Военные самолеты с-17 на Земле на военной базе Сиди-Баррани. Фотография: Google Earth

Совместное расследование, проведенное Guardian, установило, что обе стороны направляют в регион грузовые военные самолеты, что является вопиющим нарушением соглашения о прекращении конфликта

Турция и Объединенные Арабские Эмираты совершают регулярные и все более вопиющие нарушения эмбарго ООН на поставки оружия в Ливию, разжигая войну.

Полетные данные и спутниковые снимки показывают, что обе страны используют крупногабаритные военные грузовые самолеты для доставки товаров, а истребители — войскам или посредническим силам на территории Ливии, регулярно нарушая эмбарго ООН на поставки оружия от 2011 года, несмотря на политические обещания воздержаться от участия в войне.

В ходе девятилетнего конфликта Турция оказала поддержку международно-признанному правительству в Триполи, предоставив войска и оружие, в то время как ОАЭ укрепили противостоящие силы на востоке Ливии во главе с генералом Халифой Хафтар.

«Эмбарго на поставки оружия остается абсолютно неэффективным», — сказал дипломат, зная о предстоящем ежегодном докладе группы экспертов ООН по Ливии, в котором, как ожидается, основное внимание будет уделено нарушениям. — «В случае с теми странами-членами, которые непосредственно поддерживают конфликт, нарушения являются обширными, вопиющими и полным игнорированием санкций», — добавил дипломат.

В январе прошлого года Турция и ОАЭ приняли участие во флагманском саммите в Берлине, который был призван остановить иностранное вмешательство посредством поставок оружия, войск и денег в Ливию.

В саммите приняли участие Франция, Россия, Египет, США и Великобритания, а также Турция и ОАЭ. Главным итогом саммита стало предложение о введении санкций в отношении стран, нарушающих эмбарго на поставки оружия.

Но даже в то время, когда проходила конференция, обе стороны наращивали свои усилия. В результате, по словам наблюдателей, эмбарго ООН на поставки оружия практически не действует.

Эти выводы являются частью совместного расследования по отслеживанию британского оружия по всему миру, сотрудничества Guardian, Bellingcat и некоммерческой медиакомпании Lighthouse Reports. Lighthouse предоставил дополнительную информацию об использовании Турцией грузовых военных самолетов, полученную в сотрудничестве с немецкими информационными агентствами Stern и ARD, а также испанской газетой El Diario.

ОАЭ используют часть своего парка C-17 Globemaster III’s, «массивный дальнемагистральный военно-транспортный самолет», по словам производителя Boeing. Компания Boeing и министерство обороны ОАЭ не ответили на запросы о предоставлении комментариев.

Полетные радиолокационные данные и спутниковые снимки показывают, что эти самолеты регулярно летают из пустынного аэропорта в ОАЭ Кусахвира на две отдаленные военные авиабазы, Сиди Баррани, в западной пустыне Египта, граничащей с восточной частью Ливии, и Джанаклис, недалеко от Александрии. Самолеты направляются с военной авиабазы в военные учреждения, пилотируемые военными ОАЭ, что исключает любую возможность того, что их миссия носит гражданский характер.

Спутниковые кадры свидетельствуют о быстром наращивании грузоподъемности на авиабазе Сиди-Баррани с конца 2019 года. Военные авиабазы на границе Египта с Ливией играют ключевую роль в усилиях ОАЭ по поддержке ливийской национальной армии Хафтара.

«То, что находится на них, либо перевозится автомобильным транспортом, либо забирается самолетами, летящими в Хафтар», — сказал дипломат. «Группа [ООН] написала, что это косвенные поставки оружия и связанных с ним материалов, что является нарушением резолюции», — сказали они, говоря об эмбарго на поставки оружия. Министерство иностранных дел Египта не ответило на просьбу прокомментировать использование их авиабаз.

Sigma была санкционирована ЕС. Некоторые наблюдатели жаловались, что санкции только в отношении названия компании вряд ли позволят остановить полеты в будущем. «Sigma откажется от самолета — санкции должны быть введены в отношении лиц, контролирующих самолет», — сказал дипломат.

Турция также использовала военные грузовые самолеты Airbus A400M для снабжения своих сил на земле в западной части Ливии в поддержку Триполийского правительства Национального соглашения.

Полетные радиолокационные данные и спутниковые снимки самолетов показывают регулярные полеты между турецкими аэропортами в Стамбуле, Газиантепе и Кайсери в Мисурату в течение июня, июля и августа 2020 года. Видеоматериалы, размещенные в социальных сетях, где, как полагают, сирийские боевики общаются в чате и выстраиваются в очередь, чтобы подняться на борт самолета в Газиантепе, позволяют предположить, что некоторые из этих рейсов перевозили наемников.

«Турецкие военно-воздушные силы использовали новый маршрут, чтобы избежать определенных регионов полетной информации», — пояснил дипломат. — «Все рейсы — это незапланированные или специальные чартерные рейсы, которые пытаются замаскировать свои маршруты, отключая свои транспондеры».

Старший источник в министерстве обороны Турции сообщил Guardian, что деятельность страны в Ливии сосредоточена на обезвреживании взрывчатых веществ, оставленных войсками Хафтара, оказании гуманитарной помощи и управлении больницами.

«Вся деятельность Турции, связанная с Ливией, осуществляется в этих рамках и в соответствии с международным правом», — сказали они. Нет никаких нарушений каких-либо решений, санкций или международного права». Наши военные полеты предназначены исключительно для перевозки основных материалов, необходимых нашим сотрудникам для выполнения их миссии в Ливии, в том числе для разминирования, а также медицинских и технических средств для госпиталя, находящегося в ведении Турции».

Морские силы ЕС недавно перенаправили танкер с большим количеством реактивного топлива из ОАЭ в Бенгази в Ливии, «вероятно» предназначенный для военных целей.

Источник: The Guardian, Великобритания