Ещё «дед» советских диверсантов Илья Старинов предупреждал: не оставляйте мины без присмотра — рано или поздно детонатор сработает «по своему усмотрению». И неизвестно, кому это будет полезнее — вам или вашим противникам

Белоруссия, Нагорный Карабах, Кыргызстан… Мины под ними были в своё время заложены американцами, которые мудрости Старинова не учили. Так в интересах кого «полыхнула» «заминированная» в 90-е Киргрзская Республика?

СНОВА  — ВОЙНА «СЕВЕРА» И «ЮГА»…

Кому как, а автора подмывает пропеть голосом Александра Малинина: «Уж третьи сутки буянят в Бишкеке…».  Белоруссия, Нагорный Карабах, Киргизия… — один за другим рвутся детонаторы, заложенные в 90-годы США и их ставленниками. Если ещё 5-7 лет назад их «взрывы» были способны всерьёз обеспокоить Российскую Федерацию и даже, возможно, втянуть её в новую войну, то сегодня, после того, как в 2014 году РФ отстранилась в истории с переворотом на Украине, этот «фейерверк» выглядит бесцельной тратой ресурсов. Ну вот не полезет Россия во внутренние «разборки» сопредельных государств, что и показала недавно ситуация с Нагорным Карабахом, причём — весьма убедительно. Как бы обе стороны ни пытались — «не идут дела». Более того, у самих США сегодня нет достаточных ресурсов, чтобы воспользоваться плодами «детонации». Пример Белоруссии — прекрасно показал, что повторение украинского сценария Штатам уже не по зубам. Так на кой «икс» вся эта свистопляска?

Давайте посмотрим, что же происходит в Бишкеке. Если честно, то — ничего особенного. В Кыргызстане «взятие Белого Дома» — национальный вид спорта. 2004 году — спихнули «с трона» президента Аскара Акаева, в 2010 — Курманбека Бакиева, в 2019 году — посадили Алмазбека Атамбаева (уже экс-президента, но — всё-таки), ну и сейчас, новые выборы…  как без традиционного развлекалова-то?

«Официальная» причина — недовольство результатами парламентских выборов, в Киргизии — дежурная. Когда из 16 партий в истеблишмент попадают 4, когда из 1912 кандидатов в парламент, мандаты получают — 120,  то дурдом с «взятием Белого Дома» выглядит уже не из ряда вон выходящим событием, а закономерным явлением.

          Это в Российской Федерации политические партии. даже если начинают размножаться, как кролики, привлекают людей «идеей» и перспективами грядущей финансовой выгоды. В Киргизии ситуация — иная.

Во-первых, как уже упоминалось в прессе, этнически Киргизия — неоднородный регион и, в отличие от российской Федерации. Если в справочниках и пишут, что 71% населения здесь составляют киргизы, то отнюдь не всегда оговариваются, что сам этнос «киргизов» имеет внутри себя ряд групп, которые отделяют себя общеэтнической массы. Причём это отделение имеет глубокие исторические корни, о чём писал в 70-х годах ХХ века советский этнограф К. И. Петров. Хотя киргизские кабинетные учёные и журналисты изо всех сил пытаются это отрицать.

Во-вторых, в Киргизии до сих пор существует территориальное самоопределение населения, разделяющегося на «Северян» и «Южан». И, что самое интересное, у «Северян» есть свой «Авраам Линкольн» в киргизском колорите — Алмазбек Атамбаев (а что? единственный президент за последние годы, сумевший удержать власть, как «улицу» ни тошнило). Его, кстати, и освободили «протестующие». Посмотрим, возведут ли на «престол».

В-третьих, в Киргизии никуда не делась родственно-родовая самоорганизация, иначе говоря — «клановая» структура общества.

В-четвёртых — в стране действуют от 600 до 700 так называемых «неправительственных общественных организаций».

А теперь — всё это сложите. И получите картину, которая мирной быть априори может только когда над киргизским сообществом стоит «папа», на которого боятся рыпаться и отдельные политики, и «северяне» с «южанами», и каждый клан в отдельности. Строгий, но — справедливый. Как Лаврентий Палыч или Иосиф Виссарионыч. А его — нету. И последствия — ожидаемые.

То есть, за каждой из 12 не вошедших в парламент партий, за каждым из 1792 «пролетевших» кандидатов стоит не кучка «идейных» протестунов, которые за деньги хоть нагишом на улицу выскочат, но по морде получить для них — трагедь. За «проигравшими» в Киргизии стоит масса людей, которые готовы драться. За «своего» кандидата, банально потому что он — «свой». Какую бы ахинею он/она ни нёс/несла. Вот, например «эпохальная» Гульзат Мамытбек с её: «Я хочу включить в состав Киргизии весь Мир… киргизы будут решать всё» (и всё это тоном Адольфа Шикльгрубера на Пивном путче). Это масса людей, готовых «стоять» (а также — жечь, бить, рушить) за интересы своего клана. Это масса людей, которая банально ненавидит «северян»/»южан» с мотивацией: «А чё они — «северяне»/»южане»? »

И политика тут — дело десятое.

«Примирить» их сможет только «Большой Папа». А вот с «Папой» на данном этапе у Киргизии — бо-о-ольшие проблемы.

«КОМУ НУЖНА ТЫ — ЧЕМОДАН БЕЗ РУЧКИ?…»

Старшее поколение. возможно, помнит хулиганскую дворовую песенку со словами: «Кому нужна ты — чемодан без ручки? С тобой проблем — вагон. а счастья — нет…» Сегодняшняя Киргизия весьма похожа на главную героиню песни: взбалмошная, вечно скандалящая и неспособная толком определиться, кто ей всё-таки нужен. Ибо претендентов — довольно много. Рассмотрим «кандидатуры» по порядку.

Начнём традиционно — с США. Можно добавить «и ЕС», но если начали с хозяина — зачем упоминать его болонку?  У США в Киргизии интересы давние. С 2001 по 2014 года США имели на территории  Киргизии свою военную базу «Манас», которая первые 8 лет стыдливо именовалась «авиабазой антитеррористической коалиции». После 2009 года США стесняться перестали. Фактически через эту базу шёл основной авиационный «коридор» снабжения американского военного контингента и ЧВК на территории опиумных плантаций…ой! то есть — просто Афганистана.  Однако в 2014 году американцев президент Киргизии Алмазбек Атамбаев из Манаса «попросил». Жёстко. В ходе церемонии закрытия было объявлено, что «военнослужащие США оставят правительству Киргизии различную инфраструктуру и оборудование на $30 млн, в том числе здания, технику и медицинские приборы».  На стороне Атамбаева на тот момент сыграли сразу Россия, Китай и Иран. Американцы сочли за лучшее не пробовать получать по щщам сразу с трёх сторон, а тихесенько свалить. Но ничего не забыли. Само по себе уголовное дело против Атамбаева ещё в 2019 году выглядело чистейшей американской «заказухой». Да и сотрудники американского посольства эвакуировались за день до протестов.

Но у этой версии есть существенные «минусы». Во-первых, территориальные интересы США в Казахстане в принципе ограничиваются логистическими возможностями. Ну вот нечего больше США делать на территории Киргизии. Да, военная база здесь обходилась весьма дёшево. Только вот сейчас, после того, как в Сирии американские выкормыши ИГ [организация, запрещённая на территории РФ — прим. авт.] разгромлены, будущее «Афганского проекта» — туманно, а дома — откровенный бардак, необходимость такой базы сомнительна. Во-вторых, это до 2014 года США имели с Киргизией торговый оборот в 210, 7 млн. долларов. Сейчас он — гораздо ниже. В масштабах США — считайте, что ничего. То есть экономически «качать» из Казахстана даже при том, что общая стоимость его товарооборота в 2018 году доходила до  $ 6,672 млрд. США — нечего. Ну вот нет у Киргизии уникальных ресурсов, за которые США готовы были бы вкладываться в дорогостоящую военную операцию. С риском нарваться на совместное «Здрасте» от России и Китая. Ну а что до эвакуации… плох был бы профессионал, который не просчитал бы ситуацию на сутки вперёд. Жить захотели — уехали.

          Теперь — Китай. Интересы Китая в Киргизии намного серьёзнее. В первую очередь они имеют чисто географический характер: у Китая и Киргизии есть участок общей границы. Причём — не самой освоенной с китайской стороны. Во-вторых, Китай для Киргизии — второй по объёму поставок импорта торговый партнёр. Терять рынки Китай не привык. В-третьих, Китай всерьёз заинтересован в строительстве железнодорожной ветки «Китай-Киргизия-Узбекистан», перспективно — с выходом на Европу. Это — глобальный проект, который без Киргизии просто «загнётся». Наконец, значительная часть населения Киргизии имеет отчётливо прокитайскую политическую ориентацию.

Теперь — «минусы». Во-первых, китайцы умеют считать деньги. Содержать одну из беднейших республик постсоветского пространства им — не в радость. А содержать, если что — придётся. Простите, но Киргизия до сих пор не может обеспечить себя даже продовольствием. Во-вторых, как уже говорилось выше, Северо-Запад Китая — отнюдь не самые освоенные регионы. Фактически, этот участок границы с Большой Землёй соединяют только дороги через Артуш и Кашгар. Ну да, в последнем есть аэропорт, в который летают рейсы киргизской компании Air Manas, но это ситуации помогает мало). То есть «покровительство»  Киргизии потребует вложений в инфраструктуру самого Северо-Востока Китая. А это — проблематично из-за сложного ландшафта. В общем, Китаю важнее, чтобы на территории Киргизии а). стояла тишь и гладь; б). Китаю на территории Киргизии не мешали делать «гешефт». А тратиться на заведомо — сепаратистскую территорию? Зачем? С уйгурами и Тибетом ещё никак разобраться не могут… Так что Китаю вмешиваться в заваруху резону — нет.

Теперь — Россия. О, про то, что киргизы «спят и видят», как бы объединиться с Россией — пишут многие. Например, казанский востоковед Азат Ахунов оценивает то, что экс-посол Кыргызстана в РФ Раимкул Аттакуров озвучил информацию о пророссийской ориентации части киргизского общества и истеблишмента, как своеобразное «прощупывание почвы». И, в общем, это — логично. Российская Федерация для Киргизии — один из крупнейших её импортёров и экспортёров её продукции. Более того, основная часть киргизов, работающих за рубежом своей Родины — работают на территории России. Плюс — в Кыргызстане уже оценили разницу между жизнью в составе многонационального СССР и плановыми погромами в качестве «суверенной державы».

Однако, возникает вопрос — а России оно — надо? Ещё прошлой осенью «АиФ» опубликовала слезодавительное интервью с молодыми киргизами, которые заявляли, что «без России-де нас сожрут», а заодно — описали типовой сценарий «путча»:

«…Наш путч обычно примитивен, — рассказывает режиссёр местного театра. — Пять сотен человек врываются в президентский дворец, ещё 50 тыс. нападают на магазины, вынося из них всё содержимое. Это для бедняков единственная возможность „шопинга“: иначе дублёнку или телевизор в жизни не купить…» Вы правда думаете, что России нужен в своём составе регион с таким менталитетом? Почему «обязательно — в составе»? Так, если в Киргизии погромы после выборов являются стандартным их продолжением, то, как уже говорилось выше, говорить о стабильности региона  можно только когда начальственная «дубинка» заставляет население жить и действовать в правовом поле. НО! сделать это «начальственная дубинка» может только в том случае, если зарплаты в регионе дают возможность жить по-человечески, работают промышленность и сельское хозяйство. То есть — территория величиной с немаленький субъект РФ — отстроена с «нуля» (привет — годам «независимости»!) а это — ДОРОГО! С чего Россия должна вкладываться в заведомо депрессивный регион? Из «имперских амбиций»? Ну — щас!

Вот и получается, что формально претендентов на роль «Папы» для Киргизии — полно, а по факту она, как в песне…

А КАК ЖЕ «ДЕТОНАЦИЯ»?

Тем не менее, «пример» Белоруссии, Нагорного Карабаха, Киргизии говорит о том, что для экономических и политических «мин», заложенных в своё время США под (прости, Господи) суверенные государства постсоветского пространства настал «критический момент» и они начали «рваться» одна за другой. Уже будучи неподконтрольными своему хозяину. На очереди и другие страны Средней Азии.

          Другой вопрос, что на Россию это не окажет никакого влияния: РФ развернула свои интересы с внешней политики на внутреннюю и предпочитает не лезть в чужие разборки. Не полезет она и в Киргизию. Зачем? Куда удобнее дождаться, когда постсоветские республики наедятся «независимости» до рвоты, а затем… ну, там видно будет. Принимать же чью-то сторону, вкладываться в умиротворение, наживать недовольных и неблагодарных, присоединять территории, которые потянут на себя серьёзную часть бюджета… Зачем?

Куда удобнее просто подождать, как «разберутся» между собой местные «царьки». За прошедшие с 2014 — годы РФ показала себя единственным надёжным партнёром из предлагаемых. На этом поприще конкуренцию ей может составить разве что — Китай. Заодно — перед политиками постсоветского пространства — очень убедительные примеры того, что будет, если пытаться «воевать» с Россией (Украина), демонстративно отказаться от сотрудничества с Россией (Белоруссия), гадить России на мировой арене (Прибалтика). Кто до сих пор не понял, тот сам себе злобный баклан.

Что же касается «детонаторов», то их «детонация» с определённого момента стала играть на пользу России. Которая готова, конечно, помочь (в разумных пределах), но навязываться — не станет. Иначе говоря: поезд ушёл и «оккупацию» в наше время надо ещё заслужить. Например — способностью содержать свой дом/страну в порядке, готовностью к конструктивному сотрудничеству и отсутствием поддержки нацизма, национализма и прочих видов экстремизма.

А у России и своих дел — за гланды.

Максим Ершов