонки, пуговицы и т.д. и т.п.

Правда, придуманы и соответствующие приборы, подобные закладки обнаруживающие. Прежде всего по электромагнитному излучению, которое оставляет любая электроника.

шпионУстройство для улавливания звуков. Фото: Ric011 / Shutterstock.com

Столь же просты по принципу работы устройства для улавливания звуков на большом расстоянии. В основном для этого используются параболические микрофоны. По сути, это тот же микрофон с параболической мембраной и усилителем звука. Что-то вроде ручного радиотелескопа, которым ловят излучение далёких галактик. Только не для радио-, а для звуковых частот.

Проблем со всеми этими устройствами две. Из основных – это обеспечение длительности работы без подзарядки (и соответственно, обеспечение подзарядкой) и обеспечение передачи информации её, так сказать, заказчику. В этом смысле ничего в плане проблем не изменилось со времён Рихарда Зорге: при передаче радиостанцию пеленгуют и ей постоянно нужны новые элементы питания взамен разрядившихся.

Как эти проблемы решаются на практике сегодня, опять же засекречено. Разве что намекнули Царьграду, что нужно внимательно следить за новейшими достижениями науки. Особенно теми, где речь идёт о получении энергии из средовых источников. Что это такое? Да вот хоть ветрогенератор возьмите.

Да уж, картина маслом: ставит разведчик жучок супротивнику, а под окнами у него ветрогенератор устанавливает.

Хотя… Ветер ведь бывает и солнечным. Или протонным. А батарейки – атомными. Правда, они ещё великоваты и прослушиваемому злодею пришлось бы их на спину привесить. Но ведь и прогресс на месте не стоит…

А покамест проще к электросети жучок подключить. Ага, вот-вот: утюг. А также любая бытовая электро- и радиотехника. Телевизор, например. Чайник. Вайфай-роутер. Каналом для передачи информации служит штатная электропроводка. Дальше можно фантазировать самому.

И это мы ещё не говорим о возможности не только прослушки, но и воздействия при помощи таких гаджетов. А что? Тот же чайник в чужом офисе может не только снимать и не только звуковые колебания, но и, к примеру, внести в местную сеть шпионский вирус. Или вирус-разрушитель. Так что, по-прежнему, бойтесь данайцев, дары приносящих. А интернет-торговли – в первую очередь.

А телефонов бойтесь ещё более!

Вот и развивается сегодня семимильными шагами направление электронного шпионажа – как снимающего обе обозначенные проблемы и, главное, как использующего неизбежных в нынешней цивилизации троянских коней.

Сам электронный шпионаж – несколько другая, хоть и смежная тема, но согласимся: использование телефона, смартфона для прослушивания – трюизм из трюизмов. Это даже и за шпионаж-то не считается. Вон один из моих знакомых просто сон рассказал. Даже не по телефону, а в его, так сказать, рядом лежании. И что же? Тут же обнаружил в своей почте рекламу, связанную с только что пересказанным сновидением.

телефонИспользование телефона, смартфона для прослушивания сегодня даже шпионажем не считается. Фото: Сергей Киселёв / АГН «Москва»

Но разработаны и специальные жучки для прослушки в телефоне. Стоят себе, не шалят. Активируются звонком, работают долго, заряжаются за счёт телефона, через адаптер или компьютер. Сиречь прослушиваемое лицо само оплачивает шпионаж за собой (как и в случае с чайниками, утюгами и т.д.). А прослушивается оное лицо в радиусе 10 метров от аппарата.

Имеются и GSM-модификации. Всё то же самое, только прослушивающий оператор может сидеть хоть в той же перевёрнутой Австралии. Или в одном из офисов американского Агентства национальной безопасности в штате Висконсин. С другой стороны, и обнаруживается сигнал такого жучка достаточно просто.

Кстати, телефон на прослушку того, что вокруг него, можно зарядить и просто соответствующей электронной программой.

На новых физических принципах

Ну и самое, пожалуй, интересное, чем опять-таки без технических подробностей поделились источники Царьграда. По знакомой аналогии можно назвать это прослушкой на новых физических принципах.

Прежде всего, это лазерные устройства съёма информации. Принцип их несложен и даже интуитивно понятен: лазерный лучик наводится на то же оконное стекло – и нужная аппаратура снимает соответствующие колебания. Можно снимать информацию и со стен, они ведь тоже реагируют на звуки колебаниями. И с любого предмета, на который только можно навести лазерный луч.

Вообще-то тоже относительно давно освоенный принцип. Иное дело, что лазеры сегодня творят чудеса, так что информация может сегодня сниматься не только со стёкол, но и с колебаний воздуха на выходе изо рта. Получается, что сам воздух становится подслушивающим устройством!

А сколь много информации можно снять с винного бокала! Ой, а какой акустический сигнал снимается с труб отопления! Не только когда соседи снизу по ним колотят, но и – при приложении специальной аппаратуры – когда сосед сверху с кем-то говорит по телефону.

котОтличный акустический сигнал снимается с труб отопления… Фото: alexo99alex/ Shutterstock.com

Правда, стоит такая аппаратура ну очень дорого!

Ещё один из способов прослушки на расстоянии – использование разных подходящих волн. Принцип, если грубо, тот же, «пионерский»: передатчик направляет куда надо волну, например в инфракрасном диапазоне, она встречается с волной акустической, преобразует её в понятную для приёмника форму, что приёмник и ловит.

В общем, если подытожить, то в современном мире для прослушки может использоваться всё, что ловит волновые колебания. А когда затруднительно просто их ловить, добавляется аппаратура, колебания излучающая, а затем считывающая то, что получается в результате, так сказать, «контакта» волн.

Потому в нынешнем мире от прослушки не скрыться никуда. Даже в Австралии.

Даже если вы ставите локальный компьютер, не включая его в сеть.

И именно поэтому самые секретные документы в отечественных спецслужбах печатаются на обычных пишущих машинках, даже не электрических, поскольку с последних, как выяснилось, тоже можно снять сигнал.

А древняя мудрость про «молчание – золото» обрела в наше время новую актуальность.

Автор:
Александр Цыганов