Прошло уже более двадцати лет на самостийной Украине со дня подписания Леонидом Кучмой в 1997 г. указа по созданию Национального бюро расследований (в целях «устранения причин и условий, способствующих коррупции»), призванного бороться с коррупцией. Ныне созданы Национальное антикоррупционное бюро, соответствующая прокуратура и суд. Но все попытки одолеть коррупционную гидру оказываются тщетными…

Однако в истории Киева был «государев муж», который поставил крест на взяточничестве. Речь идет о киевском гражданском губернаторе Иване Фундуклее, назначенном на должность 12 (24) апреля 1839 года. Побороть коррупцию губернатор сумел своеобразными методами.

Назначению И. Фундуклея на руководящий пост в столице способствовал тогдашний киевский генерал-губернатор Д. Бибиков. При этом последний имел собственные цели. Полагал, что миллионер Фундуклей, слывший наивным добряком, будет за свой счёт устраивать обеды и балы (весьма желанные для знати), а средства за оплату празднеств останутся у Бибикова.

Вновь назначенный губернатор согласился на это. Более того, он обеспечивал дамам парфюмы, перчатки и многие другие принадлежности… Но за финансирование балов Фундуклей получил самостоятельность в наведении порядка в подведомственном ему городе.

Киев, живописный город на Днепре, был тогда «знаменит» однообразной барачной застройкой, грязью на немощеных центральных улицах…

Начало деятельности гражданского губернатора было довольно необычным. Заселившись, Иван Фундуклей, как и положено, сделал в своем губернаторском доме ремонт, закупил во Франции шикарную мебель… Однако вскоре выяснилось, что все работы и приобретения сделаны им за собственные средства, а не за счёт казны. Такого в истории Киева еще не было!

Губернатор установил порядок обсуждать текущие вопросы у него на дому. Там же и принимались решения, что было необычно для чиновников, привыкших, естественно, за мзду, продвигать решения в пользу тех или иных лиц. А поскольку эти «слушания» дел начинались с самого утра, градоначальник организовал для подчинённых завтраки и буфет.

Своего жалования он не получал, а направлял его в канцелярию для доплат служащим. Так, известно, дабы начальник канцелярии не поддался подкупам, губернатор выплачивал ему к жалованию фантастическую по тем временам сумму 12 тысяч рублей в год.

Для киевских воротил, привыкших решать вопросы с помощью взяток, это было шоком. Взяточничество процветало, имея свою иерархию. Подношения брали с самого «низа», и далее, по цепочке, взятки доходили до самого начальства. Толстосумы, привыкшие «золотить ручку» чиновникам, вскоре увидели бесполезность таких попыток.

Борьба с коррупцией, наведение порядка в сборе пошлин позволили решить много городских проблем. Киевские улицы в то время пребывали в жалком состоянии.

Фундуклей взялся за дело основательно. При нем была проведена реконструкция главных магистралей и площадей, начиная с Крещатика. Речь идет о Дворцовой, Московской, Софийской, Житомирской и других центральных улицах, а также о Софийской площади. Появились фонари. Сам губернатор за свои средства вымостил брусчаткой Андреевский спуск.

Для пользы города он не жалел собственных средств. А заодно способствовал развитию меценатства, благотворительности среди зажиточных киевлян. Тех, кто жертвовал крупные суммы городу, награждали орденами, что давало их владельцам ряд преимуществ в ведении бизнеса. Купцы и состоятельные киевляне сразу откликнулись.

Полученные средства направлялись на благоустройство, общественные дела, строительство значимых объектов Киева – почтамта, Института благородных девиц, Анатомического театра, обсерватории…

Ул.Фундуклеевская (бывшая Кадетская), 1910 г.

Ул.Фундуклеевская (бывшая Кадетская), 1910 г.

Красивейший цепной мост через Днепр также строился при гражданском губернаторе Фундуклее. Дополнительно было выполнено укрепление склонов, началась закладка первого городского парка…

При Иване Фундуклее продолжилось сооружение здания будущего университета, началась закладка ботанического сада, украсившего эти места.

Водопровода в Киеве тогда не было. Как писали мемуаристы, отсутствие воды являлось «совершенным недостатком на Крещатике и всей Старокиевской части города… отчего тамошние жители, как равно и пожарная команда, в доставлении таковой в дома и прочие помещения крайне встречают затруднение». На средства губернатора в центре города на Театральной площади появился фонтан созданной водопроводной системы, куда поступала вода из ближайших ручьев. Горожане называли его «фундуклеевским» или «Иваном».

Фонтан «Иван», рисунок М. Сажина

Фонтан «Иван», рисунок М. Сажина

Кроме того, губернатор стал инициатором финансовой поддержки полиции. Известно его мнение: либо мы платим полиции, либо средства ей поступают от криминалитета. Так был создан неофициальный фонд, куда вносил средства и сам губернатор. В результате делом чести киевской полиции стала борьба с преступностью.

Иван Фундуклей заботился о состоянии детских, школ, больниц, куда вносил немалые пожертвования, много делал для помощи больным и бедным людям, способствовал улучшению содержания заключённых. В 1845 году при его участии открылся вновь построенный военный госпиталь.

Много бед киевлянам принес паводок в 1845 году, с затоплением обширных участков Подола и Оболони. Градоначальник остался в памяти тем, что помог пострадавшим с постройкой нового жилья, получили они и денежное вспоможение.

Это был истинный меценат, человек большой души. Вероятно, на его поступках в должности управленца сказалось воспитание. Отец Ивана, происходивший из греков, немало потрудился, чтобы нажить состояние, стал миллионером. Однако он не дал сыну почувствовать себя «баловнем судьбы».

Несмотря на дружбу с тогдашним главой Новороссии князем Воронцовым, Фундуклей-старший не стал пристраивать сынка на теплое местечко. Он дал чаду домашнее образование и отправил с ранних лет на службу – сначала на почту, потом в Петербургскую канцелярию, чтобы тот добивался успехов своим трудом.

На службе в канцелярии Иван Фундуклей воочию увидел, как «решаются» многие вопросы. Много лет оставался простым канцелярским служащим.

Только когда Ивану было около тридцати, Фундуклей-отец попросил содействия Воронцова в получении сыном более престижной должности. Иван Иванович семь лет исполнял обязанности чиновника по особым поручениям у князя, показав себя добросовестным и старательным работником. Благодаря таким качествам молодой мужчина пошел вверх по служебной лестнице, стал вице-губернатором Волынской области, откуда о нём и узнал Д. Бибиков.

После смерти отца сын богача, наученный многолетним трудом, оказался умелым хозяйственником, значительно умножил семейное состояние. Вместе с тем он не растерял сострадания к простым людям.

В Киеве Иван Фундуклей вёл скромную холостяцкую жизнь (киевляне даже окрестили его «чудаком»), а о его щедрости слагали легенды.

Деньги просителям он, как правило, давал неприметно. Как писал один из свидетелей, «он много делал добра, много помогал бедным, но как-то так, что это было незаметно. Бибиков давал три копейки с шумом, с эффектом, а Фундуклей, казалось, никому не давал, но я сам раз видел, как к нему подошла бедная благородная вдова, старушка, и показала ему требование уплатить 300 рублей долгу. Фундуклей, проходя мимо, сунул ей в руку 2000 рублей, и никто не заметил кроме меня, а старушка приняла их без удивления, должно быть, не в первый раз».

Киевский губернатор был образованнейшим человеком, владел многими европейскими языками. Он серьёзно занимался историей, археологией. Результатом этой работы стали написанные им книги, представляющие большую ценность («Статистическое описание Киева», «Обозрение Киева в отношении к древностям»). Упомянутые труды, а также «Обозрение могил, валов и городищ Киевской губернии» были изданы за средства автора.

Кроме того, при нём начала работу комиссия по разбору древних актов (И. Фундуклей был среди ее почётных членов), в ту пору художником-оформителем был принят Тарас Шевченко. Соратником губернатора также был известный историк Николай Костомаров.

И.И. Фундуклей пробыл на посту киевского губернатора 13 лет. После чего получил новое назначение – должность тайного советника Варшавского сената.

Но и после Иван Иванович продолжал помогать Киеву. Когда в конце 50-х годов встал вопрос об открытии первой общедоступной женской гимназии, бывший градоначальник отдал под неё свой особняк. Более того, на нужды учебного заведения с его капитала ежегодно отчислялись немалые суммы. Женская гимназия была названа именем мецената и просуществовала в таком качестве до Октябрьской революции.

Фундуклеевская женская гимназия, начало XX века

Фундуклеевская женская гимназия, начало XX века

Киевляне по достоинству оценили труд «отца города». Через 20 лет после того, как он покинул город, его избрали почётным гражданином Киева. Одна из центральных улиц  – Кадетская – была переименована в Фундуклеевскую (сейчас носит имя Б. Хмельницкого).

За 60 лет безупречной службы Отечеству Иван Иванович Фундуклей был представлен к награждению высшими российскими орденами, в том числе Св. Андрея Первозванного. Александр ІІ отмечал в грамоте: «Нам особенно приятно вспомнить о Вашем тринадцатилетнем управлении Киевской губернией озарённого Вами Края непосредственно неусыпным участием в ученых трудах по статистическому и археологическому описанию губернии и, в особенности, просвещённой заботливостью о женских училищах, размножению и усовершенствованию которых Вы содействовали как личными трудами, так и щедрыми денежными пожертвованиями».

Заглавное фото: Иван Иванович Фундуклей

София КАНОНИК