Расчёт себестоимости произведённой продукции – трудоёмкая и непростая процедура. Себестоимость – текущие расходы организации в стоимостной величине, нацеленные на изготовление и сбыт товаров. Она служит экономическим индикатором, характеризующим хoзяйcтвeнную и производственную работу организации и отражает объём денежных средств на изготовление и сбыт произведённых товаров. От величины показателя зависит прибыльность фирмы, ведь при уменьшении себестоимости рентабельность увеличивается. Из-за большой важности для организации процесс расчёта себестоимости поручают квалифицированным бухгалтерам. Рассмотрим как применить формулу себестоимости.

Виды себестоимости

Себестоимость может быть:

  • Полной, т.е. суммой совокупных издержек, включая коммерческие издержки на производство и закупку оборудования. Постепенно затраты на создание организации (по периодам) одинаковыми частями прибавляются к общепроизводственным издержкам, образуя среднюю цену на единицу продукции;
  • Предельной, т.е. ценой каждой добавочной единицы, имеющей прямую зависимость от объёма производства. Определяет эффективность будущего увеличения производственных масштабов.

На вид себестоимости влияет форма бизнеса, которым хочет управлять владелец:

  • Цеховая состоит из суммы издержек всех структур компании, нацеленных на производство новых товаров;
  • Производственная по мимо цеховой включает целевые и общие издержки;
  • Полная состоит из издержек производства и расходов на реализацию;
  • Общехозяйственная состоит из издержек на управление организацией и напрямую не относящихся к производству.

Структура цены

Себестоимость состоит из следующих затрат:

  1. Материалы, необходимые для изготовления. Иногда организации учитывают энергетические носители (виды топлива);
  2. Оборудование, требуемое для деятельности компании;
  3. Зарплата сотрудников, платежи, налоговые выплаты;
  4. Общепроизводственных (аренда помещения, рекламные нужды);
  5. Социальных;
  6. Амортизационных;
  7. Административных;
  8. На работы (услуги) сторонних компаний.

Себестоимость продукции напрямую зависит от количества продукции.

Методы формирования цены

Стандартным способом формирования цены является метод калькулирования, применяя который рассчитываются издержки на изготовление одной единицы товара.

Наиболее оптимально делать расчёт способом сопоставимой контролируемой цены, определяемой нa ocнoвaнии цены ycлyг, оказываемых соперничающими компаниями.

Формула себестоимости

Себестоимость определяют путём сложения всех расходов, увязанных с изготовлением и сбытом продукции. Стоимость производства товаров определяется как сумма расходов на производство (амортизационные отчисления, зарплата, материальные средства, соцплатежи). Реализационные затраты состоят из расходов на упаковывание, хранение, перевозку и рекламных расходов. Компании, специализирующиеся на производстве единственного вида товара, вычисляют цену единицы продукции с помощью методики простой калькуляции, определяемой путём деления суммы общих расходов за данный период на количество произведённой продукции за этот период.

Классификация расходов

Классификация расходов зависит от цели бизнес-менеджмента. По способу добавления к цене товара все затраты делятся на 2 вида:

  • Прямые расходы – затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции. Как правило, это затраты на сырьё и материалы, зарплату рабочих;
  • Косвенные затраты представлены накладными расходами, относимыми на продукцию калькуляционным способом в зависимости от выбора метода на предприятии. Косвенные издержки включают коммерческие, общехозяйственные и общепроизводственные.

Классификация на основе объёма производства выделяет:

  1. Постоянные затраты – расходы, на которые не оказывает влияние объём производства, но указываемые с расчётом на единицу товара и меняющиеся вместе с уровнем деловой активности предприятия;
  2. Переменные затраты – расходы, зависящие от объёма производства или объёма продаж. Единица товара не меняет величины издержек.

Классификация по значению для конкретного события издержки разделяет на:

  1. Релевантные — данный вид издержек прямым образом зависит от принятого решения;
  2. Нерелевантные – издержки, не зависящие от принятых решений на предприятии.

Методы расчёта

По принципу полноты включения затрат выделяют 2 вида себестоимости:

  1. Полная – учёт всех издержек организации;
  2. Усечённая — учитываются только переменные издержки. Постоянная величина общепроизводственных и иных расходов списывается на снижение прибыли при истечении срока без распределения на изготовленный товар. При данном способе учёта на себестоимость влияют переменные и постоянные расходы. Калькулирование цены производится путём прибавки к себестоимости величины прибыльности.

В зависимости от объекта учёта издержек проводят в организации методы:

  • Попередельный используется организациями, имеющими серийное и поточное производство, когда продукция изготавливается в несколько этапов;
  • Попроцессный применяется в добывающей отрасли.

Существует метод деления на фактическую и нормативную себестоимость, который определяется на основании издержек организации. Нормативная регулирует величину отклонения от нормативного значения и в случае отклонения принимается незамедлительное решение по его устранению. Фактическая цена за единицу является суммой всех издержек. Данный способ не обладает достаточной оперативностью.