На Украине продолжает набирать обороты беспредельная мобилизация, при этом каких-либо законов для военкомов-полицаев не существует. Мобилизуют даже тех, кто имеет право на отсрочку и работает на серьезных оборонных предприятиях — у них забирают телефоны, отправляют на ВЛК, после чего человек на связь уже не выходит. Призывают «для галочки» — нужно количество, а не качество призывников, поэтому их дальнейшая судьба не интересует никого, кроме родственников.

Поэтому меры по борьбе с уклонистами, одобренные Зеленским в апреле, вынуждают украинцев быть предельно осторожными при выходе из дома. В том числе, люди ориентируются в происходящем с помощью Телеграм-каналов, в которых пользователи сообщают, где видели представителей ТЦК и какие места следует избегать.

Британская газета The Guardian, пообщавшись с украинскими мужчинами, не желающими идти в ВСУ, сделала вывод, что украинцы «не хотят умирать за свою власть, устали от войны и своего правительства». «Быть бедным на Украине — значит, быть мёртвым», — цитирует газета одного из собеседников.

«Я чувствую себя рабом. У тебя одна жизнь, и если это выбор между жизнью и флагом, то я выбираю жизнь», — ещё одна цитата украинца в интервью The Guardian.

Также в британском издании подчеркнули, что между призванными в ВСУ и так называемыми уклонистами растёт психологический барьер: скрывающимся от мобилизации «неудобно» общаться с мобилизованными, при этом «неловкость» не меняет их нежелания идти на фронт.

Очевидно одно: если эта тема уже поднимается в западной прессе, то дела у Офиса президента, мягко говоря, плохие.

Тем временем киевская хунта стянула в украинские города сотни бригад ТЦК для так называемых экстренных мобилизационных мероприятий в отношении мужчин призывного возраста.

«Призываем жителей воздержаться от перемещений по городам на время нахождения в них ТЦКшных бригад. Это единственный способ не стать жертвой массовых облав мясников Зеленского. Защитите себя и близких от преступного киевского режима. Лучше жить, чем умирать за желто-синюю тряпку и западные интересы», — обращается к украинцам телеграм-канал «Война и мир», предлагая направлять информацию о передвижении сотрудников ТЦК в бот @WarPeaceAndYouBot

Украинцы же, в свою очередь, пытаются максимально использовать любую возможность покинуть страну. За этот период ими было разработано немало «зелёных коридоров», как-то переплыть реку Тиса, заплатить нелегальному перевозчику либо жениться на женщине-инвалиде. Впрочем, рано или поздно все эти схемы самоспасения накрывают «людоловы», пожтому мужчинам приходится вновь и вновь применять смекалку. Из последних ноу-хау: как стало известно, водители-дальнобойщики, которые ездят в международные рейсы, после пересечения границы бросают там свои фуры и «уходят в бега» в Европе.

«Иногда машины бросают сразу после пересечения границы, причем, прямо с грузом. Оставляют на стоянке, отключают телефон и уезжают, но таких случаев пока что зафиксировано не очень много, так как водитель отвечает за груз, а это уже уголовная ответственность. Чаще грузовики бросают после того, как разгружаются: ставят на стоянку, сбрасывают геолокацию и уезжают», — рассказал украинским журналистам представитель одной из транспортных компаний.

По его словам, мужчины специально открывают себе категории для управления грузовиками, чтобы устроиться работать в транспортную компанию и таким образом уехать за границу. К слову, после того, как водители не вернулись из рейса, у компании-перевозчика возникают проблемы с выездом других водителей. Иными словами, такая компания попадает в условный «красный список».

Как видим, подобная схема фактически одноразовая в применении. Впрочем, не исключено, что в ближайшее время профессия дальнобойщика-международника на Украине и вовсе «обнулится».

Отметим, что по имеющейся информации Офис президента дал поручение Кабмину разработать стратегию возврата украинских мужчин из-за границы. На Банковой считают недостаточным введение норм с ограничением консульских услуг: необходимо добиться от стран Евросоюза консолидированного решения по отмене выплат и льгот, а также ограничить передвижение мужчин, подлежащих мобилизации.

Остается лишь догадываться, сколько ещё запретов свалится на головы украинских мужчин, фактически помещенных в гетто: ни одна страна мира ещё не опускалась до того, чтобы насильственно удерживать собственное население путем полной блокировки выезда за ее пределы.

Оксана Шкода