20 мая 1916 г. (7 по ст. ст.) в городе Камышин Камышинского уезда Саратовской губернии Российской империи в семье солдата Первой мировой войны Петра Маресьева родился мальчик, которого назвали Алексеем. Отец вскоре умер от туберкулёза, и мать Екатерина Никитична, работавшая уборщицей, осталась одна воспитывать троих детей.

Алексей в детстве переболел малярией, ревматизмом и рос болезненным худеньким ребёнком, но с детства мечтал стать лётчиком.

В 1935 году Алексея отправили по комсомольской путёвке на строительство Комсомольска-на-Амуре. Ехать ему не хотелось, но врач на медкомиссии сказала: «Лёшка, езжай туда – там вся твоя хворь пройдет». Действительно, после работы лесорубом и механиком-дизелистом на катере Алексей окреп и состояние его здоровья значительно улучшилось.

В 1937 году Алексея призвали в армию, и он служил в 12-м авиационном пограничном отряде на острове Сахалин. Здесь юноша познакомился с самолётами, а в 1939 г. был направлен в Читинскую авиационную школу и наконец осуществил свою мечту. С 1940 по 1941 год работал лётчиком-инструктором в Батайской военной авиационной школе пилотов, а сразу после начала Великой Отечественной войны был направлен на Юго-Западный фронт. Свой первый боевой вылет Маресьев совершил 23 августа 1941 г. в районе Кривого Рога. Был командиром истребительного звена. Затем лётчика перевели в 580-й истребительный авиаполк на Северо-Западный фронт. К апрелю 1942 года на счету у Маресьева было уже четыре сбитых вражеских самолёта.

Лётчик Алексей Маресьев

Лётчик Алексей Маресьев

4 апреля 1942 года над демянским котлом в Новгородской области в воздушном бою истребитель Алексея Петровича был подбит. Вот как он сам рассказывал об этом в своих воспоминаниях, опубликованных в журнале «Родина»: «Подбили меня 4 апреля 42 г. Пробили мне мотор. А я был над их территорией. Высота была метров 800. Я немного оттянул самолёт на свою территорию, километров за 12, но там были леса и болота, и сесть было негде. Я и пошел садиться на лес… Я был привязан ремнями, но их оторвало, и меня выбросило из самолёта. Так что я упал метров с 30, хотя точно не знаю… От самолёта осталась только одна кабина и хвост – все разлетелось в разные стороны».

18 суток раненый, с обмороженными ногами, Алексей Петрович добирался до своих. «Я так и блудил. Шёл, ложился, потом снова шёл. Спал до утра в снегу… Шёл я так: выбрал себе толстую палку, поставишь её и подтягиваешь к ней ноги, так и переставляешь их. Так я мог пройти максимум полтора километра в сутки. А потом трое суток опять лежал и спал… Так я провел 18 суток без единой крошки во рту. Съел я за это время горсть муравьев и пол-ящерицы», – рассказывал лётчик.

На 18 сутки в лесу ему наконец встретились люди. Лётчика нашли двое ребят из деревни Плав Валдайского района – Серёжа Малинин и Саша Вихров. Потом за ним приехала подвода и отвезла в деревню. «Внесли в избу, начали тут с меня снимать одежду. Унты сняли, а брюки пришлось разрезать, так как ноги распухли… Двое суток я там пробыл. Они сообщили в одну воинскую часть, и оттуда на следующий день приехал капитан. Он проверил документы и забрал меня к себе в часть. Мне сделали там согревающий компресс на ноги. Ноги были белые-белые, как стена…» – вспоминал Алексей Петрович.

Алексей Маресьев (в центре) на встрече со своими спасителями Александром Вихровым и Сергеем Малиным, 1965 год

Алексей Маресьев (в центре) на встрече со своими спасителями Александром Вихровым и Сергеем Малиным, 1965 год

Маресьева поместили в передвижной госпиталь, а затем перевели в Валдай, откуда его забрал командир эскадрильи Дехтяренко. Самолётом его отправили в Московский госпиталь. К этому времени у лётчика уже началась гангрена, и профессор Теребинский ампутировал ему обе ноги. Вскоре после операции Алексею Петровичу принесли протезы, и он начал учиться ходить. Одна из медсестёр показала ему журнал, где была опубликована статья об английском лётчике, научившемся летать без ног. «Здесь у меня появилась какая-то уверенность, что и я могу летать», – решил Маресьев.

После госпиталя лётчика отправили в дом отдыха лётного состава. Там он научился ходить без палочки и даже танцевать. В этом доме отдыха Алексей Петрович познакомился с председателем выездной военной экспертной комиссии Миролюбовым. Пришёл к нему и сказал: «Я хочу летать».   Маресьев пригласил доктора в клуб, чтобы тот убедился, как он владеет протезами. «Иду вечером в клуб, смотрю, в клуб приходит вся комиссия. Я приглашаю девушку, иду танцевать… Они здесь уже меня увидели. Говорят: «Считайте, все наши голоса за вами. Приедете в госпиталь, хирург посмотрит, скажет свое веское слово, если всё будет ничего, то пройдёте».

Алексей Маресьев в госпитале

Алексей Маресьев в госпитале

После разрешения врачей вернуться в строй и прохождения тренировок в авиационной школе первоначального обучения, начались хождения по инстанциям. «Десять полков объездил – никто не берет!» – вспоминал Алексей Петрович. Вернуться в небо ему помог командир эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка Алексей Числов, трижды ходивший к командиру полка и уговоривший его взять Маресьева. Числов сначала взял в полёт Маресьева ведомым, а затем, увидев, что тот прекрасно пилотирует самолёт, и ведущим.

Свой первый боевой вылет с ампутированными ногами Маресьев провёл в июне 1943 года  в составе 63-го гвардейского истребительного авиаполка на истребителе Ла-5ФН. Воевал на Курской дуге и в Прибалтике. 19 июля 1943 года он сбил пикирующий бомбардировщик Ju-87, а 20 июля в воздушном бою Маресьев сбил два немецких истребителя FW-190 и тем самым спас самолёты ведомого Сергея Петрова и  командира соседней авиачасти. За совершённый подвиг в августе 1943 Алексей Петрович Маресьев был удостоен звания Героя Советского Союза. Вскоре в авиаполк приехал военный корреспондент Борис Полевой и результатом его встречи с Маресьевым стала книга «Повесть о настоящем человеке», опубликованная в 1946 году в журнале «Октябрь». Отдельным изданием она вышла в 1947 году, выдержала более 100 переизданий в СССР и 30 за границей. Книга вошла в школьную программу и служила для всех советских ребят примером героизма и преодоления любых трудностей.

Борис Полевой и Алексей Маресьев

Борис Полевой и Алексей Маресьев

Всего за годы войны Маресьев совершил 86 боевых вылетов, провел 26 воздушных боев, в которых лично сбил 11 вражеских самолётов, из них семь – после ампутации.

Алексей Маресьев с женой Галиной и сыном Виктором, 1946 год

Алексей Маресьев с женой Галиной и сыном Виктором, 1946 год

В 1946 году он был демобилизован из армии в звании майора. В том же году легендарного лётчика пригласили В ЦК компартии и предложили ему либо учёбу в Академии Генштаба либо в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. Маресьев ответил: «Я считаю, что безногие летчики-генералы в мирное время не нужны» и выбрал ВПШ. После её окончания он закончил аспирантуру Академии общественных наук и получил степень кандидата исторических наук. До последних дней он работал ответственным секретарем Советского комитета ветеранов войны, вёл большую общественную работу.

Ушёл из жизни Алексей Петрович 18 мая 2001 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Памятник А.П. Маресьеву в городе Камышине

Памятник А.П. Маресьеву в городе Камышине

Андрей НАЗАРЕНКО