Феликс Соболев снял немало интереснейших документальных фильмов, обративших на себя внимание как всесоюзного зрителя, так и специалистов престижных международных и отечественных кинофорумов. Но начнём разговор о режиссёре с десятиминутной короткометражки 1975 года «Подвиг», снятой им к 30-летию Победы и посвящённой памяти безымянных героев, павших в боях за нашу большую страну в годы Великой Отечественной войны. В фильме показана фронтовая фотография солдата во время боя, которая в своё время была отобрана маршалом Г. К. Жуковым для его книги «Воспоминания и размышления», вышедшей впервые в 1969 г. Подписи к снимку не было. Среди тысяч отзывов на книгу поступили письма от тех, кто узнавал в безымянном миномётчике своего отца, брата или сына… Стилистику фильма автор определил как «благородный лаконизм». Вместе с этим единственным фото в ленте показаны тексты многих писем. Идея фильма заключается в том, что в трагические моменты истории жители нашей Родины были едины, были суть одно. Как сказал поэт-фронтовик Александр Межиров, «Стенали яростно, навзрыд, / Одной-единой страсти ради / На полустанке — инвалид, / И Шостакович — в Ленинграде».

А сам режиссёр Феликс Соболев в статье «Факт истории – судьба народная… » в период работы над лентой пояснял в том юбилейном году в журнале «Искусство кино»: «Сегодня, в преддверии 30-летия Победы над гитлеровской Германией, я думаю о том, что в истории народа и его борьбе с фашистскими захватчиками есть такие факты, существо которых многопланово и многообразно. Этим важна мне тема войны – фактом, подлинностью. И прежде всего – взглядом на человека в историческом событии. Этим и привлёк меня сценарий Валентина Артамонова».

Главный кадр фильма Ф. Соболева «Подвиг». Фото В. Юдина, 1943 г.

Главный кадр фильма Ф. Соболева «Подвиг». Фото В. Юдина, 1943 г.

Из десятка тысяч негативов и полутора тысяч фотографий из военного архива бывшего фронтового фотокорреспондента В. Юдина особенно заинтересовала кинорежиссёра фотография, снятая в бою под Киевом за два дня до освобождения столицы УССР. На обороте снимка – короткая надпись: «г. Киев. Пуща-Водица. 5 ноября 1943 года». Ни фамилии бойца, ни названия части. «А на снимке – только лицо солдата у прицела миномёта и левая рука на рукоятке наводки, – подчёркивал Ф. Соболев. – Но есть в этом лице, в глазах, в сжатых челюстях нечто большее, чем обыкновенное внимание. … Нелегко найти пластический образ фильма, используя только фото солдата и тексты писем. Ведь это именно тот случай, когда форма становится существом содержания. … Представьте себе: припал солдат к миномёту, а вокруг взрывается земля, хлещут дожди и метут вьюги, стелется дым пожарищ и раскалывается небо, война смешивает землю с небом, и только солдат стоит насмерть… А за кадром звучат письма: “Это мой отец… Это мой сын…” И голос Сталина: “К вам обращаюсь я, друзья мои…” В финале фотография множится – вот их уже десять, двадцать, сто миномётчиков… Они заполняют весь экран – взвод, рота, полк… И снова, как тридцать лет назад, прочтёт Левитан приказ Победы. А он будет слушать этот приказ – многоликий бессмертный солдат, имя которому – народ».

В середине 1960-х он изменил общественное представление о научно-популярном кинематографе, создав совершенно новый киноязык, который позже назовут кинематографом Соболева. Его фильмы собирали полные залы в кинотеатрах, становились зрительской сенсацией. Необычным в них было всё: сценарий, режиссура, операторская работа.

Именно Соболев побудил миллионы зрителей отправиться в кинотеатры на просмотр научных фильмов. Кроме него это не удавалось никому. Он создавал у зрителей ощущение причастности к поиску истины.

Говоря кратко, уроженец Харькова Ф. Соболев в 1953 г. окончил актёрский, а в 1959 г. – режиссёрский факультет Киевского государственного института театрального искусства им. Карпенко-Карого. В 1953–1956 гг. – актёр ТЮЗа в Николаеве. С 1959 г. — ассистент режиссёра, с 1960 г. – режиссёр киностудии «Киевнаучфильм». С 1973 г. – худрук мастерской научного кино своего родного вуза.

Режиссёр Елена Саканян точно определяет Соболева как человека Ренессанса – по существу, по мироощущению. Феликс Михайлович беззаветно верил в человека и его возможности и в этом смысле продолжал посылы отечественной интеллигенции, убеждённой в том, что мир человека можно и должно переделать, вытащив из людской природы все лучшее и устранив всё худшее. Отсюда пафос известного соболевского фильма «Дерзайте – вы талантливы!», отсюда же, уверяют, и некоторые его личные драмы.

Соболев оказал сущностное влияние не только на своих студентов в институте театрального искусства, среди них Александр Роднянский, но и на молодых режиссёров, которые работали на «Киевнаучфильме» в 1970–1980-х – А. Борсюк, В. Олендер, Й. Пастернак, А. Загданский.

Вот как уже в этом тысячелетии А. Роднянский вспоминает о своём учителе:

«Соболев был совершенно удивительной личностью. Он был меньше всего похож на классического преподавателя – не расположен к мягкому, вдумчивому, толерантному отношению к ученикам. Это был очень яркий действующий режиссер, безоговорочный лидер студии “Киевнаучфильм”. Ненавидимый, как это часто бывает, периферийной частью коллег, которые считали, что он несправедливо стяжал все привилегии и заслонил остальных своей известностью. Дискомфортно живущий, предельно взыскательный, страдающий из-за несоответствия реальности придуманному им образу идеального художника, он был абсолютно нетерпим как преподаватель: мог ругаться, даже обзывать учеников.

Он один из первых заметил, что научно-технический прогресс не делает человека лучше, свободнее, а, напротив, предоставляет массу возможностей для манипулирования человеческим сознанием. Позже он разочаровался и в психологии. Обратился к истории и антропологии, попытался понять, что же сделало человека человеком. Это был совершенно особый и, как я сейчас понимаю, очень одинокий человек. Умер он очень неожиданно и трагично, когда стоял на пороге компромисса».

Соболева волновала разгадка великих тайн. Думают ли животные, каков их язык? Что есть человек и человечество на Земле и во Вселенной? Каковы предельные возможности нашего мозга, что такое «человечность»?

Соболевская фильмография изобильна. Скажем несколько слов о двух лентах.

Фильм Ф. Соболева «Язык животных» (1967) – о средствах коммуникации муравьёв, пчёл, рыб, птиц, павианов, шимпанзе, дельфинов. Например, «язык» пчёл мультимодален и имеет визуальный, тактильный, слуховой и химические аспекты. Наиболее внятных результатов в освоении языка достигают обученные приматы и дельфины, которые осознанно общаются с человеком. Язык жестов глухих позволил людям вступить в диалог с шимпанзе.

Научно-популярный фильм «Семь шагов за горизонт» (1968) исследует пределы возможностей человеческого мозга, творческих и сенсорных способностей человека, рассказывает об информационной перегрузке. Способность удерживать огромные массивы информации в мозгу коррелируется со способностью информацию фильтровать. Некоторые люди способны на то, что простому человеку представляется невозможным. В ленте рассказывается о нескольких людях, наделённых «супермозгами», одним из героев картины стал выдающийся гроссмейстер Михаил Таль.

Увы, работа над последним фильмом «Киевская симфония» (1982), посвящённом 1500-летию «матери городов русских» (Киев потратил три года, чтобы добиться от Политбюро ЦК КПСС и Совета министров СССР официального признания этой даты и разрешения на празднование), была связана с различными драматическими моментами, а спустя два года Соболев внезапно скончался.

В 1998 г. на киевской ТРК «Студия 1+1» ученик Соболева Виктор Олендер поставил перед собой задачу немыслимой сложности – на коммерческом телеканале сделать десятисерийный (!) фильм о режиссёре-классике научного кино «Феликс Соболев. Прерванная миссия» – и осуществил её.

Также памяти выдающегося документалиста в 2014 г. на телеканале «Россия Культура» в цикле «Острова» был создан фильм «Феликс Соболев — гений из Харькова» и показаны три фильма Соболева.

В честь выдающегося режиссёра названа одна из малых планет.

Петр МАСЛЮЖЕНКО