Не успели, как говорится, высохнуть чернила у подписанного украинским правительством нового контракта с главой НАК «Нафтогаз Украины» Андреем Коболевым сроком на четыре года, в котором, в частности, оговаривались условия оплаты топ-менеджмента госкомпании, направленные на существенное сокращение баснословных окладов и премий, как вокруг этой персоны вновь разгорелся новый зарплатный скандал.

Как стало известно украинскому интернет-ресурсу «Страна», ещё вначале марта первый заместитель председателя Верховной рады Руслан Стефанчук направил депутатский запрос председателю правления НАК «Нафтогаз» А. Коболеву с просьбой предоставить информацию о размере зарплат руководства компании. Однако последний отказался называть свой и коллег уровень доходов, сославшись на «тайну персональных данных».

Депутатский запрос Стефанчука и ответ на него Коболева

Стоит отметить, что запрос Р. Стефанчуком, который является ещё и представителем президента В. Зеленского в парламенте, был сделан ещё до официального продления контракта с главой НАК! А вот ответ ему последовал уже после этого. Согласно тексту запроса, Р. Стефанчук потребовал сообщить, сколько получают в виде зарплат и премий члены правления и топ-менеджеры, а также члены Наблюдательного совета «Нафтогаза». Самое интересное, что в этом же документе он попросил не ссылаться в ответе на какие-то сайты. По всей видимости, с подобными запросами Р. Стефанчук не первый раз обращается к главе «Нафтогаза» и уже знает, какими могут быть ответы. А точнее – классические отписки.

Так произошло и в этот раз. В своем ответе А. Коболев указал, что сведения о зарплатах за 2019 год, а также за январь-февраль 2020 года являются конфиденциальной информацией (пресловутыми «личными данными»). И сослался на Конституцию и ряд других нормативно-правовых актов, которые не допускают сбора личных данных. В общем, как говорится, послал далеко со своим запросом вице-спикера украинского парламента и официального представителя президента.

Подобная ситуация – далеко не первая. С момента госпереворота «Нафтогаз» управляется напрямую из Вашингтона, вследствие чего руководство госкомпании давно уже себя чувствует «государством в государстве» и не спешит выполнять указания украинских чиновников, если они не согласованы с американцами. Причём делает это без особой оглядки на возможные санкции в свой адрес со стороны Киева.

По закону о статусе народного депутата, он имеет полное право получать информацию об уровне окладов и премий руководителей государственных компании и прочих госинститутов (если это не является гостайной). Самое смешное в конкретной ситуации, что закон этот прописан для оппозиции, которая таким способом может воздействовать на власть, контролируя непомерные запросы её представителей. В случае же с запросом Р. Стефанчука мы имеем уникальный пример, когда первый заместитель председателя Верховной рады, по всей видимости, с подачи самого президента хочет прояснить ситуацию с заработными платами и премиями высшего руководства одной из ведущих государственных компаний и получает (не впервые) демонстративный отказ со стороны главы НАК пана Коболева!

Очередной скандал с зарплатами топ-менеджеров НАК имеет и другую немаловажную сторону. Уж если А. Коболев отказывается обнародовать свои и коллег по цеху «честно заработанные», это говорит о том, что ему есть что скрывать от народа Украины. Уже не раз нам приходилось отмечать, что обещанное властью сокращение зарплат и премий топ-деятелям «Нафтогаза» при продлении с ними контракта является полной профанацией руководителя страны, неспособного навести элементарный порядок в вверенном ему государстве.

Напомним, что ни подробных условий последнего контракта с А. Коболевым мы не знаем, ни условий контракта, который заключало с ним правительство В. Гройсмана, нет и декларации доходов главы правления «Нафтогаза» за 2019 год. Поэтому судить о суммах, реально полученных А. Коболевым за этот период, общественность и эксперты не могут. Самое же главное во всей этой истории то, что условия контракта не запрещают ежегодно увеличивать оклады топ-менеджерам НАК, которые, как правило, устанавливает Наблюдательный совет, состоящий сплошь из американских протеже.

До последнего времени на официальном сайте «Нафтогаза» были опубликованы декларации А. Коболева лишь за 2014, 2015 и 2016 годы. И лишь в марте 2020-го была выложена фотокопия доходов членов правления за 2018 год, согласно которой сам А. Коболев благодаря скандальной премии получил аж 286,5 млн грн. (10,6 млн долл.). Но и «рядовые» члены правления за этот период неплохо «заработали». Например, годовой доход первого зама главы правления Сергея Переломы составил 27,5 млн грн. (1,02 млн долл.). А всего члены правления за 2018 год получили (с учетом коболевской премии) 389,3 млн грн. (14,4 млн долл.). Львиная доля досталась самому главе правления.

Зарплаты членов правления НАК «Нафтогаз»

Анализ предыдущих деклараций А. Коболева вкупе с этой информацией говорит о стремительном росте доходов топ-менеджмента НАК, начиная с 2014 года – с того момента, как этой компанией стали непосредственно управлять из-за океана. Пример того же А. Коболева: если в 2014-м его совокупный годовой доход составил 770 тыс. грн, то уже в 2016-м он вырос до 19 млн 323 тыс., увеличившись, таким образом, более чем в двадцать раз! Но и дальше его доходы росли.

Согласно открытой информации в украинских источниках, скандальная премия, которую он в 2018 г. сразу же после получения перевёл на счета своей маме в США, дабы её банально не заморозили на счетах украинских банков (по его же словам!), составила 228 млн гривен (8,45 млн долл.). А годовой доход пана Коболева в этом же году согласно приведенной выше официальной фотокопии составил 286,5 млн грн. Таким образом, если отнять премию от этой суммы, то мы сможем получить реальный совокупный доход, который он получал окладом и надбавками. Эта сумма составляет 58,5 млн гривен (2,17 млн долл.). То есть в 2018 году доход А. Коболева даже без скандальной премии увеличился по сравнению с 2016 годом почти в три раза!

Сколько он в 2019 году получил и сколько получает сейчас – мы не знаем. И, скорее всего, ещё долго не узнаем, так как оклад прошлого года был базовым, на его основе составлялся новый контракт с якобы урезанными доходами главы «Нафтогаза». С этим и связана реальная причина коболевских отписок Р. Стефанчуку, так как информация о реальных доходах главы НАК в случае её обнародования очередной раз привела бы нищающий народ Украины в шок.

На этом, собственно, и можно было закончить статью, однако не могу не дополнить её следующими высказываниями ближайшего сподвижника главы «Нафтогаза» – исполнительного директора Юрия Витренко, который в недавнем интервью украинскому интернет-ресурсу OilPoint разоткровенничался об уровне профессиональной подготовки руководства «Нафтогаза», в том числе и своего шефа Андрея Коболева.

Между Коболевым и Витренко давно пробежала «чёрная кошка», поэтому последний и режет правду-матку в СМИ о ситуации в компании, затаив обиду на своего шефа, в том числе по причине временной заморозки второго транша скандальных премий по результатам судебных разбирательств с российским «Газпромом».

«Для меня Андрей Коболев, по крайней мере с точки зрения западных стандартов, не является профессиональным менеджером», – говорит Ю. Витренко. По его словам, когда Коболева назначили в «Нафтогаз», у того вообще не было опыта работы менеджером в рыночных условиях и в «цивилизованной» компании. «А в кресле главы «Нафтогаза» вы управлять нормальным бизнесом не научитесь. Поэтому я всегда понимал, что его назначение – политическое и что украинские политики во власти, которые держат его в этом кресле, видят его роль не в профессиональном менеджменте», – откровенничает Витренко.

К этому стоит добавить существенное уточнение. По Коболеву, как и по Витренко, принимают «политическое» решение не в Киеве, а за океаном. И главным критерием здесь является не уровень профессионализма, а непомерное рвение к участию в различного рода антироссийских энергетических прожектах. И не более того. За это они и получают такие баснословные оклады, сидя на шее украинского народа.

Сергей ВЯЗЕМСКИЙ