С чем едят фиджитал?

«Игры будущего» – это не аналог Олимпийских игр. Это новая история, сочетающая классический спорт и виртуальное пространство. Здесь собрались как лучшие футболисты с хоккеистами, так и профессиональные игроки в Dota 2 и «Мир танков».

Кто-то возразит, где здоровый образ жизни, который пропагандируют Олимпийские игры, и где геймерские забавы?

Во-первых, Олимпийские игры если что-то и пропагандируют своим существованием, то ни в коем случае не спорт и здоровье. Уже лет пятьдесят-шестьдесят как.

Во-вторых, хорошая физическая форма необходима каждому геймеру, если он действительно готов побеждать и зарабатывать на этом. И с допингом здесь особо не поиграть, разве что банку энергетика опрокинуть внутрь. В сравнении с химией, которую колют себе современные «олимпийцы» – это сущие пустяки.

Россия не является изобретателем всемирных киберспортивных игр. Турниры давно проводятся по отдельным дисциплинам, таким как Dota 2 и Counter-Strike.

В прошлом году МОК провел первую в мире Олимпийскую киберспортивную неделю в Сингапуре. Получилось даже для первого раза не очень. Организаторы слишком буквально подошли к виртуализации спорта, без энтузиазма, и просто провели серию компьютерных турниров на симуляторах.

Соревновались в стрельбе из лука (платформа Tic Tac Bow), бейсболе (WBSC eBaseball: Power Pros), шахматах (Chess.com), велоспорте (Zwift), танцах (Justance), мотоспорте (Gran Turismo), парусном спорте (Virtual Regatta), стрельбе (Fortnite), тхэквондо (Virtual Taekwondo) и теннисе (Tennis Clash). Особенно позабавили виртуальные шахматы. При всем уважении к этому виду спорта, он никакого отношения к Олимпийским играм не имеет и тем более не отличается зрелищностью.

Ожидаемо охваты просмотров Олимпийской киберспортивной недели провалились – в итоге едва набрали 20 тысяч зрителей.

В России к играм в виртуальном пространстве подошли гораздо профессиональнее. Прежде всего, в программе «Игр будущего» присутствуют бестселлеры среди молодежи Dota 2 и CS 2, что уже гарантирует хорошие охваты аудитории. Для тех, кто постарше, подойдет «Мир танков».

Но главной идеей игр в Казане стал фиджитал, то есть соединение физического и цифрового. Например «Газпром Фиджитал-футбол», где участники соревнуются между собой сначала в виртуальном симуляторе, а потом на поле с настоящим мячом. В первом случае сражаются по схеме «пара на пару», во втором – пять на пять.

В фиджитал-гонках G-Drive наоборот, сначала реальная гонка на болидах на «Сочи Автодроме», потом – на виртуальных рейс-симуляторах из коллекции Play Station. Бойцам Warface и Counter-Strike также придется сразиться во вполне реальном лазертаге.

В программе «Игр будущего» присутствуют и сугубо технические дисциплины, такие как битвы роботов и гонки дронов. Из сугубо зрелищных состязаний события в Казани, развернувшиеся с 19 февраля по 3 марта, превращаются в полигон для испытаний новых технических решений. Значимость подобного выходит далеко за пределы сугубо спортивной области.

Против чего Бах?

Международный Олимпийский комитет с раздражением воспринял «Игры будущего» в Казани. Сам Томас Бах назвал соревнования «вселенским злом» и призвал спортсменов бойкотировать Казань. Очень хороший маркер происходящего – значит, в российском руководстве все делают правильно. И это по достоинству оценили зрители и болельщики.

Автор идеи вице-премьер Дмитрий Чернышенко заявил об одном миллиарде зрителей церемонии открытия Игр. Этот неудивительно – Татарстан принял более двух тысяч спортсменов и геймеров из 107 стран. Общий призовой фонд составляет 10 миллионов долларов, распределенных по пяти «Вызовам» – «Спорт» (4,8 млн), «Тактика» (1 млн), «Стратегия» (2,65 млн), «Скорость» (300 тыс.) и «Технологии» (1,25 млн).

Меньше всего призовых положено лучшим в дисциплине «Танцевальный симулятор» и «VR ритм-симулятор» – по 50 тысяч долларов. Самыми высокобюджетными оказались дисциплины «Газпром Фиджитал-футбол» и «Фиджитал-баскетбол со Сбером», где заложено по 1,25 миллиона долларов призовых.

Оказаться в числе атлетов «Игр будущего» было непросто – с сентября 2022 года прошли десять отборочных соревнований по 19 дисциплинам. За подробностями разворачивающихся в Татарстане соревнований можно следить на портале gofuture.games, где для неискушенных в киберспорте очень много занятного.

Чтобы не было иллюзий относительно уровня игроков турнира, приведем фамилии нескольких участников. Серебряный призер токийской Олимпиады в дисциплине велоспорт Даниэль Дерс из Венесуэлы, игроки футбольных клубов «Бешикташ» (Турция), «Локомотив» (Россия), R10 Team (Бразилия) и «Црвена звезда» из Сербии. Но некоторым игрокам участие в «Играх будущего» обошлось очень дорого. Латвия и Эстония своим атлетам-хоккеистам заморозила лицензии. Американцы также принимают участие в играх, например, в дисциплине фиджитал-баскетбол. Пока Вашингтон карательных мер к своим гражданам не применял.

Из официальных лиц в Казань на открытие «Игр будущего» прилетели национальные лидеры Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Владимир Путин 19 февраля на церемонии открытия произнес слова:

«Закономерно, что идея объединить классический и киберспорт была придумана в России. Наша страна была и остается одной из ведущих спортивных держав планеты, родиной великих атлетов, побед и рекордов. «Игры – наш дар мировой спортивной семье».


Открытие «Игр будущего». Источник: kremlin.ru

Пионерам всегда трудно. Россия делает первые шаги в попытке преобразовать мировой спорт, и за рубежом это не может не вызывать раздражения. Удивительно, но, кроме верхушки МОК, почти никто не выразил своего возмущения или неприятия. Для такого требуется хотя бы формальный повод, но его невозможно найти.

Во-первых, дисциплина фиджитал настолько молодая, что критиками просто не с чем сравнивать. Кроме как с провалившейся в прокате Олимпийской киберспортивной неделей в Сингапуре. Но это, честное слово, несерьезно.

Во-вторых, у россиян снова получилось сделать масштабно, красиво и незабываемо. Поэтому, мировые СМИ и критики молча курят в стороне.

Если мировой спорт, насквозь пропитавшийся лицемерием, необходимо лечить, то почему бы это не сделать «Играми будущего»?