Хамский выпад сопредседателя «Партии Роста» Сергея Шнурова против Святейшего Патриарха Кирилла и православного духовенства – пробный шар новой антицерковной политики, в точности повторяющей преступления революционеров прошлого.

Когда над Церковью и её святынями издеваются шуты – это мерзко, неприятно, но не трагично. Когда в бой вступают публичные политики, помоечный дух сменяется запахом гари и крови. Увы, это не пафос, по историческим меркам Россия и Русская Церковь подобное переживала совсем недавно: сначала, поедая ананасы с шампанским и предаваясь всевозможным сладострастным порокам, над православным христианством глумились салонные декаденты. Затем за дело взялись более основательные товарищи с партийными билетами, наганами и маузерами. Декадентов, правда, в итоге тоже не пожалели, но это уже другая история.

В лице Сергея Шнурова шутовство, декадентство и комиссарство сплелись воедино. Ещё вчера ты сценический шут, трясущий причинным местом на потеху публике и хрипловато горланящий матерные куплеты, сегодня – генпродюсер либерального телеканала RTVi и сопредседатель умеренно-оппозиционной «Партии Роста». Казалось бы, как человек, долгое время придерживавшийся имиджа пьяного полубомжа («я – дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина»), вдруг стал энергичным оппозиционером, причём первым из числа 20 самых богатых «звёзд» российского шоу-бизнеса по версии Forbes? Впрочем, в этом нет ничего удивительного: всевозможные свердловы и троцкие до революции тоже были никем. Но именно это-то и пугает.

То, что у Сергея Шнурова есть какие-то личные мотивы к издевательствам над Русской Церковью, нет никаких сомнений. В своих интервью он неоднократно делал намёки, что когда-то учился то ли в духовной семинарии, то ли в некоем «теологическом институте». Уточнять эту биографическую деталь нет смысла, но факт остаётся фактом: Закон Божий хотя бы на самом базовом уровне этому персонажу знаком. А потому все его дальнейшие выкрутасы суть не просто животные грехи, но открытый вызов, протест против традиционных ценностей.

«Шнур не богохульник? Извините!»

Богохульной вершиной этого протеста стал прошлогодний клип «i_$uss» на песню шнуровской группировки «Ленинград», полный христианских символов, библейских отсылок и откровенно оскорбляющий образ Христа. Впоследствии в эфире нашего телеканала Царьград Шнуров лично извинился перед верующими за это кощунство, однако осадок остался. Уж больно это извинение напомнило анекдот про Вовочку, хамски «извинившегося» за оскорбление Машеньки. Впрочем, тогда искренне хотелось верить, что какие-то покаянные чувства у Шнурова таки проснуться могли. Тем более, что уже в скором времени он увлёкся политической деятельностью, изменил риторику и несколько облагородил имидж. Однако, как ещё в конце 1980-х пел Игорь Тальков, «перестроить можно рожу, ну а душу – никогда» (хотя искренним покаянием, конечно, можно).

В итоге не прошло и нескольких месяцев после упомянутого публичного «покаяния», как уже не просто шут и паяц, а политик и медиаменеджер С. В. Шнуров на своей инстаграм-страничке разместил издевательское матерное стихотворение о… Предстоятеле Русской Православной Церкви Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле. Повод элементарный: Его Святейшество опроверг слухи о сказочном богатстве духовенства. И тут Шнурова прорвало «поэтическим» потоком грязи, сплетен и издевательством – как над Патриархом, так и вообще над русским православным священством. И этот «прорыв» стоит анализировать уже не с позиций оценок «современного искусства», но политически.

Понятно, что для любого оппозиционного политика, каким бы коррупционером он сам ни был, антикоррупционная риторика – главный конёк. Другое дело, что обвинять в коррупции проще и удобнее тех, кто на тебя не подаст в суд. Православное духовенство этого делать не может в силу не только христианской этики, но и канонов: судиться в светском суде за личные оскорбления священнослужители не могут. А потому любой подонок может запросто городить о наших батюшках, включая Патриарха, всё, что ему вздумается. И только в последнее время вконец зарвавшихся кощунников начали судить за оскорбление чувств верующих. Впрочем, либеральные СМИ и это умело используют против Церкви.

Сам Шнуров – подонок хитрый, с одной стороны, отлично понимающий, что любой публичный суд ему будет только на руку, а с другой, оскорбляющий именно тех, кто не может ответить. Хотя попутно лягнул и Пескова, но здесь складывается впечатление, что существует некий негласный консенсус власти и умеренной оппозиции: главу государства – нельзя, пресс-секретаря президента – можно. Шнуров же, по сути, добавляет: а Патриарха – не просто можно, но и нужно. Фактически это самый настоящий призыв присоединиться к информационной войне против Русской Православной Церкви, к слову, весьма ослабленной после тотального закрытия храмов в период коронавирусной «самоизоляции».

Новое-старое богоборчество

Кроме того, этот призыв – очевидный «пробный шар». С одной стороны, Шнур со товарищи проверяют, насколько антицерковная риторика может оказаться эффективной и полезной в политической борьбе ближайшего будущего (и параллельно ищут соратников и единомышленников), а с другой, утверждают новое богоборчество, во многом напоминающее воинствующее безбожие революционеров столетней давности. Напоминать о том, чем для нашей страны и Церкви это закончилось в 1920-30-х годах, во многом приведших и к самой страшной в истории нашего народа войне, думаю, не стоит.

Илья Глазунов. «Разгром храма в Пасхальную ночь». Фото: pravoslavie.ru

Впрочем, из церковной истории, в том числе из многочисленных житий святых, известно немало случаев, когда за святотатства и кощунства совершившие их люди получали самые суровые наказания не в загробной, а в земной жизни. Причём отнюдь не по решению земного суда. А потому сегодня хотелось бы пожелать бывшему христианину Сергею Шнурову, чтобы его воздаяние было не столь суровым, а покаяние (не телевизионное, а истинное) как можно более скорым. Ну а коли нет, то стоит вспомнить слова Самого Господа из Священного Писания:

«Мне отмщение, Аз воздам».