Жизненный путь Петра Петровича Вершигоры – это пример того, как в Советском Союзе действовало то, что сейчас называют «социальным лифтом» – от пастушка до генерал-майора. За 57 лет своей жизни Пётр Вершигора побывал пастухом, секретарём сельсовета,  заведующим избой-читальней, актером, режиссёром, солдатом, ротным, резидентом зафронтовой разведки разведотдела штаба Брянского фронта, начальником разведки в партизанском соединении Сидора Ковпака, командиром 1-й Украинской партизанской дивизии, преподавателем Высшей военной академии и писателем.

Пётр Вершигора родился 16 мая 1905 года в семье учителя села Севериновка Тираспольского уезда Подольской губернии Российской империи (сейчас Каменский район Приднестровья). В 12 лет он остался сиротой, стал работать пастухом и рабочим на мельнице. Пётр год проучился в агрономической школе, после чего работал в родном селе. Два года Вершигора прослужил в армии барабанщиком военного оркестра. После службы он закончил режиссёрское отделение Одесского музыкально-драматического института. Работал актёром и режиссёром в Донецке, Ижевске, Горьком, Киеве, после чего поступил в Московскую киноакадемию (ныне – ВГИК). С 1938 по 1941 год работал режиссёром на Киевской киностудии, снял несколько документальных фильмов, в это же время стал пробовать себя как писатель.

Сразу же после начала Великой Отечественной войны Пётр Петрович отказался от «брони» и добился призыва в армию. Командир полка, в который попал служить Вершигора, решил назначить его интендантом, но на этой должности он пробыл всего два часа. Как сам позднее с юмором вспоминал Вершигора, перед ним была поставлена непосильная задача – разделить поровну 688 селёдок на 985 бойцов. После неудачного дележа селёдок подполковник Макаров назначил Вершигору на должность помощника командира взвода.

Уже будучи в звании генерал-майора, Пётр Петрович поделился воспоминанием о своём коротком интенданстве со старшиной хозяйственной части партизанской дивизии Зиберглейтом и тот рассказал Вершигоре, как надо было делить селёдки: «Ай-яй-яй, товарищ генерал, как же можно было так решать?  Нужно  было дать каждому по полселедки, потом дать добавку по голове или хвосту и у вас ещё осталось бы сто – двести порций резерва…»

Боевое крещение Пётр Вершигора принял 2 августа 1941 года в бою под селом Степанцы Каневского района. В первом же бою он уничтожил немецкого автоматчика, а затем заменил убитого командира взвода. Один из участников этого боя впоследствии рассказывал: «После усиленного артиллерийского и миномётного огня фашисты яростно атаковали. Убит командир взвода, раздумывать некогда, Вершигора вырвался вперёд и крикнул: «Взвод, слушай мою команду!» Бойцы сражались ожесточенно, героически».

В своей книге «Люди с чистой совестью» Пётр Петрович вспоминал: «Взвод, над которым я принял команду, в первые дни боёв сильно поредел, так же как роты и батальон. В течение нескольких дней я успел пройти практический стаж командования взводом, затем ротой, поработал в штабе батальона, потом опять командовал ротой, а на десятый день боёв командовал батальоном. Батальоном мне пришлось командовать после четырёх командиров, сменившихся за эти несколько дней. Он состоял из сотни бойцов, закалившихся в беспрерывных боях».

Под натиском превосходящих вражеских сил советским войскам пришлось отступать. Во время переправы через Днепр 17 августа Вершигора был ранен, но вскоре вернулся в строй и попал в офицерскую роту резерва, в составе которой выходил из окружения.

В сентябре 1941 года его назначили начальником бригады фронтовых корреспондентов политотдела 40-й армии Юго-Западного фронта. Весной 1942 года Пётр Петрович проходил спецподготовку при разведотделе штаба Брянского фронта и вместе с группой товарищей его забросили в тыл врага в районе Брянска.

Вершигора вспоминал: «Эта площадь, по территории в четыре раза большая, чем герцогство Люксембургское, была занята партизанами. Опираясь на партизанскую базу, я должен был по заданию командования развернуть разведывательную работу в тылу противника».

Главной задачей разведчиков был сбор информации о движении вражеских эшелонов и передача её в центр. «Обязанности мои заключались в том, чтобы «обслужить» железнодорожный узел. Нужно было пробираться на станцию Брянск-II и ежедневно информировать командование – что, сколько и куда направляет узел… Первой операцией, которую мы совершили и которая категорически воспрещалась нам, разведчикам, была «организация» пробки «во взаимодействии с авиацией на станции Брянск-II»», – писал Вершигора в своей книге.

Разведчики подорвали железную дорогу с обеих сторон Брянска, перекрыв движение эшелонам и передали радиограмму об этом в штаб, вызвав авиацию. Вот как вспоминал об этом сам Вершигора: «Мы отстучали раз: «Давайте авиацию». Её нет. Мы – опять. Авиации нет. Вот немцы уже направили ремонтные бригады для ликвидации «пробки» на железнодорожном пути. Авиации всё нет. Вот уже подходит к концу ремонт полотна. Авиации нет. Партизаны махнули рукой на меня и на авиацию. Я скрипнул зубами и спросил радистку: «Зашифровать всё можешь?» – «Да». – «Всё, что напишу?» – «Всё, что напишете», – сквозь слезы ответила шестнадцатилетняя девушка. И тогда я послал радиограмму командованию. Смею заверить, что составлена она была отнюдь не в дипломатических выражениях. Через три часа более тридцати бомбардировщиков сбросили свой груз на станцию. Всё окружающее было сметено с лица земли».

За выполнение этой операции Пётр Вершигора получил орден Красного Знамени из рук генерала Рокоссовского.

Пётр Вершигора с участниками партизанского соединения

Пётр Вершигора с участниками партизанского соединения

В октябре 1942 года группа разведчиков во главе с Вершигорой присоединилась к партизанскому соединению Ковпака, а подполковник Пётр Вершигора получил должность заместителя командира объединения партизанских отрядов Сумской области по разведке. На базе партизанских отрядов он развернул широкую агентурную сеть разведчиков. Им было подготовлено 18 разведчиков с тремя радиофицированными точками, которые передали в штаб фронта более 300 радиограмм о передвижениях противника. После ранения Сидора Ковпака и отправки его на лечение в тыл Петра Вершигору в декабре 1943 года назначили командиром 1-й Украинской партизанской дивизии им. С.А. Ковпака и присвоили ему звание полковника. Вершигора принимал участие во всех пяти рейдах партизан по вражеским тылам. Два последних, Львовско-Варшавский (Западный) и Неманский, Пётр Петрович возглавлял лично. В ходе Западного рейда, проведённого с 5 января по 1 апреля 1944 года, партизанская дивизия с боями прошла 2100 км. через оккупированные территории Ровенской, Волынской и Львовской областей Украины, Люблинского и Варшавского воеводств Польши, вернувшись на территорию Белоруссии. Неманский рейд прошёл по западу Гродненской области Белоруссии с мая по июль 1944 года. В результате партизанских рейдов было уничтожено множество живой силы и военной техники противника, взорваны мосты, участки железной дороги и другие стратегические объекты.

Герой Советского Союза генерал-майор Пётр Вершигора

Герой Советского Союза генерал-майор Пётр Вершигора

6 августа 1944 года Вершигора получил звание генерал-майора, а на следующий день был удостоен звания Героя Советского Союза за мужество и инициативу, проявленные во время пяти рейдов по тылам врага.

После окончания войны Пётр Петрович обосновался в Москве и посвятил себя литературной деятельности. В 1946 году в журнале «Знамя» вышли первые главы его воспоминаний, а затем появилась книга «Люди с чистой совестью» о деятельности советских партизан. В 1947 году Вершигора получил за это произведение Сталинскую премию. Книга пользовалась огромной популярностью у читателей и переводилась на множество языков.

Первая книга П.П. Вершигоры

Первая книга П.П. Вершигоры

С 1947 по 1954 год генерал-майор Вершигора работал преподавателем в Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова, где читал цикл лекций по истории и партизанско-диверсионной борьбе в тылу врага. Одновременно он продолжал заниматься литературой. С 1955 года Пётр Петрович работал заведующим военным отделом журнала «Знамя». В 1950 году вышла его вторая книга «Карпатский рейд», а в 1959 году третья часть эпопеи о партизанах – «Рейд на Сан и Вислу». Кроме этих произведений, Вершигора написал сборник рассказов «Иван-герой» и роман «Дом родной».

Ушёл из жизни Пётр Петрович Вершигора 26 марта 1963 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Его именем были названы улицы в Рыбнице (Приднестровье), Киеве, Донецке, Горловке.

В послесловии к своей первой книге Пётр Вершигора написал: «Победа нашей Родины – страны с чистой совестью – вот что воодушевляло и подымало всех нас, солдат Советской Армии великого народа».

Заглавное фото: Пётр Вершигора

Андрей НАЗАРЕНКО