Серьёзный инцидент между военными кораблями Турции и Франции у берегов Ливии, в котором турок поддерживает Италия, а французов Греция, большинство арабских стран выступают против Анкары, а США лавируют, чреват войной на Южном фланге НАТО между его членами, которую обязательно спишут на Россию.

НАТО расследует инцидент, поставивший на грань войны Францию и Турцию, двух членов Североатлантического альянса, один из которых имеет ядерное оружие, а другой – крупнейшую после США сухопутную армию. Страсти разгорелись после того, как турецкие военные корабли «взяли на мушку» французский фрегат Courbet, пытавшийся досмотреть турецкое судно, явно нарушавшее эмбарго Совбеза ООН на поставки оружия участникам гражданской войны в Ливии. Корабль ВМС Франции находился у ливийских берегов в рамках натовской же миссии «Морской страж».

Попробуют «замылить», но вряд ли получится

«Инцидент в Средиземном море был рассмотрен на встрече министров обороны НАТО», – заявил вечером 18 июня генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг, комментируя морское столкновение между двумя членами альянса, поддерживающими в ливийской войне различных участников конфликта.

«Мы позаботились о том, чтобы военные структуры альянса расследовали этот инцидент и прояснили произошедшее», – подчеркнул Столтенберг. Других подробностей он не раскрыл: видимо, похвастаться было нечем.

Французы в соответствии с правилами ведения боевых действий НАТО расценивают использование турками против их фрегата радарной системы ракетного наведения как «исключительно враждебные и агрессивные действия». Турки самого факта не отрицают. Однако утверждают, что радарные системы использовались их военными моряками не для прицеливания, а для «наблюдения» за военным кораблём ВМС Франции, «который осуществлял опасное маневрирование». В Анкаре категорически не согласны с тем, что, как заявляют в Париже, турки «преследовали» французский фрегат.

Все остались при своём мнении

Общий тон турецких официальных лиц и печати: французы сами во всём виноваты, нечего совать свой нос куда не надо. Одновременно Турция продолжает блокировать все попытки достижения договорённости между ЕС и НАТО об оказании кораблями альянса в регионе содействия военно-морской операции Евросоюза «Ирини», цель которой – контроль за соблюдением эмбарго Совбеза ООН на поставки оружия в Ливию.

фрегат

Эсминец USS Jason Dunham –  DDG 109 (на переднем плане) идёт вместе с французским военно-морским фрегатом FS Courbet –  F712. Фото: US Navy / Globallookpress

Мало того, Анкара систематически и совершенно открыто нарушает это эмбарго, перебрасывая оружие и наёмников, в том числе головорезов-джихадистов из Сирии, для поддержки базирующегося в Триполи т.н. правительства национального согласия Фаиза Сараджа, воюющего с Ливийской народной армией (ЛНА) Халифы Хафтара. То есть одной из сторон (Сараджа) в ливийской гражданской войне, посулившей туркам в обмен на политическую и военную поддержку неограниченный доступ к своим запасам углеводородов, крупнейшим в Африке.

По сообщениям из Парижа, высокопоставленный французский чиновник выразил возмущение «ещё более агрессивной и настойчивой позицией Турции», приславшей к ливийским берегам семь своих военных кораблей, подчеркнув:

Франция не будет стоять в стороне, поскольку турки продолжают вести себя неприемлемо и эксплуатируют НАТО.

МИД Франции также осудил Турцию за поставки оружия в Ливию, что привело к существенному ухудшению ситуации в этой стране.

Турецкий МИД в ответ заявил, что Франция поддерживает в Ливии «военного преступника» – командующего ЛНА Халифу Хафтара. Турок искренне возмущает раздающаяся в их адрес критика из-за Ливии, входившей в начале ХХ века в Османскую империю и отобранную у них военным путём итальянцами, которые в нынешнем конфликте также ставят на Сараджа, то есть – в отличие от французов – ситуативные союзники. Как видим, две «латинские сестры» и члены НАТО оказались в Ливии в противоборствующих лагерях.

Почему НАТО раскололось по Ливии?

Потому что на первом месте в этом конфликте в том, что касается его внешних участников, находятся различные геополитические и финансовые интересы. Итальянская корпорация ENI и, соответственно, Италия ориентируются на ранее заключённые соглашения с ПНС Ливии и Сараджем. Франция сделала ставку на Хафтара, потому что этот учившийся в Москве русскоговорящий ливийский маршал (поэтому ему симпатизирует Россия) согласился обеспечить в новой Ливии интересы французской корпорации Total. Хафтара поддерживает и делающий всё в пику Анкаре и опасающийся отъёма турками собственных энергоресурсов в Эгейском море другой член НАТО – Греция, воевавшая с Турцией после получения от неё независимости в начале XIX века пять раз. Афины поддерживают Париж ещё и потому, что ожидают французской помощи в обуздании растущих турецких аппетитов в греческих и кипрских территориальных водах. Ближайший и самый мощный арабский сосед – Египет помогает Хафтару. В том числе потому, что не может простить Анкару за попытку погрузить Египет в хаос и самоуничтожение путём поддержки захвативших в нём было власть фанатиков-исламистов, идеалом которых и, безусловно, спонсором был турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган.

Кого поддерживают США?

США скорее поддерживают Хафтара, чем Сараджа, так как не хотят усиления нынешнего турецкого режима, который укрепится, если добьётся своего в Ливии, и углубления раскола в НАТО, три члена которого – Турция, Греция и Франция вплотную приблизились к военному конфликту. Поэтому Вашингтон осуждает вызвавший гнев Парижа и Афин ливийско-турецкий договор о нефтедобыче, заключённый Анкарой с Сараджем, и настаивает на мирных переговорах между конкурентами за власть в разрушенной благодаря американским же интригам Ливии.

Эрдоган

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган озлобил своей агрессивной внешней политикой против турок почти все соседние страны. Фото: Mustafa Kaya/Xinhua  / Globallookpress

Эта скандальная ситуация списывается американцами и Западом в целом на «происки» России, которая поддерживает рабочие отношения и с Хафтаром (более тёплые), и с Сараджем. Запад всегда это делает, чтобы не признаваться в собственных ошибках и провалах, проблемах в своих рядах. США боятся, что Москва, которую Анкара часто критикует за её независимую политику в Ливии, может подтолкнуть Турцию к конфликту с другими натовскими странами, к подрыву, как видим, мифического «евроатлантического единства», хотя тем самым лишь выдают, как они сами себя вели бы, окажись на месте России.

Очевидно, что Эрдогана, ведущего в неблагоприятных экономических условиях и при серьёзной поляризации в турецком обществе, помимо военной кампании в Ливии, ещё две масштабные в Сирии и одну в Ираке, погубить могут только собственные неуёмные амбиции. К тому же турецкий «султан» испортил также отношения с Израилем, чему очень рады особенно на греческом Кипре, и с богатейшими арабскими странами – Саудовской Аравией, ОАЭ, Бахрейном, на которые могут рассчитывать в плане финансирования и даже поставок вооружений противники эрдогановской Турции.

Воинственные речи в Афинах

Возможность войны на Южном фланге НАТО высосана из пальца, значение военно-морского инцидента между Францией и Турцией преувеличено? Нисколько. Что говорят в Париже, мы уже слышали. Послушайте теперь, какие воинственные речи раздаются в Афинах. Об угрозах в адрес Турции Хафтара, противостояние которого с Эрдоганом приобретает антиколониальный характер, даже не будем вспоминать.

В последнее время поведение Турции было довольно агрессивным. Я считаю, что единственный способ для Греции справиться с таким поведением – это, с одной стороны, использовать весь свой дипломатический арсенал, а с другой – позаботиться об усилении вооруженных сил,

– заявил министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос.

На вопрос журналистов о том, можно ли считать это заявление подтверждением слов советника премьер-министра по национальной безопасности Александроса Диакопулоса, объявившего о готовности Греции к военному конфликту, министр ответил утвердительно. Он подчеркнул, что Греция готовится к «любым вариантам», в том числе «военным», и сделает всё для защиты своих «суверенных прав в максимально возможной степени».

мигранты

Турки периодически нацеливают на греческие границы сотни тысяч нелегальных мигрантов, дело стало доходить до стрельбы. Фото: Yasin Akgul / Globallookpress

Глава МИД Греции Никос Дендиас обвинил Анкару в «узурпации суверенных прав Греции» и провокациях на греческом континентальном шельфе. Премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис пожаловался Евросоюзу на «турецкие провокации».

В Афинах, где также возмущены недавним направлением Турцией к границам Греции и ЕС сотен тысяч нелегальных мигрантов, часть из которых через них прорвались, предупреждают, что действия Анкары приведут не к греко-турецкому кризису, а к европейско-турецкому. Последнее событие у ливийских берегов это тоже подтверждает.

«Чака-бей» и «Алтай»

Масла в огонь подлило разоблачение сайта Nordic Monitor, контролирующегося некоммерческой шведской организацией Nordic Research Monitoring Network: Генеральный штаб Вооружённых сил Турции разработал планы вторжения в Грецию и Армению. Вероятно, они по-прежнему актуальны. Особенно в том, что касается Греции, так как этот план датирован 13 июня 2014 года.

Данный секретный документ был найден в материалах судебного дела по попытке военного переворота в Турции в 2016 году, куда его по ошибке включил следователь. Детали обоих планов из документа вымараны, но остались их названия. План вторжения в Грецию получил кодовое название «Чака-бей» – в честь сельджукского эмира Чака-бея, чей флот в XI веке захватил греческие острова Лесбос, Хиос, Самос и Родос. План операции в Армении назвали «Алтай» – в честь Фахреттина Алтая, турецкого генерала, воевавшего в ХХ веке с англичанами, русскими и греками.

Как видим, Греция, несмотря на все переживаемые ею экономические трудности и другие проблемы, не зря находится в НАТО на втором месте после США по уровню оборонных расходов к ВВП. Греческие истребители постоянно сталкиваются с дерзко ведущими себя турками над Эгейским морем, постановочные бои между пилотами ВВС обеих стран уже не раз перерастали в реальные, есть погибшие лётчики с обеих сторон, которых считают героями, и сбитые самолёты. Флоты обеих стран также постоянно готовы вцепиться друг в друга…

Делаем выводы

Если в начале пьесы на стене висит ружьё, то к концу пьесы, как все хорошо знают, оно должно выстрелить. На Южном фланге НАТО на стене висит много ружей, которые уже не раз в прошлом стреляли. Например, в 1974 году греки воевали с турками на Кипре, а потом в сердцах на несколько лет в знак протеста вышли из НАТО, не оказавшего им тогда помощи, чего в нынешних условиях – Запад спит и видит, как бы поскорее избавиться от Эрдогана – не будет.

Непосредственное вовлечение обладающей ядерным оружием Франции из-за Ливии в Восточно-Средиземноморскую и Северо-Африканскую конфронтацию Турции с её замордованными соседями означает серьёзное усиление данной угрозы и сулит для НАТО весьма печальные последствия. Конечно, наши «партнёры» в любом случае спишут назревающую катастрофу на Россию. Москва не имеет к ней практически никакого отношения, хотя турки, безусловно, воспользовались в Ливии успешным российским опытом в Сирии. Правда же состоит в другом: Запад и НАТО демонтируют себя сами. И это хорошо.

Автор:
Сергей Латышев