28 января 1945 года, в ходе завершающего этапа Мемельской наступательной операции советских войск, был освобождён от фашистских оккупантов город Клайпеда/Мемель.

Мемельская операция была частью Прибалтийской стратегической наступательной операции по освобождению Эстонии, Латвии и Литвы и началась 5 октября 1944 года. В результате этой операции войска немецкой группы армий «Север», состоящие из более 500 тыс. солдат, были заблокированы в Курляндском котле.

Наступление советских войск под Клайпедой

Наступление советских войск под Клайпедой

Взятие Клайпеды/Мемеля стало завершающим шагом по освобождению Литвы. По ультиматуму Гитлера литовскому правительству, Мемель был передан Германии ещё в 1939 году. В ходе Великой Отечественной войны он превратился в базу немецкого флота и мощный укреплённый узел. Гитлеровцы окружили город девятью линиями траншей, проволочными заграждениями, противотанковыми рвами, минными полями, дотами. Дома превратили в укреплённые пункты. С моря оборону Клайпеды поддерживал огонь военных кораблей и береговая артиллерия. Защищали Клайпеду три немецкие пехотные дивизии, несколько охранных полков и батальонов, танки, 340 орудий и минометов. Немецкая группировка, оборонявшая Клайпеду насчитывала около 17, 5 тыс. человек.

Освобождали Клайпеду войска 1-го Прибалтийского фронта под командованием маршала Ивана Баграмяна. В составе 4-й ударной армии, которой командовал генерал-лейтенант Малышев, входила 16-я Литовская дивизия.

Маршал И. Х. Баграмян

Маршал И. Х. Баграмян

Вечером 26 января гитлеровцы стали перемещаться во вторую и третью оборонительные линии и командующий армии отдал приказ о наступлении по всему фронту. Из-за мощного сопротивления противника за сутки наши части смогли продвинуться только на 4 км. На вторые сутки несколько батальонов предприняло обходной манёвр и ворвались на окраины города. Первым в центр города пробился батальон майора Гладкова в 2 часа 30 минут ночи 28 января и он же первым ворвался в порт. Над портовым маяком подняли красное знамя и к 10 часам утра 28 января Клайпеда была освобождена от фашистов. Город был сильно разрушен и заминирован. 16-я Литовская дивизия осталась в городе и солдаты сапёрного батальона начали его разминирование.

Освобождение Мемеля/Клайпеды, уничтожение фашистских флагов

Освобождение Мемеля/Клайпеды, уничтожение фашистских флагов

Немцы переправились на узкую песчаную косу Курише-Нерунг и продолжали обстрел города. Но советские части по льду перешли через пролив и выбили гитлеровцев из косы. Полностью бои под Клайпедой закончились 4 февраля. В результате освобождения  города, немцы лишились стратегического плацдарма и крупного порта. Балтийский флот получил возможность вести активные боевые действия на море, а советские войска могли наносить фланговые удары по немецким войскам в Восточной Пруссии.

За освобождение Клайпеды 19 соединений и частей 1-го Прибалтийского фронта и Балтийского флота получили почетное наименование «Клайпедский», а 167-й стрелковый полк, первым ворвавшийся в город и вышедший к морю, был награжден орденом Красного Знамени. В Клайпеде установили памятник советским солдатам, погибшим при освобождении города от нацистов.

Памятник советским освободителям Клайпеды

Памятник советским освободителям Клайпеды

Местное население по разному встретило освобождение от немецкой оккупации и установление советской власти. Часть литовцев, сотрудничавших с фашистами, ушла вместе с ними, часть подалась в леса воевать с советскими войсками. Но большинство жителей приняло советскую власть. В августе 1945 Потсдамская конференция трёх великих держав утвердила передачу Советскому Союзу Мемельской области. Литва приросла территорией. А ещё ранее в 1939 году по договору между Советским Союзом и Литвой часть Виленского края с городом Вильно (Вильнюс) была передана Литве. Треть своей нынешней территории Литва получила от «советских оккупантов».

Литовская писательница Э. Симонайтите говорила: «Сбываются вековые мечты литовского народа. Вильнюс – Каунас – Клайпеда. Малая Литва под советским стягом возвращается к своему исконному корню – к Большой Литве…» Не все разделяли её радость. Около 20 тыс. «лесных братьев» ещё несколько лет продолжали сопротивление советской власти, убивали красноармейцев и советских активистов.

В 1941 году, когда начался отход Красной Армии, во многих литовских городах вспыхнули антисоветские восстания, подготовленные Фронтом литовских активистов (ФЛА), созданным 17 ноября 1940 г. в Берлине. Все его действия координировались Абвером. Руководителем ФЛА был посол Литвы в Берлине полковник К. Шкирпа, именем которого сейчас в Каунасе названа одна из улиц. Более 25 тыс. участников ФЛА нападали на отступающих красноармейцев, преследовали местных коммунистов, организовали еврейские погромы в Каунасе, в ходе которых было уничтожено несколько синагог и убито около 4 тыс. евреев.

В «Инструкции по освобождению Литвы», подготовленной ФЛА писалось: «Нашей целью является изгнание евреев из Литвы вместе с Красной Армией… Пришел час окончательного расчета с евреями. Литва должна быть освобождена не только от рабства большевиков-азиатов, но и от многолетнего еврейского ярма».

После распада Советского Союза в Литве активизировались антисоветские и антироссийские силы. Как и во многих странах, освобождённых от фашистов советскими войсками, началось переписывание истории и уничтожение памятников освободителям.

Советский Союз признали оккупантом. Началось прославление гитлеровских коллаборационистов, их объявили борцами за свободу Литвы.

Председатель республиканской организации ветеранов Второй мировой войны Юлюс Декснис рассказывает: «Уже пятое поколение не видело войны. Для них в угоду политической конъюнктуре сознательно предают забвению память о жертвах нацистских преступлений и сознательно героизируют их палачей.

Юлюс Декснис

Юлюс Декснис

Уже на второй день войны была уничтожена первая вставшая на пути фашистов литовская деревня Аблинга и расстреляны сорок два её жителя – мужчины, женщины, подростки, старики, младенцы. Это преступление совершили солдаты и офицеры 505 полка 291 пехотной дивизии. В 1972 году на месте Аблинги открыли мемориальный комплекс из 30 скульптур… Из всех репродукторов в головы вдалбливается мысль о том, что «немецкая оккупация» была много мягче советской «оккупации». 700 000 погибших за время господства гитлеровцев, в том числе 300 000 военнопленных, 70 тысяч вывезенных на принудительные работы в Третий Рейх, разграбленная и разоренная Литва – это, оказывается, мягкая оккупация?»

Мемориальный комплекс в деревне Аблинга

Мемориальный комплекс в деревне Аблинга

В 2011 году суд Клайпеды прекратил дело об административном правонарушении, возбужденном в отношении четверых жителей города, пришедших на митинг с изображениями свастики. Как сообщал «Литовский курьер», в вердикте было сказано, что свастика – это не символ нацистской Германии, а историческое наследие Литвы, «ценные символы культуры балтов — древние знаки наших предков, которые позднее… украли и вероломно использовали другие народы».

Декснис говорит, что ему стыдно за соотечественников, за то, что в 2012 году в Каунасе торжественно перезахоронили прах главы ЛФА Юозаса Бразайтиса-Амбразявичюса, который называл Гитлера освободителем. По словам Дексниса, в Литве «полным ходом идет возрождение нацизма и укрепление позиций неонацистов».

Только в боях за освобождение Клайпеды погибло 403 советских солдата и офицера, а 1066 было ранено. В 2018 году доцент местного университета Сильва Поците потребовала убрать с мемориала на братской могиле слово «освобождён» и заявила, что Клайпеду «никто не освобождал». Возле многих памятников местные власти сейчас ставят таблички «Идеологические надписи советского периода не соответствуют исторической правде», а некоторые просто демонтируются.

Монумент на братской могиле советских воинов в Клайпеде

Монумент на братской могиле советских воинов в Клайпеде

Всего в боях при освобождении Литвы от фашистских захватчиков погибли более 80 тысяч советских солдат. Сейчас их называют оккупантами, а «лесных братьев» – патриотами. Мир перевернулся.

Соб. корр. «Одной Родины»