Ситуация с коронавирусом не повлияет на российско-китайские отношения и на их торгово-экономический аспект. Об этом заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Кроме того, представитель Кремля напомнил, что визит Владимира Путина в Китай запланирован на вторую половину 2020 года. Он пояснил, что год только начался, поэтому «рано говорить о каких-то корректировках в планах президента».

Это ситуация на языке высокой дипломатии. А что мы видим на самом деле всего лишь через несколько дней после вспышки инфекции в Китае? А видим мы натуральную истерику и строительство самой настоящей экономической китайской стены. Ее не видно из космоса, но последствия этих барьеров из-за чиновничей глупости могут иметь очень печальные. Особенно учитывая, как долго Россия шла к стратегическому союзу с Китаем, как сложно добивалась потепления отношений после распада СССР. И все это может рухнуть разом из-за недальновидности высокопоставленных чиновников.

В понедельник крупнейшие ретейлеры России начали приостанавливать закупки китайских продуктов. Об отказе уже объявил «Магнит». Торговая сеть приостановила закупки овощей и фруктов из Китая и начала завозить эти товары из других стран, полностью заместив китайский импорт, пояснили в компании. Отказалась дальневосточная сеть «Командор». X5 Retail Group тоже ищет альтернативы.

По данным Россельхознадзора, в Россию из Китая каждый год поставляется более 900 тысяч тонн продукции растительного происхождения. Доля КНР в российском импорте овощей по итогам 2018 года составила 22%, по данным директора Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Натальи Шагайды. Доля Китая в поставках фруктов составляет 8%. Это колоссальные масштабы.

Что показательно, ретейлеры отказываются от китайских продуктов по собственной инициативе: официального запрета на ввоз в Россию китайской сельхозпродукции российские власти не вводили, потому что вирус, по данным ВОЗ, не живет вне организма. Поэтому опасения, что вместе с чесноком из Китая вы накрошите в сковороду с картошкой коронавирус — полная глупость. Но продавцы элементарно перестраховываются! Ведь действия российского правительства не вписываются ни в какую логику партнерских отношений и кто даст гарантию, что партия продуктов просто не зависнет на границе на долгие недели.

А опасения такие есть. Сегодня в китайском аэропорту Сиань-Сяньян представители авиакомпании Уральские авиалинии отказались пустить на борт в Екатеринбург около 70 граждан СНГ с билетами на рейс. В авиакомпании сначала отказ объяснили отсутствием мест.

Как выяснилось позднее, места все-таки были, но в самолет пустили лишь граждан с российскими паспортами. А не пустили около 70 граждан Армении, Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Таджикистана и ряда других стран с билетами на рейс, с правительствами которых мы пытаемся строить единое экономическое пространство. А тут какая-то авиакомпания берет и все перечеркивает. Почему молчит Росавиация? Да потому что сама же и штампует сегодня все новые и новые решения об изолировании страны.

А кто дает указания Росавиации? А на это есть распоряжение правительства. «Согласно распоряжению правительства Российской Федерации №140-р от 30 января 2020 года авиакомпания «Уральские авиалинии» с 1 февраля 2020 года приостановила выполнение регулярных рейсов в/из КНР (о закрытии границы на Дальнем Востоке.—автор). С этого дня авиакомпания выполняет только чартерные рейсы. Заявки на получение разрешений на выполнение чартерных рейсов были отправлены авиационным властям КНР. Согласно полученному разрешению, авиакомпания имеет право перевозить исключительно граждан РФ»,— сообщает пресс-служба Уральских авиалиний.

При этом Росавиация почему-то не тронула священную корову — Аэрофлот. Видимо, летающих Аэрофлотом вирус не берет. Понятно, что под шумок о вирусе, компания-монополист получит очередной шанс срубить денег.

А чего стоит только недавнее решение Росавиации отказать в посадке в Москве самолету немецкого Бундесвера с эвакуированными из Китая гражданами ФРГ под надуманным предлогом о «недостаточной пропускной способности в московском аэропорту». При этом почему-то в в Финляндии не стали впадать в истерику и позволили сесть немецкому самолету.

Давайте представим худшее: не дай Бог, у нас эпидемия коронавируса. И наши соседи вышвыривают граждан России с самолетов, не разрешают посадки наших авиалайнеров. Как бы мы назвали это? Конечно, свинством! Тогда почему Росавиация режет по живому все наши союзнические отношения?

И все сразу встаёт на свои места: понятно хамство авиакомпании, и красноречивое молчание Нерадько. Они лишь выполняют распоряжение премьера Мишустина.

И тут всплывает уже другие вопросы: если правительство России так резко обрывает все связи с Китаем, фактически включаясь в транспортную блокаду Пекина, то как быть с декларациями об особых партнёрских отношениях? Куда деть высокопарную риторику власти о стратегических отношениях с Пекином? Или мы не союзники, а так попутчики до первого поворота. Китаю плохо, да и хрен с ним.

Серьезные страны такого не прощают. Экономическая блокада Китая может серьезно аукнуться российским производителям, если Китай вдруг отметит зеркальными мерами. А ведь по итогам 2018 года российский экспорт в Китай вырос сразу на 50 процентов до 56 миллиардов долларов. Потеря таких средств для России куда ощутимей, чем для КНР. Это более 12% всего российского экспорта.

Высокие стратегические отношения в этой ситуации требуют иного: уже давно бы собрался Совет национальной безгласности России и обсудил меры срочной помощи Китаю. Направил бы самолеты, и не один, и организовал бы воздушный мост, со столь необходимыми медицинским материалами — перчатками, масками, костюмами. Китай задыхается в острой нехватки этой продукции, умоляет Евросоюз о помощи, а у нас лишь обсуждают, посылать ли самолёт. Россия могла бы резко нарастить мощности наших предприятий по производству масок и прочих защитных средств. И деньги заработать, и Китаю помочь. И вот эти темы и следовало бы обсудить на экстренном заседании СБ России, а заодно и поправить товарищ Мишустина: не резать по живому, а разрешить российским авиакомпаниям вывезти всех граждан с билетами. И вообще не торопиться с жесткой изоляцией, а хотя бы для приличия обсудить эту тему со стратегическим партнером и вместе объявить войну коронавирусу. А пока не продуманные меры фактически поставили под сомнение стратегический характер наших отношений. И китайцы этого нам не забудут. Не так ведут себя деловые и военные партнеры. Или у нас все было для видимости?

Иннокентий Вишневский