Министерство транспорта России приятно удивило креативом. Это ведомство обычно находится в тени, но тут ухитрилось оформить лучший предвыборный вброс года, способный существенно ухудшить результат «Единой России» и потрафить «Умному голосованию» германского пациента.

Казалось бы, что особенного – обновление транспортной стратегии, кому она интересна?

Но в этом документе присутствует сценарий, допускающий яркую реформу: с 2025 года мы делаем платными все дороги регионального (и, видимо, федерального) значения, а через 10 лет – вообще все дороги, включая городские переулки. Одновременно «Минтранс предлагает стимулировать население ездить на немоторизированных видах транспорта (велосипеды, самокаты)», с некоторым недоумением констатирует РБК.

При этом в ныне действующей транспортной стратегии признаётся, что общественный транспорт до сих пор не так популярен, как личный, а виной тому – внимание! – «кардинальное улучшение дорожных условий, особенно в европейской части страны». Такой вот негативный фактор. Жаль, что его нет в азиатской части – тогда Минтранс, наверное, вообще с ума бы сошёл.

Ибо нынешнее его предложение сумасшедшее только с виду, а на самом деле очень логичное.

Деньги спишут, а там разберутся

Правда, логика у этого предложения экономическая, адам-смитовская: дорог у нас в России мало, товар это дефицитный, а по закону спроса и предложения дефицит стоит дороже. Вариант строить больше общедоступных бесплатных дорог не рассматривается: только что объявили подрядчиков на платную альтернативу трассе М7 «Волга», от капитального ремонта которой решено было отказаться – «невыгодно», нет мгновенной экономической отдачи. Это американцы – лицемерные дураки, строили трассы (бесплатные, кстати) в острой фазе кризиса, а мы пойдём своим путём.

Реформа усилит социальное расслоение общества, ухудшит положение «полусреднего класса» и приведёт к существенному росту напряжённости. Фото: English Russia/Whitehotpix/Global Look Press

Забавно, что при этом предлагается активно развивать каршеринг – словно прокатная машина занимает меньше места на дороге, чем личная. К тому же игнорируются колоссальные неудобства и опасности каршеринга, где с вас легко спишут деньги за чужое повреждение, поэтому перед пятиминутной поездкой надо пять минут фотографировать каждый уголок; где вы ничего не знаете об особенностях и скрытых повреждениях конкретного автомобиля, поэтому риск возникновения экстремальной ситуации возрастает многократно.

Впрочем, люди, на полном серьёзе советующие ездить на велосипеде по городам, вообще слабо знакомы с понятиями совести и здравого смысла.

Способ взимания платы за движение по мелким переулкам пока неясен (пункты оплаты везде не впихнёшь), но тут можно не волноваться: уж что-что, а системы сбора средств с граждан у нас самые совершенные в мире. Скорее всего, подразумевается обязательная установка в каждом автомобиле приёмника ГЛОНАСС, который автоматически будет передавать сведения компании-подрядчику, а та в безакцептном порядке автоматически спишет деньги с банковской карты. Просто и удобно.

Только в мышеловке

Конечно, любая государственная или частная услуга – платная, даже если замаскирована под что-то другое. Не бывает бесплатной медицины – кто-то всё равно платит врачам и медсёстрам, закупает медикаменты, ремонтирует здания… Не бывает бесплатных дорог – кто-то их строит и ремонтирует, закупает материалы, оплачивает труд проектировщиков и рабочих. В итоге платит всегда рядовой гражданин. Просто в одних системах оплата необходимого набора услуг (а медицина и дороги, безусловно, необходимы) «зашита» в налоги, в других осуществляется через страхование, в третьих – прямой оплатой. В чистом виде эти варианты практически не встречаются, обычно они смешаны в разных пропорциях.

Скажем, Российское государство выделяет деньги из бюджета на здравоохранение, собирает с нас средства в фонд ОМС, а когда врачи-гастарбайтеры из государственных учреждений отказываются нам помочь, мы несём деньги в платные клиники – в этой несложной, каждому знакомой формуле сочетаются все три подхода.

Полностью платная система – самая честная и циничная (есть деньги – ты молодец, нет – иди подыхай), полностью налоговая – самая социальная (многие вместо этого ошибочно употребляют слово «справедливая»). Скажем, в СССР медицина и дороги были как бы бесплатными, но финансировались они за счёт труда граждан, которым оставались лишь нищенские зарплаты («на всё хватает» их разве что в сбивчивых воспоминаниях стариков и пылком воображении детей).

Сейчас же налоги и иные сборы (взносы, страховки, пошлины, штрафы) постоянно растут, а социальные расходы до пандемии скорее сокращались. И вот это уже действительно несправедливо.

Они и мы

Вопрос соотношения платы на самом деле не столько экономический, сколько цивилизационный. Россия с 1917 года строила эгалитаристское общество под красными знамёнами – с относительным имущественным равенством, практически без гетто и элитных посёлков, без демократических выборов, но с показным демократизмом властей. Мало кто вспоминает, что революция 1988-1991 годов начиналась именно с протеста против немногочисленных привилегий – «депутатских залов», спецпайков, праздничных продовольственных заказов для элиты (очень похоже на «майдан» 2013 года под антикоррупционными лозунгами). Получили, как водится, полную противоположность ожидаемому, зато избавились от лицемерия: теперь сословное разделение общества закреплено практически официально.

Это американцы – лицемерные дураки, строили трассы (бесплатные, кстати) в острой фазе кризиса, а мы пойдём своим путём. Фото: Ralph Debes/Global Look Press

Следующим шагом, вполне естественно, должно было стать разделение логистики элиты и плебса. Бизнес-класс в самолётах и поездах, платные дороги, золотые парковки, люксовые супермаркеты, закрытые охраняемые посёлки – наша реальность: эти люди делают всё, чтобы не пересекаться с «быдлом», и готовы за это здорово переплачивать, благо прикосновенны к бюджету или недрам. Но обычные дороги всё ещё остаются общими, и эту проблему надо как-то решать. Те, кто ездит по Рублёво-Успенскому шоссе или хотя бы просто Рублёвскому шоссе на видавших виды машинах, очень хорошо чувствуют эту социальную ненависть со стороны хозяев жизни.

Решать проблему традиционно будут сугубо демократически – через имущественный ценз: никаких запретов и репрессий. Право выехать на частном автомобиле, по мысли Евгения Дитриха и его окружения, должно быть только у людей, способных за это заплатить. Беднота сама отсеется, не выдержав пятикратной (!) подати: ОСАГО, налог, акциз на топливо, оплата парковок – и вот теперь плата за пользование дорогами. К тому же никто не отменял штрафы, которые в столицах взимаются буквально за всё по очень чувствительным даже для «среднего класса» расценкам.

Сойдутся ли цифры?

В министерстве полагают, что из собранных таким образом денег можно оплатить работу общественного транспорта, где уже сейчас значительная часть пассажиров – льготники, которые и так не платят за проезд (это компенсируется транспортным компаниям из Фонда социального страхования); на наземном транспорте существенна также доля зайцев, охотиться за которыми экономически невыгодно.

Но хватит ли собранных с упрямых автомобилистов денег на общественный транспорт? Не видно расчётов, сколько автомобилей покинут городские улицы, сколько новых пассажиров придётся принять автобусам, трамваям и метро, будет ли готова к этому отрасль. Неясно также, включат ли в систему пригородные поезда.

Есть и другие вопросы: верите ли вы, что после отмены платы в Омске наконец построят метро, интервал между рейсами автобусов и трамваев не увеличится, подвижной состав не станет хуже и грязнее, число маршрутов не начнёт исподволь сокращаться, а в ответ на жалобы чиновники не привыкнут огрызаться: «Не нравится – ездите на машине»? Каждый человек, избавившийся от машины ради общественного транспорта, – сокращение собранной платы и нагрузка на бесплатную часть уравнения, которое в какой-то момент неизбежно станет неравенством.

При сохранении нынешних отношений власти и общества, при действующей извращённой избирательной системе именно так всё и произойдёт. Реформа усилит социальное расслоение общества, ухудшит положение «полусреднего класса» (соскучились по «дачным электричкам» с граблями и вёдрами?) и приведёт к существенному росту напряжённости.

Отличная идея, Евгений Иванович!

Страна без людей

Главный минус современной государственной политики в России состоит в том, что мы разбираем рельсы, уничтожаем дороги, отключаем газ там, откуда уходят люди, – вместо того чтобы создавать им все условия для возвращения, для заселения новых земель. Вместо строительства и реконструкции тысяч местных дорог мы платим корпорациям за возведение эффектных платных магистралей между мегаполисами. В результате три четверти населения огромной страны концентрируется в 170 крупнейших городах и их спутниках.

Остальное пространство, так сказать, стоит под паром. Только думают ли в Минтрансе о том, что там будет посеяно и какие всходы нас ожидают?

Предложение о реформе должно быть отвергнуто правительством. Кроме того, следует рассмотреть вопрос о применении к его авторам дисциплинарных мер, предусмотренных законодательством о государственной службе.

Автор:
Михаил Мельников