Опытный Ми-26Т2В, 2018 г.

Российская авиационная промышленность и воздушно-космические силы завершили программу испытаний перспективного тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т2В. Недавно стало известно, что эта машина теперь производится серийно и поставляется в части армейской авиации. Кроме того, начата эксплуатация такой техники, и вертолеты уже привлекаются к решению задач в зоне проведения Спецоперации.

Последние новости

Вертолет Ми-26Т2В совершил свой первый полет в августе 2018 г. и с тех пор проходил необходимые испытания, в т.ч. в условиях строевых частей армейской авиации. При этом подробности испытаний и опытной эксплуатации не публиковались, хотя и сообщалось, что вертолет дойдет до серии в ближайшие годы.

27 октября, накануне Дня армейской авиации, газета министерства обороны «Красная Звезда» опубликовала интервью с начальником этого рода войск генерал-майором Игорем Романовым. Командующий армейской авиацией отметил высокое значение транспортных и транспортно-боевых вертолетов. В частности, по его словам, трудно переоценить возможности тяжелого Ми-26.

В интервью затронули тему обновления парка. И. Романов рассказал, что армейская авиация получает вертолеты разных типов. Авиационная промышленность выполняет поставки в срок и в соответствии с планом. Генерал назвал модели поставляемой техники, и впервые в этом контексте упомянул модернизированный вертолет Ми-26Т2В.

Опыт эксплуатации

7 ноября новые сведения на тему поставок и эксплуатации Ми-26Т2В опубликовало издание «Известия». Эта информация была получена от неназванных источников в оборонно-промышленном комплексе и подтверждена источниками в министерстве обороны. Как оказалось, Ми-26 последней модификации достаточно давно присутствуют в войсках, решают реальные задачи и помогают нарабатывать необходимый опыт.


Руководство Минобороны знакомится с новым вертолетом, форум «Армия-2019»

По данным «Известий», Ми-26Т2В не только проходит опытную эксплуатацию в войсках, но и используется в зоне проведения Спецоперации. Техника последней модификации, как и более старые варианты Ми-26, используется для перевозки людей и грузов в тылу.

Кроме того, сообщается о нескольких случаях применения такой техники в непосредственной близости от линии соприкосновения. Так, прошлой осенью Ми-26Т2В обеспечивали доставку и высадку тактических десантов в районе н.п. Купянск и Балаклея. Также тяжелыми вертолетами быстро перебрасывали необходимую на тех или иных участках технику. К сожалению, все подробности такого применения не приводятся.

Отмечается, что в этих операциях тяжелый транспортный вертолет был вынужден входить в зону действия зенитных ракетных комплексов противника. По всей видимости, вражеская ПВО пыталась работать по тяжелым вертолетам, но не смогла добиться успеха. Ми-26Т2В, как и другие современные машины для армейской авиации, получает бортовой комплекс обороны – он сорвал все атаки.

Опытная эксплуатация в строевых частях и боевая работа в зоне проведения Спецоперации позволили Минобороны сделать выводы и определить будущее вертолета Ми-26Т2В. Было решено принять его на вооружение и заказать серийное производство. О первых результатах последнего недавно говорил начальник армейской авиации.

Новая модернизация

Исходный вертолет Ми-26 был разработан в средине семидесятых годов и совершил свой первый полет в декабре 1977 г. В дальнейшем его неоднократно дорабатывали и модернизировали с целью повышения характеристик и получения новых возможностей. При этом модернизационный потенциал конструкции до сих пор не исчерпан и обеспечивает появление новых модификаций.

На рубеже двухтысячных и десятых был разработан проект крупной модернизации под обозначением Ми-26Т2. Он предусматривал замену основной массы радиоэлектронного оборудования, перестройку оснащения кабины и т.д. Первый полет такого вертолета состоялся в 2011 г.

В дальнейшем на его основе начали разрабатывать модификацию Ми-26Т2В, предназначенную для вооруженных сил и имеющую ряд особенностей. ВКС требовали доработать приборное оснащение вертолета, а также оснастить его дополнительным оборудованием разного рода. Разработка такого проекта заняла несколько лет, и в августе 2018 г. состоялся первый полет опытного вертолета. К концу следующего года его довели до стадии государственных испытаний.

Как следует из последних новостей, к настоящему времени Ми-26Т2В прошел полный цикл заводских и государственных испытаний. Также прошла опытная войсковая эксплуатация. Все эти мероприятия были признаны успешными, в результате чего вертолет получил рекомендацию к производству и принятию на вооружение.

В марте 2019 г. стало известно о размещении первого заказа на серийное производство Ми-26Т2В для ВКС России. Документ предусматривал поставку 10 ед. техники. Согласно последним сообщениям, этот заказ уже выполняется, и армейская авиация получила первые вертолеты. По разным данным, ее парк включает порядка 30-33 вертолетов Ми-26, и получение новых машин позволит нарастить количественные и качественные показатели.

Методы обновления

Проекты Ми-26Т2/Т2В предусматривают сохранение или незначительную доработку ряда основных агрегатов и систем. Практически без изменений остаются планер вертолета, силовая установка, несущая система и ряд других механизмов. При этом радикально обновляется комплекс навигационного оборудования, оснащение кабины и т.д. За счет такого подхода удалось сохранить все ключевые технические характеристики и расширить эксплуатационные возможности.


Транспортный Ми-26Т2, ставший основой для армейского «Т2В»

Ми-26Т2/Т2В оснащен интегрированным комплексом БРЭО типа НПК90-2В. Он полностью обеспечивает полеты и решение задач в разных условиях и в любое время суток. Для этого используются новые системы спутниковой навигации, средства связи и т.д. Обновлено оснащение кабины – основная информация выводится на крупные ЖК-дисплеи. Несмотря на определенное сокращение нагрузки, экипаж вертолета Ми-26Т2В, как и на предыдущих модификациях, включает пять человек.

С учетом актуальных угроз Ми-26Т2В получил бортовой комплекс обороны «Витебск». Он включает набор датчиков для обнаружения пуска зенитных ракет и оптико-электронные средства подавления инфракрасных головок наведения. При этом сохраняются и традиционные блоки ложных тепловых целей.

Рабочие возможности модернизированного вертолета в целом остались на уровне предыдущих модификаций. Сохранена грузовая кабина большого размера с загрузкой через заднюю рампу. Грузоподъемность вертолета – 20 т внутри кабины или на внешней подвеске. Возможно размещение грузов разного рода или 60-70 пассажиров.

На практике Ми-26Т2В может перевозить разнообразные грузы. В первую очередь, интерес представляет возможность перевозки техники, включая боевые бронированные машины. Вертолет может взять на борт один бронетранспортер или боевую машину десанта, доставить их в заданную точку и выгрузить посадочным способом. Возможна транспортировка более легкой техники, буксируемых вооружений и т.д.

В тяжелом классе

Армейская авиация ВКС России имеет крупный парк транспортных вертолетов, укомплектованный машинами разных классов и типов. Он покрывает все потребности вооруженных сил в транспорте, способном работать с малых площадок. Наиболее сложные задачи такого рода призваны решать вертолеты Ми-26 – они могут доставить в заданную точку до 20 т того или иного груза.

Промышленность регулярно разрабатывает различные проекты модернизации транспортных вертолетов, за счет которых они сохраняют требуемые характеристики и улучшают свои возможности. Ми-26 не является исключением, и очередной результат подобного постепенного улучшения уже попал в войска. Более того, новые Ми-26Т2В даже успели показать себя в сложных условиях боевых действий. Производство такой техники будет продолжаться и даст очевидные положительные результаты.

Автор:
Рябов Кирилл
Использованы фотографии:
«Вертолеты России», Минобороны РФ