Мировоззрение – это базовая идея человека, определяющая его отношение к миру, другим людям и к себе. Оно включает убеждения, принципы, идеалы  и ценностные ориентации человека (подробнее см.: https://izborsk-club.ru/16757 ).

Принято считать, что мировоззрение бывает не только личностным, но и общественным. Поэтому в качестве носителя мировоззрения может выступать не только личность, но теоретически – и некая социальная группа.

Личностное мировоззрение свойственно конкретному человеку. Оно есть всегда, даже если представления у человека не очень отчётливы. Мировоззрение может меняться, и оно меняется в течение всей жизни, оставаясь  конкретным в каждый рассматриваемый момент времени.

Личностное мировоззрение воплощено в индивидууме. Оно всегда уникально и индивидуально, примерно так, как уникальны отпечатки пальцев и особенности нервной системы. Личностное мировоззрение формируется общей социальной атмосферой и социальными отношениями индивидуума, полученными знаниями, пройдённым им путём жизненных испытаний и обретённым духовным опытом, личной осознанностью и степенью внушаемости, а также коллективным бессознательным и много чем ещё. Таким образом, личностное мировоззрение представляет собой уникальную комбинацию (иногда достаточно причудливую) знаний, верований, интуиций и жизненного опыта. Так, в мировоззрении конкретного человека вполне могут уживаться научно-философские представления об объективности тех или иных законов природы и общества (например, закона единства и борьбы противоположностей), вера в Бога (вплоть до потребности в молитвенном состоянии), а также мифологические представления человека об окружающем мире (например, суеверие о чёрной кошке, перешедшей дорогу).

С одной стороны,  можно говорить о важности мировоззрения: оно является ядром индивидуального сознания, а также показателем зрелости личности. С другой стороны, очевидна сложность этого феномена: по сей день идут споры по его типологии, хотя часто выделяются такие типы, как обыденное, научное, философское, религиозное и мифологическое мировоззрение. Не проста и структура понятия «мировоззрение». Она может подразделяться на мироощущение, мировосприятие,  миропонимание и мироотношение. Неоднозначна и синонимия понятия «мировоззрение» (миросозерцание, ментальность, образ мыслей, взгляды на жизнь).

Общественное мировоззрение может приписываться социальным группам (иногда даже народам). Оно в этом случае абстрактно, ибо тут как бы указывается не на всю полноту мировоззрения, а только на доминирующий мировоззренческий вектор (или фактор), общий для всех членов рассматриваемой группы (например, приверженность христианству, или марксизму-ленинизму, или чему-то ещё). Но доминирующий вектор социальной группы всегда будет оставаться лишь частью мировоззрения личности. Вполне очевидно, что помимо доминирующего вектора, есть и другие мировоззренческие составляющие, но говорить об их единстве, если и можно, то с большой долей условности, как о «средней температуре по госпиталю». Иначе и быть не может, поскольку любая социальная группа состоит из отдельных членов, у каждого из которых мировоззрение является, повторюсь, индивидуальной комбинацией знаний, верований, интуиций и личного жизненного опыта. Таким образом, единое мировоззрение никак не может быть у социальной группы, тем более, – у целого народа. Общим может быть только некий доминирующий мировоззренческий вектор, да и то, наверное, с оговорками. Об этом свидетельствуют бесконечные религиозные и партийные расколы, философское разномыслие учёных в фундаментальных вопросах и т.п.

Автор статьи  скептически относится к любым вариациям понятия «общественное мировоззрение» (типа «мировоззрение народа» или там «мировоззрение молодёжи») по той простой причине, что не существует даже двух людей с одинаковым мировоззрением. Единым у общества может быть не мировоззрение, а идеология (подробнее см. https://izborsk-club.ru/16757). Поэтому автор предлагает никогда не ставить знак тождества между ними. Мировоззрение – это феномен, в значительной мере формируемый  под влиянием актуальной государственной идеологии.

Вместе с тем, к единому доминирующему вектору мировоззрения можно (и следует) стремиться ради устойчивости социальной системы, следуя знаменитой христианской формуле «В главном единство, а во второстепенном свобода…». Поэтому, если ставится задача разработать некий «канон русского мировоззрения» с целью влияния этого канона на мировоззрение граждан, то такой канон автоматически принимает на себя  важнейшую функцию государственной идеологии. Подобный подход вполне может оказаться удачным, если не сказать – хитроумным, патриотическим манёвром  в условиях категорического конституционального неприятия властью термина «идеология». Дело, в конце концов, не в термине, а в его сути. На Руси жили же веками без западных понятий «идеология» и «мировоззрение». Жили и не тужили. Как, впрочем, жили, и вполне себе успешно плодились и множились, не зная другого западного термина «секс», ставшего нынче популярным.

Теперь касательно русской цивилизации, имеющей непрерывную тысячелетнюю историю. Православную Русь с княжеской раздробленностью сменила православная Российская империя. После обрушения империи сложился коммунистический (он же богоборческий) Советский Союз. СССР, развалившись, оставил после себя либеральную Российскую федерацию. Появляется вопрос: «А было ли что-то общим, неким единым связующим звеном мировоззренческого характера, пронизывающим сквозь века такую многоликую русскую цивилизацию?» Было или не было?

Научно обоснованный ответ может быть таким: «Да, было, – это архетипы коллективного бессознательного русского народа» (подробнее см.: https://ruskline.ru/special_opinion/2017/mart/kollektivnoe_bessoznatelnoe_russkogo_naroda/).

Как известно, коллективное бессознательное состоит из так называемых архетипов – общенародных первообразов. Архетипы – это некое образование, которое является общим для всех людей. Архетипы передаются с древних времён и влияют на поведение современников. Истоком архетипов считаются особенности психических явлений как очень далёкого, так и недавнего прошлого. Например, древний архетип матери даёт общие представления о ней, как давшей жизнь, любовь и заботу. Иначе говоря, дети наследуют архетипические знания о матери и отношение к ней. Аналогичным является и более поздний архетип Родины-матери, имеющей некую абсолютную вневременную ценность.

За тысячелетие в русском коллективном бессознательном сложились  вполне определённые архетипы. Дело в том, что существенным фактором русской идентичности, кроме языка, было и остаётся многовековое стремление к мощной защитно-оборонительной государственности и одновременно стремление к высшим духовным ценностям (отсюда, кстати, появился образ Святой Руси). Так сложились архетип великодержавности и православные нравственные архетипы, такие как сострадание, милосердие, терпение, прощение, взаимопомощь, добротолюбие, трудолюбие, солидарность и другие. В реальной жизни эти архетипы оказались настолько устойчивы, что воинствующий атеизм марксизма-ленинизма в СССР не смог сломать их даже за 70 лет и, наоборот, сам к ним приспособился. Иллюстрацией тому может послужить «Моральный кодекс строителя коммунизма». Недавно Владимир Путин сказал, что в российском обществе преобладают такие ценности, как милосердие, взаимная поддержка и солидарность. Под этими ценностями вполне могут пониматься упомянутые выше архетипы коллективного бессознательного русского народа.

Коллективное бессознательное лежит в основе непреодолимой силы русского национального характера и является важнейшим фактором формирования мировоззрения. Русские архетипы вполне могут считаться  искомым фундаментом мировоззренческого канона Русской цивилизации.

Фёдор Папаяни